Кинорулетка: «Тайны и ложь»
Очень трудно писать о любимых фильмах. Они просто проваливаются в твое бессознательное, становятся частью тебя, а заниматься этой ментальной хирургией - вербализировать любовь, не хочется вот совершенно! Эту любовь хочется хранить, молчать о ней и жить ею. Чтобы в молчании она крепла и делала тебя лучше и сильнее.
Я увидела "Тайны и ложь" в 18, в самый первый киноманский период, и этот фильм открыл мне европейское кино, стал Откровением вместе с фильмом «Пианино» Джейн Кэмпион. С тех пор Майк Ли мой любимый британский режиссер. И остался бы любимым, даже если бы снял только один этот фильм. История обычных лондонцев, их семейные отношения, скелеты из пыльных шкафов - вряд ли требуют хоть какой-то вводной аннотации. Вы все это увидите в самом фильме.
Интересно поговорить о том, чем же фильм Ли так цепляет, почему чужая история, чужая семья за два часа экранного времени становятся таким твоим.
Еще до того, как я прочла хоть что-то о режиссерском методе Ли, обратила внимание на две вещи - как впечатляет существование актеров у него в кадре, и насколько в каждой истории ему интересен Человек. Так, что кажется, ты слышишь, как бьются сердца у этих людей. Почему, как это возможно, ведь это всего лишь бездушный целлулоид?! Оказалось, что именно работа с актерами, сотворчество с ними, и непроходящий интерес к людям, и есть два кита, на которых зиждется Вселенная Майка Ли. Кроме всего прочего, он еще ярый противник религии, и это тот редкий случай, когда антирелигиозность признак творческой и человеческой трезвости и адекватности. Ли антицерковник в смысле Альбера Камю и его "Чумы", то есть он не смотрит в небо в надежде получить абстрактную любовь божества, а любит людей сам, не ожидая что их, его, всех нас полюбит Бог. И еще максимально честно выполняет свой долг, свою работу.
В "Тайнах и лжи" центральный персонаж - фотограф Морис. Этот полный человек словно альтер-эго самого Ли - столько в нем терпения, понимания и доброты, лишенных приторности. Он снимает портреты точно как Майк Ли каждый раз создает незабываемые портреты вымышленных людей в своем кино.
Вот что Ли говорит о своем методе:
Мне кажется, это совершенно поразительно. Это напоминает, как с актерами работал большой советский режиссер Илья Авербах. А в итоге на экране возникает ЖИЗНЬ, а не жалкое жизнеподобие, или формальная имитация, с символами, функциями и математическими формулами вместо людей.
Другая важная история "Secrets & Lies", связана с Каннами, где шедевр Ли конкурировал с "Рассекая волны" Триера. И последнему большинство критиков прогнозировало триумфальную победу.
Однако в итоге жюри во главе с Фрэнсисом Фордом Копполой присудило "Золотую пальму" фильму Ли, а Триер получил Гран-при, второй по значимости приз. Бренда Блетин, актриса Ли обошла Эмили Уотсон, актрису Триера, в категории "Лучшая женская роль".
И я радуюсь этой победе, как будто она произошла сейчас - потому что это тот случай, когда победило не только искусство кино, а еще и Добро.
Напоследок одна из моих любимых Ли-цитат, которая так много говорит о нем и его кино.
Рулетка, просыпайся.
Рецензию на фильм подошлю скоро
Мне сперва попалась его работа "Мрачные моменты" и, как говорится "только минимализм, только хардкор". В остальных фильмах более позднего выпуска я продолжал видеть "Мрачные моменты" в основе, а остальное уже наслоения.
К его фильмам приближаешься, несомненно, но всё таки чувствуешь дистанцию т.к. есть во всём атмосфера британщины.
Ну и я рад, что он уделал Триера по 2м причинам:
а - отличное кино
б - не люблю Триера
Интересно, сохранит ли свой почерк Ли в "Уильям Тёрнер"
В том, что я видела меня колбасило очень по-разному - с трудом досмотрела "Кутерьму", билась в катарсисе от "Все или ничего", очень предсказуемо скучала на "Вере Дрейк", любовалась Салли Хокинс в "Беззаботной". Но вот самый любимый это все равно "Тайны и ложь" - видела его три раза, и первое впечатление остается таким же, ничего не осыпается не устаревает. Как в первый раз чувствую трепет, волнение, как главная героиня чернокожая Гортензия. Хотя конечно первый раз был совсем мощным, кино не как кино. а как настоящее окно в другую жизнь, где люди совсем другие... и такие близкие
Мне интересно, господа киноманы, что скажете за такое сравнение?
Фильмы то разные, но киноязык я нахожу похожим