4 мин.

Кинорулетка: Дикая Банда

 

Рад приветствовать всех участников кинорулетки. Мне выпала честь представить вам три фильма. Каждый из них относится к разным жанрам. Разноплановость, собственно, и была определяющим критерием, которым я руководствовался выбирая картины для нашего спортивного в плане количества и сроков «фестиваля». Больше всего в кино я люблю ту тонкую грань, баланс между развлечением и искусством, позволяющий получить удовольствие от просмотра вкупе с пищей для размышлений. Если же баланс нарушен, то получается либо попкорн-муви, либо артхауз, что в принципе не плохо, но достичь абсолютного катарсиса от просмотра таких фильмов мне, увы, до сих пор не удавалось. Итак, три киноленты, которые будут представлены вашему синефильскому вниманию: «Дикая банда», «Рассчитаемся после смерти» и «Четыре льва». Дорогие друзья, устраивайтесь поудобнее, мы начинаем наше кинорулеточное путешествие с Дикого Запада. 

В то время, как в серидине 60-ых по другую сторону Атлантического океана вестерн усилиями талантливых итальянских режиссеров был успешно освоен и преобразован в спагетти-вестерн, на исторической родине жанр находился в состоянии кризиса, приносил убытки кинокомпаниям и нуждался в переосмыслении. Виной тому отчасти послужила, как ни странно, война во Въетнаме. Внушительное число погибших и раненых, а так же свидетельства военных преступлений американских солдат всколыхнули общество, породив культурную революцию, во главе которой находились хиппи. Сознание людей в достаточно короткий срок изменилось. Каждый день его закаляли репортажи из зон боевых действий, кадры военной хроники, цинковые гробы и искалеченные солдаты, бесславно возвращавшиеся домой. Поэтому от искусства зритель стал требовать больше реализма, чем наигранности, присущей вестернам тех лет.

Мир стремительно менялся, и, когда в 1967 году опальному в голливудских кругах режиссеру Сэму Пекинпа выпал шанс в виде предложения от «Warner Brothers» снять вестерн, он решил сделать реквием уходящему в прошлое жанру. К тому же сюжет ленты, рассказывающий историю выживания ковбоев-преступников в условиях смены эпох, был более чем символичен и идеально подходил для реализации режиссерского замысла. Переписывая предложенный ему сценарий, Пекинпа донельзя наполнил его насилием. Вот, что он сам говорил по этому поводу: «Смысл фильма заключался в том, чтобы убрать фасад киношного насилия, вовлечь зрителя, который будет думать, что знает развитие событий наперёд (вольный перевод, в оригинале: «Голливудский синдром предсказуемой реакции»), а затем выкрутить всё так, чтобы весельем это больше не казалось, прямо как заворот кишок... Он (фильм) уродлив, жесток и кровожаден. Это уже не просто игры ковбоев и индейцев. Это ужасная, уродливая вещь, и всё же определенная реакция, которую вы получите от него - возбуждение, потому что мы все - люди страстные»

Бюджет фильма был по тем временам достаточно внушительным и составил в итоге 6 млн долларов. Для сравнения бюджет гангстерской драмы «Бонни и Клайд» вышедшей в прокат в 1967 году составил 2,5 млн, а появившийся в Европе годом ранее «Хороший, плохой, злой» был снят и вовсе за 1,2 млн. В целях экономии съёмки проводились в Мексике, но денег всё равно не хватало. Основной причиной таких больших затрат послужил способ съёмки, использованный Сэмом Пекинпа, которому суждено было стать революционным прорывом мирового кинематографа.

Пригласив Люсьена Бэлларда и Лу Ломбардо в качестве оператора и монтажёра соответственно, они произвели съемки эпических масштабов. Главные сцены перестрелок снимались шестью камерами с разными объективами, с разных ракурсов и с разной частотой кадров - от 24 до 120 кадров в секунду. Эффект slow motion или рапид в кино и на телевидении использовался и раньше, но выдающийся монтаж Лу Ломбардо, когда действие активно переключается с медленного на быстрое и обратно, позволил придать времени эластичность, невиданную доселе. За время съёмок был использован 101 километр плёнки, использовано порядка 1 288 различных настроек и ракурсов кинокамер. Монтаж ленты занял 6 месяцев и в итоге составил 3 642 склейки, что в 5 раз больше среднего показателя в Голливуде на тот момент. Ну а финальная перестрелка до сих пор является пособием по мастерству монтажа и постановки.

Должное признание «Дикая банда» получила лишь спустя время, когда в 1999 году Библиотекой Конгресса США была включена в Национальный реестр фильмов как культурное наследие. Влияние этой картины можно проследить в творчестве большинства современных режиссеров таких, как Мартин Скорсезе, Квентин Тарантино, Джон Ву и др.

Ну а я искренне надеюсь, что рассказ мой был интересным и познавательным, заинтриговал тех, кто фильм ещё не видел, и открыл новые грани для тех, кто посмотрел. За сим откланиваюсь, желаю всем удачи и приятного просмотра. Любите кино.