Портрет современного фашизма (начало)
Это первая из трёх частей эссе, посвящённому исследованию современного состояния фашизма.
Характерной особенностью информационного пространства XXI века является почти полное забвение самого трагичного социального явления века предыдущего – фашизма.
Само слово, конечно, употребляется часто, но практически всегда не к месту. А вот серьёзного анализа на тему, что же собой представляет фашизм XXI столетия, я не встречал. Теперь каждый понимает эту уродливую аномалию в истории человечества по своему, и пытается использовать в корыстных, узко политических интересах. Например, если спросить проамериканского глобалиста, что представляет собой современный фашизм, то мгновенно получим вполне ожидаемый ответ: «Фашизм, это режим, не признающий наш порядок основанный на правилах и отвергающий теорию гендерного разнообразия». Наш российский либерал, выращенный в «оранжереях» Йельского университета, не задумываясь, назовёт фашистскими страны, где нет регулярной «смены власти», а радикальных представителей «демократического движения» подвергают преследованиям. И то, и другое, разумеется «бред сивой кобылы», который лишь подчёркивает вакуум познания данного явления.
У нас есть классическое определение фашизма от Георгия Димитрова: «Фашизм – это власть самого финансового капитала. Это организация террористической расправы с рабочим классом и революционной частью крестьянства и интеллигенции. Фашизм во внешней политике – это шовинизм самой грубейшей формы, культивирующий зоологическую ненависть против других народов».
Однако с той поры минуло уже почти сто лет. Многое в человеческой цивилизации изменилось и необходимо некоторое переосмысление прежних постулатов.
Итак, «Ab ovo ledae incipere». Начинать придётся с азов, - с понятия власти.
История человечества, это хроники угнетения одних людей другими. Начиная с древних шумеров и заканчивая современным «Pax Americana» люди других отношений не знали (за редким и, увы, коротким исключением). И все эти тысячелетия власть строилась на насилии и обмане. СИЛА и ЛОЖЬ, – две стороны медали под названием власть. Как правило, к власти приводит сила. Но, по мере того, как она ослабевает, растёт роль обмана, помогающего сохранить власть.
Феномен власти во все времена пытались изучить и понять. Существует даже специальный раздел философии – философия власти. Этот феномен подвергали исследованиям многие учёные, включая таких выдающихся мыслителей как Платон, Аристотель, Кант, Гегель. Но все они подходили к изучению вопроса фрагментарно. Первым, кто применил системный подход изучения феномена власти, стал … Фридрих Ницше. Да, да кумир одного малоизвестного австрийского художника, превратившего впоследствии фашизм в угрозу всему человечеству. Именно, во многом спорные, выводы немецкого философа послужили теоретической основой фашизма XX века. Системное изучение власти как источника политики, продолжили ряд философов, из которых следует выделить Александра Кожева (Кожевникова), Ханну Аренд, Мишеля Фуко.
Так чем же привлекли идеи немецкого филолога-философа, окончившего свой жизненный путь в психушке, европейских и американских фашистов? Следует выделить четыре основные тезиса Ницше.
1. Критика религии
«Бог мёртв» пишет Ницше. Разрушены представления о наличии некоего гаранта существования человечества, содержащего в себе план истории, придающего смысл существования мира. Это нравственный кризис человечества, во время которого происходит утрата веры в абсолютные моральные законы. Ницше предлагает переоценить ценности и выявить более глубинные пласты человеческой души, чем те, на которых основана религия, в т.ч. христианство.
2. Воля к власти
В представлении Ницше, это есть организующий принцип всего живого и сущего. Этот принцип утверждает творческий характер становления власти, в котором разрозненные факты бытия обретают единую меру существования. Это не насилие, а желание исполнить элементарный долг жизни.
3. Мораль господ и мораль рабов
Мораль господ даёт оценку действиям исходя из того, хорошими или плохими были последствия для тех, кто их совершил. Рабская мораль оценивает поступки согласно добрым или злым намерениям. Обе морали не принимают во внимание человеческие эмоции. В представлении Ницше: хорошее – благородное, сильное, мощное, а соответственно плохое – слабое, трусливое, мелкое.
Благородный тип человека не нуждается в одобрении, он сам является мерилом нравственных истин. Рабский тип человека противоположен благородному – слабые духом, пессимисты и циники. Сущностью рабской морали является утилитарность (практичность). Благом для неё является то, что представляется полезным для всего общества, а не классу сильных.
п р и м е ч а н и е
К данной теме обращался другой великий мыслитель. Помните у Достоевского: «тварь ли я дрожащая, или право имею …» Выводы у Фёдора Михайловича прямо противоположные ницшеанству.
Следует отметить, что Ницше резко негативно относился к демократии, считая её проявлением именно «рабской морали»: «Демократическое движение представляет собой «коллективное вырождение» человечества».
4. Сверхчеловек (Ubermensch)
В представлении Ницше, это радикальный эгоцентрик, средоточие витальных аффектов жизни. Творец, могущественная воля которого задаёт вектор исторического развития. Таковыми немецкий философ считал Алквида, Александра Македонского, Цезаря, Чезаре Борджиа, Да Винчи, Наполеона, Гёте.
Антиподом сверхчеловека Ницше представлял «последнего человека», ищущего лишь комфорта и безопасности, отвергающего риск и перемены. В обществе «последних людей» социальные конфликты сведены к минимуму, так как нет различий между сильными и слабыми, выдающимися и посредственными.
Помимо ницшеанства, важными составляющими фашизма XX века стали национализм и антисемитизм. Но являются ли они действительно необходимыми для фашизма или появились в нём ситуативно? По моему мнению, настоящий фашизм, вполне, может обойтись без них.
Ради объективности следует отметить, что Ницше не был ни националистом, ни антисемитом. Эти черты его теории придала сестра философа Элизабет, жена идеолога антисемитизма Бернарда Фёрстера. Как распорядительница литературного наследия брата, она собственноручно отредактировала часть не изданных ранее материалов, а часть запретила публиковать. Подготовленное Элизабет 20-томное собрание сочинений стало эталоном классического наследия Ницше, и лишь в 60-х годах итальянские учёные смогли убрать искажения привнесённые его сестрой.
Заочную полемику с немецким философом вёл Владимир Сергеевич Соловьёв. Главными его работами по критике ницшеанства стали «Оправдание добра» и «Идея сверхчеловека». Историк предвидел опасность распространения идей Ницше: «Дурная сторона ницшеанства бросается в глаза. Презрение к слабому, больному человечеству, языческий взгляд на силу и красоту, присвоение себе заранее какого-то исключительного сверхчеловеческого значения – во первых себе единолично, а затем коллективно, как избранному меньшинству «лучших» господских натур, которым всё позволено, так как их воля есть верховный закон для прочих, - вот очевидное заблуждение ницшеанства».
Такова теоретическая основа фашизма. В каком состоянии она находится сто лет спустя?
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ ...