3 мин.

Кинорулетка: «Могила Светлячков»

Поставленная по автобиографическому роману Акиюки Носаки, “Могила Светлячков”, будучи анимированным фильмом, встает в один ряд с самыми душераздирающими фильмами в истории. Вообще, идея снять подобный фильм сама по себе уникальна. Режиссер Исао Такахата со всем свойственным ему колоссальным вниманием к деталям снимает пожары, взрывы, горящие дома и уже на первых минутах показывает обгоревшие тела погибших, а также не чурается показа язв, которые покрыли тело маленькой девочки. Но натурализм показанного – это хоть и важное, но все же не то главное, что ставит эту ленту так высоко.

Более жестоким и настоящим выходит показ полного социального распада времен войны, где начинает господствовать инстинкт самовыживания. Приют главным героям родственник дает лишь до момента, когда есть еда. Пытаясь прокормиться хоть как-то главный герой повествования начинает воровать, а фермер избивший его за это отводит в полицию(полицейский, по сути, самый гуманный персонаж в фильме). Да и сам Сейта отплатит ближним тем, что начнет воровать во время непосредственных бомбардировок. Самым жутким моментом фильма можно смело считать тот, где Сейта счастливо приветствует бомбардировщик, благодаря которому он сможет принести еды своей сестре.

Показав войну без общих и привычных нам стереотипных явлений (враг в привычном понимании, пытки и проч), Такахата показывает при этом, что вешать ярлык на фильм как антивоенный достаточно глупо. Не об этом здесь речь. Посмотрите на детей, которые став изгоями живут так, словно никого и нет больше в этом мире. Кроме разве что отца, который так далеко воюет за страну. Такая степень близости в отношениях и переживания происходящего возможны лишь там, где у человека ничего и никого другого не остается, кроме как другого человека.

Концовка со смертью главного героя выбрана лично Такахатой. Прототип главного героя на данный момент жив и здоров, а его книга, по которой поставлено произведение, на сквозь пропитана чувством вины космического масштаба. Там есть все: от "из-за моего эгоизма она умерла", до "моя жизнь - есть ад и наказание за ее смерть". Исао своим решением решил сделать акцент на другом, за что ему большое спасибо.

Это произведение очень тяжелое для восприятия и персональное по всем ощущениям, а потому к пересмотру не рекомендуется. Мне с лихвой хватило тех эмоций, что я испытал при просмотре первый раз, второй раз все еще ощущаешь еще хуже и более, что ли, лично.

 

П.С.: В Японии, судя по всему, о чувствах детей заботятся гораздо меньше, чем во всем мире ( Джордж Карлин их, наверняка, поддерживает), а потому эту ленту, вышедшую в 1988 вместе с "Тоторо", показывали в школах. You know, for kids! (c)