Кинорулетка: Нелли и мсье Арно
Ночью прошёл дождь, так часто встречающийся в лентах Соте и выступающий в качестве символа очищения.
Раннее субботнее утро. Просыпается отец-основатель данного блога, а вместе с ним и его совесть – пришла пора отдавать долги. Надо постараться написать хоть что-то про свой фильм. Благо, настроение соответствующее: двумя вчерашними бутылками брюта я отправил себя, скажем так, в отпуск. Утренний свежесваренный кофе, ноутбук и мои мысли, которыми я не прочь поделиться с вами.
Последняя работа Клода Соте стала удачной квинтэссенцией его сорокалетней карьеры кинематографиста. И дело вот в чём: со времён «золотого периода» Соте, который пришёлся на 70-е годы и был ознаменован тесным сотрудничеством с Роми Шнайдер и Мишелем Пикколи, режиссёр после смерти любимой актрисы снял лишь одну работу, где главный герой являлся его ровесником (речь об «Официанте», который не все посмотрели). И вот в «Нелли и мсье Арно» Клод приглашает на главную роль Мишеля Серро. Понимаете теперь?
Не могу сказать с полной уверенностью, но Соте, кажется, прожил почти полвека с одной женщиной. Однако душевная смута являлась основой всех его работ. Никто не может чувствовать себя абсолютно счастливым. Да и едва ли человеку нужно такое постоянное счастье, ибо как духовно развиваться, когда у тебя всегда всё хорошо, как ощущать всю полноту жизни, весь эмоциональный спектр?! Чехов отлично сказал, что «страдания ведут человека к совершенству».
Кто-то ещё не бросил читать эту прелюдию про выпитое мной шампанское, мой пятничный досуг и мои сбивчивые мысли в целом? (*автор пытается изобразить из себя психолога). Что ж, гран мерси, други и подруги, сэры и сэрихи... Пора бы и по теме высказаться.
Сюжет раскрою полно, но суть не в нём – интриги как таковой нет, однако про самые вкусные, на мой взгляд, детали - умолчу. Пусть они будут словно последний бокал красного сухого в уходящей ночи, перед самым рассветом – нет ничего более прекрасного и отчаянного, чем такой бокал. В дополнение к нему – «говорящая» тишина при утопании в глазах того человека, которого любишь.
Главная героиня, Нелли, переживает не лучшие времена: работает за себя и лентяя мужа (Шарль Берлинг), оказывается в долгах и едва ли способна на кого-то рассчитывать. Она одна в этом мире. Однажды Нелли решает изменить свою жизнь, уйдя от мужа. Важнейшая тема в работах Соте – тема дружбы. У главной героини есть старшая подруга, которая поддерживает её в трудную минуту. Вскоре происходит встреча с мсье Арно (Мишель Серро). Некогда судья, ставший бизнесменом – обаятельный мужик в возрасте, располагающий к себе. Он предлагает Нелли помощь, чтобы она расплатилась по долгам – при этом ничего не требует взамен. В дальнейшем она становится его секретарём и вдохновением для книги о воспоминаниях главного героя. «Ещё одной плохой книги, которая никому не будет нужна». При совместной работе Соте форменно издевается над зрителями, играя на контрастах, когда Арно, говоря о книге, резко переходит на личные темы, отмечая тонкие детали в личности Нелли. В этом основная интимность и индивидуальность фильма. При всей помощи главного героя, он предельно честен с ней, говоря о положении, в котором она оказалась: «успокойтесь, я не попытаюсь этим воспользоваться». Сделал что-то хорошее – ничего не проси взамен, однажды тебе это вернётся.
Параллельно развиваются истории второплановых персонажей: обнаруживается, что за внешним дружелюбием Арно скрываются сложные отношения с родственниками. С некоторыми он не общается совсем, с дочерью же (Мишель Ларок) отношения носят скорее формальный характер, «ради галочки» - по её взгляду понятно, как она жаждет наследства и с какой опаской она смотрит на Нелли, вдохнувшую жизнь в её отца. Становится ясно, что папочка в хорошей форме – такой неплохой стимул появился в лице молодой Эммануэль Беар. Мёртвого оживит.
Крайне показательна и история, связывающая отношения Арно с его бывшим партнёром по бизнесу. Показательна тем, как он поступил после сделанного и тем, что поведать о делах давно минувших дней он смог лишь Нелли: когда ты так можешь раскрыться перед кем-то, не боясь показать себя с худшей стороны, ты не одинок.
В силу сильных возрастных ограничений между Нелли и мсье Арно и невозможности женско-мужских отношений в полном их понимании, она, молода и разведена, приковывает к себе взгляды, и не только. Нелли вступает в отношения с литературным издателем (Жан-Хью Англа великолепен!). Он чуть старше её, харизматичен, уверен в себе. В общем, с женщинами у него проблем нет никаких. Тонкая же ирония Клода Соте заключается в том, что этот ловелас, предпочитавший исключительно отношения на небольшой дистанции, по отношению к Нелли готов к значительно большему сближению. Её же напротив устраивают периодические встречи и на почве её неготовности к более близким отношениям они спокойно расстанутся. И издатель, и Арно разными красками наполняют её жизнь. Она всё так же одна в этом мире, но что-то изменилось. Если вы будете смотреть фильм в соответствующем настроении, если вы его прочувствуете, сумеете пропустить через себя, то обязательно увидите это «что-то».
Подводя некоторые итоги фильма, скажу про отношения Нелли и мсье Арно: бывает так, без прикосновений, без физической страсти ты впускаешь человека в свою жизнь, и нет для тебя никого дороже. И ты боишься опошлить то чувство, которое несёшь в себе – словом, действием либо чем-то ещё. «Donnez-moi votre air qu’enfin je respire» - то что Арно не сказал, но оба это понимали и принимали. И в этих словах на французском – фабула всего фильма, сердечного и человечного.
Для поклонников (какого я высокого о себе мнения, однако!) моей рубрики про гастрономические сочетания с отдельно взятыми фильмами: итальянское вино «Barolo», да простят меня французы; говяжья вырезка, жареная на итальянском оливковом масле «Monini», да простят меня французы; на гарнир вешенки с моцареллой (датской, правда, но французы пусть меня простят и здесь за отсутствие патриотизъма). Да-да, у меня отличный вкус, знаю.
Мне едва ли не впервые нравится, что я написал. С трудом поспевал печатать. Духовное родство с творчеством Клода Соте, шампанское или..?
Посвящается нашей Нелли, которая с истинно французским никнеймом – bezsugar. Ибо мы, французы (!), не допустим сахара в винах, будь они хоть белыми, хоть красными, хоть игристыми. И да, конечно же, когда я узнал, как её зовут, вы все понимаете, какой коварный вопрос я задал!
Как шампанское на меня благотворно влияет, не правда ли? Давно в таком ударе не был. Спасибо за внимание, надеюсь, что подарил вам чуточку своего настроения. Fini la comedie.
_______________________
Было бы интересно почитать после того, как все отпишутся - каковы бы были твои личные требования?)
3 очка в довесок
Я не назвал бы его "вневременным", поскольку не во всякое настроение усидишь у экрана
Я не собирался сегодня его пересматривать.
...но Эммануэль взволновала и сделала голову легкой, а каждое появление Беар в кадре обесценивало время. О каких секундах и минутах может идти речь, когда сталкиваешься великой красотой? и как в такой ситуации можно поставить на "паузу"?
_________________________
А кто говорит описывать? Просто у меня есть одна цитата замечательная, вокруг которой можно построить текст. Потом у Херцога есть документалка о съёмках "Фитцкарральдо", называется "Бремя мечты" - можно привести интересные факты, выложить видео, где Клаус беснуется. Далее у нас на форуме есть такой замечательный персонаж как Лёша Мракобес - помнится, он сказал, что этот фильм сделал его чуть счастливее. Может и совместное что-нибудь придумаем.
У меня настроение превосходное и будет таковым до поздней весны, если ничего экстраординарного не произойдёт. Худшее явно позади. Что же до "Фитцкарральдо", то у меня сходные эмоции - я терял мечту неоднократно, а сейчас вновь обрёл. Ну и состояние безумия мне знакомо не понаслышке.
"Сыр. Голландский сыр? – медленно переспросил Николя по-русски, но даже в этих простых русских словах отразилась все многовековое презрение французского народа, ко всем низшим расам людей, непонимающих ничего в питании, - Тюльпанчики. Пусть голландцы лучше растят свои тюльпанчики."
http://kitya.livejournal.com/56390.html
Спасибо за предпоследний абзац, это так мило :)
И только попробуйте не посмотреть фильм!
Ну что, недаром я оттягивал с текстом, а?)
И вообще, какое посоветуешь на новый год?
___________________
Если не считаешь брют (сухое) кислятиной, то, на мой взгляд, один из самых оптимальных вариантов вот этот:
http://www.abraudurso.ru/sites/default/files/content/03_botl_vd.png
Хороший баланс, насыщенное, с какими-то чумовыми грейпфрутовыми нотками. Остался доволен. Я просто шампанское год не пил - долгие годы был предан донецкому, точнее артёмовскому шампанскому, которого нет по понятным причинам. И вот даже не знал, какое выбирать - в игристых я не силён. Но вот это не обычное Абрау-Дюрсо, это какая-то отдельная линейка, посвящённая Викто’ру Дравиньи. Очень достойно, в Окее по акции 450-500, а так оно 800+ стоит. Понимаешь хотя бы, за что деньги отдаёшь. У них ещё какой-то золотой брют есть, правда, не видел нигде пока что, но вот если найду... мне-то от обычного настолько хорошо стало, что вернулось творческое вдохновение - вон какую шизофазию выдал (Лёше Мракобесу большой привет!). Представляю, что будет после золотого - глядишь, про "Фитцкарральдо" Херцога выдам что-нибудь.