Впервые на Олимпиаде – брейкданс (на самом деле брейкинг). А как он стал спортом?
В Париже-2024 стартует брейкданс (а на самом деле брейкинг) – единственный новый вид в олимпийской программе
Погодите, а брейкданс вообще спорт? Как он здесь оказался?
Появился благодаря диджею и снизил преступность в США
Сложно сказать точно, откуда появился брейкданс – многие его элементы существовали в танцах со всего мира.
Например, древний африканский танец джуба, где мужчины образовывали круг, внутрь которого выходил один участник и исполнял танец – почти как в брейкдансе. Или «лососевая полька» у скандинавских народов – в ней танцоры делали стойки на руках, вращения и прыжки.
Некоторые считают, что на появление брейкданса оказала влияние капоэйра – традиционное бразильское единоборство под музыку. Одни из первых брейкдансеров рассказывали, что вдохновлялись фильмами про кунг-фу (особенно с Брюсом Ли), когда придумывали элементы. А некоторые трюки пришли в брейкданс из спортивной гимнастики – к примеру, что-то похожее на flare (флэйр или флай) гимнасты исполняют на коне.
Полноценно же брейкданс появился в США в 70-х. Во многом благодаря диджею Кул Херку (DJ Kool Herc), который играл на вечеринках особые ритмические секции – быстро переключался между копиями одной и той же пластинки и создавал брейкдауны (или брейки).
Брейкдаун в музыке – это когда в треке резко меняется мелодия и темп, композиция как бы разбивается (отсюда и break – ломать), создается разрыв. Такая техника понравилась танцорам на вечеринках.
«Как только они это услышали – все, назад пути не было. Они хотели слышать от меня только брейки и брейки после брейков», – вспоминал Кул Херк. Ради танцоров диджей стал специально удлинять брейки – так получился традиционный брейкбит.
Позже брейкданс перерос в танцевальные баттлы – участники собирались в круги и по очереди танцевали внутри. Победителям нередко доставались денежные призы. Так что брейкданс всегда по сути был соревнованием, а не просто танцем.
Говорят, что пристрастие молодежи к брейкдансу даже снизило уровень преступности и жестокости в Нью-Йорке – многие мелкие банды решали споры танцевальными баттлами, а не насилием.
Главарь одной из таких банд Африка Бамбаата организовал серию турниров по брейкдансу только для того, чтобы дети и подростки (особенно из неблагополучных семей) уходили от жестокости в искусство.
С 80-х брейкданс разошелся по миру.
И даже попал в СССР – советские танцоры учились новым движениям по фильмам «Брейкданс», «Бит-Стрит» и подобным. Официально эти фильмы в стране не показывали – их нелегально привозили те немногие счастливчики, которые по работе могли выезжать за границу. В 1985-м брейкданс впервые появился на советском ТВ – в программе «Утренняя почта» показали выступление чеха Иржи Корна.
В Париже без брейкданса – там будет брейкинг
Но брейкданс – это танец. Вид спорта называется брейкинг – и это важно, потому что если вы назовете брейкера брейкдансером, то он сильно обидится.
«Хотя термин «брейкдансинг» стал популярен в основных средствах массовой информации в 1980-х, в основном из-за Голливуда и коммерческого влияния, его часто рассматривают как термин, который упрощает и коммерциализирует форму искусства.
Сообщество предпочитает брейкинг, поскольку он охватывает более глубокое культурное и художественное значение танца», – объяснил генеральный секретарь Всемирной федерация спортивного танца Сергей Нифонтов.
Брейкинг – это действительно культура. Брейкдансу может научиться любой, а вот жить как брейкер – нет. Вообще в среде брейкеров термин «брейкдансер» считает уничижительным – так называют людей, которые научились танцевать в студии, но не прониклись культурой; или людей, которые танцуют только ради популярности и личной выгоды.
А какая культура у брейкеров?
Самое главное – респект для всех. Среда брейкеров – позитив и взаимоуважение. Танец ради искусства и выражения себя, ради поддержания физической формы (это тоже важно). Да и просто ради веселья. Никакой коммерции, серьезного соперничества или вражды – нужно просто танцевать и получать от этого удовольствие. Плюс брейкинг не только танец, но и музыка, граффити, стиль одежды – это целый комплекс.
Брейкеры называют себя b-boy (би-бой или брейк-бой) или b-girl и обычно выступают под никами вместо имен.
Много турниров (даже на Играх БРИКС), а у нас есть чемпион
Брейкинг – полноценный вид спорта. Тут есть и ежегодные чемпионаты мира, и много турниров разных уровней вроде Red Bull DC One или Battle of the Year.
Конкуренция везде мощная – только на последнем чемпионате мира-2023 выступили спортсмены из 62 стран. России не было – Всемирная федерация спортивных танцев отстранила наших брейкеров, а нейтральный статус пока никто не получал.
МОК уже опробовал брейкинг на юношеской Олимпиаде-2018 в Буэнос-Айресе – идею признали успешной. Кстати, тогда первым в истории чемпионом стал наш Сергей Чернышев.
Ого, теперь брейк-данс – на Олимпиаде. Наш чемпион участвовал в «Танцах» на ТНТ
А в декабре 2020-го новый вид официально включили в программу Олимпиады в Париже. По словам Томаса Баха – чтобы «привлечь интерес молодежи к Олимпийским играм».
Забавно, но Россия в этом плане даже опередила МОК – брейкинг был в числе дисциплин июньских Игр БРИКС. Причем собрал чуть ли не самую представительную (по количеству стран) делегацию – там были Япония, Франция, Италия, Бразилия, Португалия, Германия, Китай и много кто еще. И это тоже показатель особой позитивной атмосферы в брейкинге.
В Париже разыграют два комплекта медалей – среди мужчин и женщин. В составе 33 брейкера из 16 стран (есть даже один беженец). На турнире два этапа – сначала групповой, а потом плей-офф.
В каждом поединке три раунда – побеждает тот, кто выиграет два. В раунде брейкеру дается 60 секунд на выступление. Причем, в отличие от фигурного катания или синхронного плавания, музыку выбирает не спортсмен – ему придется подстраиваться под биты, которые вживую выдаст диджей.
А как это оценивается? Все очень субъективно
Каждый раунд оценивает панель из девяти судей – именно они решают, кто выступил лучше. Брейкинг, пожалуй, самый субъективный олимпийский вид – тут нет обязательных элементов, нет шкалы оценки трюков, да и скорость тоже ничего не решает.
«Ты подсчитываешь очки в голове раунд за раундом. Очень сложно так судить, если ты сам не являешься опытным брейкером и не прошел через огонь. Конечно, есть разница во мнениях, но в конце концов, вы никогда не убьете субъективность в брейкинге.
В ММА, в боксе есть судьи. Но иногда им даже не нужны судьи, потому что кто-то улетает в нокаут. У нас этого нет. У нас всегда решают судьи. Всегда», – объясняет Донни Каунтс (би-бой Crumbs), работавший судьей на олимпийской квалификации.
«Диджей задает настроение, а танцоры должны на него реагировать. Это, пожалуй, самое важное, когда дело доходит до оценки — насколько танцор может резонировать своим арсеналом движений с музыкой», – говорит Зак Слассер, вице-президент USA Dance.
На самом деле система недалеко ушла от того, что было на улицах Нью-Йорка 70-х: тогда победителем баттла становился тот, в чью поддержку громче всего кричала публика. Сейчас публика не решает, вместо нее – 9 судей.
Но критерии все-таки есть, их пять: исполнение, музыкальность, оригинальность, техника и набор движений.
Каунтс поясняет:
«Набор движений – это разнообразие движений, стилей, потоков, переходов. Это работа ног, силовые движения, нити, фризы, стекинг, свипы, бэкроки – элементов много. Так много, потому что брейкинг постоянно развивается. Мы открыты и свободны творить и добавлять. Разнообразие – это про нас.
Техника – это атлетизм, контроль тела. Это из той же категории, что и исполнение, но в исполнении важно оценить, как движение было выполнено. Брейкер упал? Ошибся? Еще как-то напортачил?
Оригинальность – это креативность. Это то, кто ты есть. Чтобы ты зашел танцевать за ширму, а люди видели бы только твой силуэт и все равно сказали бы: эй, это же Crumbs! Они должны узнать тебя, потому что у тебя собственный стиль. Но тут огромное поле для экспериментов. Можно танцевать спонтанно, чтобы твои движения просто приходили сами, с музыкой.
Что приводит нас к музыкальности. Все критерии переплетены и связаны. Брейкеру нужно собрать все эти элементы и соединить их уникальным образом».
***
Фавориты Парижа-2024 – действующие чемпионы мира американец Виктор Монталво (Victor) и би-герл из Литвы Доминика Баневич (Nicka). Плюс чемпион Азии японец Накараи Шигеюки (Shigekix) и чемпион Европы француз Дэни Данн.
От них зависит, надолго ли брейкинг пришел в олимпийскую программу.
Медали в брейкинге разыграют 9 и 10 августа.
Фото: Gettyimages/Leo Vals / Stringer, Julien M. Hekimian / Stringer, Ryan Pierse / Staff, Cameron Spencer / Staff, Bryan Bedder / Stringer, Dean Treml/Red Bull; РИА Новости/Владимир Астапкович
Всё! Ушёл думать и водку пить, пока не заставляют переходить на смузи и лавандовый раф
Вот в этом и разница