Кинорулетка: «Только представь!»
«Представь и ты услышишь»
Зачастую истории о людях с ограниченными возможностями вызывают у зрителя (слушателя) чувства жалости, горечи и неловкости. И тем уникален фильм Анджея Якимовского «Только представь» - здесь абсолютно отсутствует подобный посыл. Казалось бы, нам представлен сложный - иной мир обделённых слепых детей и подростков, но режиссеру удивительным образом удаётся рассказать и показать такую историю, что чувство неловкости или жалости не возникает. Сопереживание, интерес – да!
Анджей Якимовский - режиссёр и сценарист фильма очень правдиво, без прикрас, но с потрясающей органикой (здесь снялись не актеры, а реальные слабовидящие и слепые дети) показывает нам жизнь незрячих детей их обучение и попытки адаптации к окружающей их реальности. Эта картина наполненная философскими пластами и символами вскрывает важные и вечные вопросы - восприятия мира и любви к жизни, внутренней свободы и независимости мысли, Веры в себя и право быть не таким как все… Кто же на самом деле больше «ограничен» в своих возможностях и восприятии - доктор клиники или главный герой Йен? Фильм созданный с большой теплотой и светом не играет на наших чувствах, но однозначно вызывает их не оставляя равнодушным.
Да, и нельзя конечно не упомянуть о пропитанной, сотканной из солнца атмосфере города показанной в картине. Лиссабон – полноправный герой фильма, красивые пейзажи, смешение европейского и восточного стиля в архитектуре, узкие, покрытые старинной брусчаткой улицы, знаменитые лиссабонские желтые трамваи, море, звуки города – все это составляет особый шарм. Ведь именно город так манит и притягивает главных героев, одновременно помогая и соучаствуя в познании себя.
P.S. фильм открывается специальным посвящением Бену Андервуду. Бен Андервуд – американский мальчик, который лишился глаз из-за рака сетчатки в возрасте трех лет, в пять лет мальчик открыл для себя метод эхолокации, который в фильме «Только представь!» применяет Йен. Щелкая языком и слыша эхо, которое возвращалось к нему в пространстве, Андервуд мог спокойно бегать, играть в баскетбол, заниматься сноубордом, кататься на велосипеде и вести чрезвычайно активный образ жизни. Мальчик был признан одним из самых ярких примеров профессионального использования эхолокации человеком. Анджей Якимовский лично встречался с Андервудом и был вдохновлен его примером: «мне показалось, что способы, которыми пользуются слепые людьми, чтобы ощутить окружающий их мир, очень образны и кинематографичны. Я стал изучать эту тему – и провел несколько месяцев, исследуя вопрос о пространственной ориентации и её техниках, прежде чем решился написать эту историю».
Начала писать...и уже трудно было остановиться :)
Слоган: «Они смотрят, но не видят»
- Что ты слышишь?
- Я слышу звук «бум-бум».
- Это твое сердце стучит.
Слепой – калека, инвалид, изгой…Чем наполнена его жизнь? Лишениями, комплексами, разочарованиями. Вокруг чего вращается его жизнь? Вокруг трости. Вокруг спасительной соломочки-палочки, которая связывает его с большим миром. Причем этот большой мир может ограничиваться размерами маленького дворика перед входом в частную клинику для слепых. И когда ежась и держась друг за друга, слепыши выходят на свет божий, чтобы сделать глоток свежего воздуха, ты ежишься вместе с ними и понимаешь, что кино веселым не будет точно.
Но когда в воротах клиники появляется симпатичный небритый брюнет в темных очках с чемоданчиком на колесиках, и он оказывается новым педагогом по ориентации в пространстве, появляется крошечная надежда. Такая же крошечная, как этот малюсенький дворик клиники.
Как разбить комплекс неполноценности у калеки? Как заставить его не думать о слепоте как о болезни? Как сделать так, чтобы его жизнь не вращалась вокруг одной трости? Надо включить воображение! Надо плеснуть цветной краски на этот вечно черный экран. Учитель Йен, сам слепой, умеет это. И он пытается поделиться своим опытом, который слепыши воспринимают как чудо. Но они боятся. Боятся оступиться и провалиться в бездну темноты. А рассказы учителя так прекрасны и заманчивы! Он наполняет их жизнь целой симфонией звуков, с помощью которых они смогут не только ориентироваться в пространстве, но даже «видеть». Видеть – не буквально, конечно. Помните, что говорил Лис Маленькому принцу? «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».
Недаром Йен замечает про зрячих, завсегдатаев придорожного кафе в Лиссабоне:
- Они смотрят, но не видят.
Они смотрят на жизнь как на привычную ежедневную декорацию. Это так. Фильм для зрячих о слепых. Зачем же нам это? Зачем нас погружают в их темный, как дно колодца, мир? Представьте себе, что я, сопереживая героям картины (а в фильме жизнь слепых детализирована до мельчайших подробностей), поймала себя на мысли (пусть на какую-то секунду!), - что я им немного завидую. Это невозможно, это спекуляция, скажете вы! Невозможно, чтобы зрячая завидовала слепому. А у вас в вашей зрячей жизни когда-нибудь росла вишня на акации? Вы даже вообразить такого не можете. Потому что вам этого не надо. Мир слепых и зрячих это как два космоса. Как две вселенные. То, что у нас светло и радостно, у них – темно и безнадежно.То, что для нас обыденно, для них - целый диковинный мир. Недаром Йен просит сотрудников клиники завязать глаза во время его уроков, чтобы они хоть на какое-то время ощутили себя слепыми и, может быть, услышали – бум бум – как стучит их сердце...
Фильм пронизан чудесной работой звукорежиссера. Вы знаете, какой звук издают лапки воробьев, когда они прилетают на подоконник? А их крылья? Или как расслышать звук рассыпанных семечек? Узнаете его из тысячи других звуков? Или как кошка пьет из миски молоко? А как выбрать обувь слепой девушке? Может быть, по уникальному звуку каблучков? И всё же слух, осязание – главные органы восприятия у слепых – это не самое важное. Главное это воображение. «Только представь!» - и вечно черный экран заиграет бликами. Сначала робкими, а потом – всё ярче и ярче….
Да, кино в целом не веселое. Не развлекательное. Это кино – преодоление; преодоление страхов, душевных мучений, унижения, боли... Но оно – не горькое, оно очень светлое, выдержанное в пастельных тонах, под чуть авантюрную музыку, которая придает сюжету даже некоторую комичность. «Только представь»! Представили?
Интересно, у этого поляка есть еще фильм "Зажмурь глаза" :)
Для Деи Гуинплен был самым прекрасным человеком в мире, ведь она видела его душу. Девушка не верила, что любимый уродлив, и над ним все смеются Вот где идеальная любовь - без всяких макияжей )
Иду смотреть ))