9 мин.

Дима Бравичев: разговор с амбассадором

Дима Бравичев: «Катаясь для индустрии, а не для себя, ты теряешь вкус и ощущение скейтбординга»

Сначала вопрос классический: расскажи про первый опыт с доской и осознание всего прикола. Когда и как это случилось?

Все началось в детстве в возрасте 10 лет. Мой одноклассник и товарищ по хулиганству Алексей Седых зашел за мной, чтобы позвать погулять. С собой у него был старый советский скейт фирмы Rula с синим слоем, подшкурником и звездами на шкурке. Я попробовал прокатиться и у меня сразу же получилось, было легко и весело скатываться с больших горок, ловить своих первых вобл. Это было в 2004 году, я тогда ничего не знал про скейтбординг. Видел скейт только в рекламах, играх и на MTV. Но чуть позже, гуляя с родителями по Поклонной горе, увидел девчонок постарше, они тоже были на скейтах, но других — с двумя загибами на маленьких твердых колесах. Они прыгали и пытались сделать олли, естественно, мне захотелось тоже! 

2 июля на мой день рождения, отец купил мне комплит на рынке в Орехово-Зуево. Я вообще до этого мечтал о внедорожнике на пульте управления, но передумал. Понимал, что он дорого обойдется родителям. Мы зашли в соседний от магазина игрушек ларек и там стоял он — скейт за 400 рублей с китайской доской нормальной формы и с гелевыми колесами.

В Орехово-Зуево у нас была дача, на которой я проводил большую часть лета до того, как начал кататься. Скейт-компании у меня там не было, но местные ребята пугали тем, что на каком-то споте старшие играют в скейт и забирают доску у проигравших. На своем районе я гонял по двору с одноклассниками, учился трюкам, а помогал мне в освоении всего этого сайт skater.ru с раскадровками трюков и поэтапными обучалками. 

Давай чек-лист: первый олли, кикфлип…

Олли я научился за один день, потом были легкие шовиты, а ванети и развороты (кроме свич бэк сайд) даже не учился. Их я попробовал, катаясь под окнами своего дома, и они сразу получились. А свой первый кикфлип я сделал на песке в пионерском лагере «Солнышко». Мне там, кстати, запрещали кататься… Но мы с ребятами, которые тоже немного увлекались скейтом, уходили на асфальтовую дорожку возле ворот на выезде с территории и пробовали что-нибудь сделать.

В целом за год катания я научился неплохо флиповать, а еще, расширяя свою карту скейт-спотов, пришел на памятник Индиры Ганди, где познакомился со скейт-бригадой ребят постарше, во главе которых были братья Климовы. Там и начался мой основной прогресс, появилось понимание как надо.

А что насчет около скейтерского контента? Где и как тогда потреблял, помимо уже упомянутого skater.ru.

Первые скейт-видео я увидел в игре Tony Hawk's Pro Skater 4. Ничего удивительного, многие вдохновлялись этой темой. Для меня это было эталоном стиля и крутости, заряжающим смелостью и удовольствием на целый день! 

Чуть позже на районе я познакомился с Яриком Родионовым, и он взял на себя роль моего проводника в мир скейт-видосов, показывал мне их на компьютере. Хорошо помню, как мы смотрели две части Imagination и Lakai Fully Flared. Особенно запомнились профайлы Влада Есаулкова и Саши Тушева. Вдохновленные видосами, мы с Яриком гнали снимать друг другу профайлы, заодно совершенствовали мастерство съемки. 

Годы шли, ты прокачивался и стал бешеным контестером. Боюсь представить сколько ты всего прошел, но больше всего меня интересует первый. Помнишь свой первый раз? 

Game Of Skate на Арбате — это был крутой контест для всех желающих, организованный Seven Boardshop. В свои 14 я прошел в финал и бился со взрослыми ребятами. Проиграв Алексею Зайцеву и победив Сашу Осепяна, я занял второе место! Волнения у меня не было. Причины этому тоже есть — дома меня всегда хвалили… Родители в целом очень поддерживают меня, все время, они всегда позволяли мне двигаться в своем направлении, и они гордятся мной. А в школе и на районе старшие уважали меня за то, как я себя вел и как катался.

В целом к контестам у тебя какое отношение? 

Я вообще смотрю на них как на некое выступление на сцене, в котором я борюсь не с соперниками, а с самим спотом. Главным для меня всегда было выполнить программу чисто и эффектно, только тогда я понимал, что хорошо потрудился.

Бывают проигрыши спотам?

Периодически, уличным спотам. Трюк — это всего лишь фантазия, в реальности она не всегда хочет играть по моим правилам.

Откат на вопрос назад: говоришь, что главным было выполнить программу чисто. Сейчас что главное? 

Сейчас та же формула успеха, просто вырос уровень трюков и спотов.

Окей, а чем скейтбординг был тогда и есть сейчас для тебя? Изменилось ли что-то в восприятии, отношении, испытываемых эмоциях?

В самом начале пути скейтбординг ощущался, как игра Tony Hawk, в которой ты художник — катаешься по городу, выдумываешь себе споты и делаешь там трюки, будто все эти места для тебя построили. Потом с появлением спонсоров, съемок и крупных контестов я стал «доказывать себя», становиться контестовой машиной, сниматься в видосах, тусоваться и ездить в скейт-туры. 

Это тоже интересно, но во всей этой «скейт-гонке» есть один недостаток — катаясь для индустрии, а не для себя, ты постепенно теряешь вкус и ощущение самого скейтбординга, начинаешь делать «как надо и как круто», обесценивая свои навыки, стиль и сильные стороны… В конечном итоге ты выгораешь.

Поразмыслив в 2020 году на карантине о своем скейтбординге, я вспомнил ради чего я начал этим заниматься, и сумел вернуть тот детский азарт, абсолютное удовольствие от этого прекрасного дела.

Что там на карантине было?

Все боялись коронавируса и сидели дома, кто сколько может. Я лично просидел два месяца, и дождавшись начала весны, начал выезжать кататься, остерегаясь полиции и чихающих людей.

Сделать трюк во флэте было таким удовольствием, ради которого стоило испытать настолько сильный голод, и переосмыслить свой предыдущий ориентир.

Все потому, что скейтбординг — это творчество, а не спорт или мода!

К слову, о творческой составляющей скейтбординга… Диайвай — одно из занятий твоей жизни, одно из направлений твоего творчества. Расскажешь, как проникся этой первобытной культурой? Как увидел в этом кайф и почувствовал желание делать? 

Мне было 15 лет, когда я впервые увидел диайвай — Тишкин с Копчиком придумали сделать из сцены новой Олимпийской деревни целый скейт-парк с крутыми бетонными фигурами. Они трудились над ним днями и ночами, не покладая рук, а я с другими малыми всячески старался им помогать — мы носили воду, подавали кирпичи, таскали рейлы и бордюры, найденные на улице.

Тишкин (тут по ссылке материал о Тони) — наш гуру диайвая, всегда по уши в бетоне. Как вы познакомились? 

Как-то Тони приехал на площадь Индиры Ганди, чтобы продать доску. После он погнал на спот у библиотеки МГУ, куда и позвал меня. Мне было приятно кататься в компании взрослых, в детстве это ощущалось неким признанием. После продуктивного дня с командой LSD, я, поскидывавшись со всего и отовсюду, получил приглашение стать райдером этой тусовки. Это помогло мне почувствовать себя еще увереннее, прогресс пошел быстрее. 

Я в целом многому научился у ребят. Скоро планирую построить собственную фигуру на московском диайвае и познакомить российский скейтбординг со своим виденьем. Но карты пока раскрывать не буду. 

Так круто, что вы с Тишкиным и некоторые другие творцы скейта/бэма/эмтэбэ и многих других тем теперь с нами. С нами в XSA. Ты помнишь, что тебя впервые зацепило из деятельности нашей компании? 

Еще буквально пару лет назад в России не было вертикальных стенок в парках, поднимать свой уровень катания нам приходилось за границей. Лично я (но и многие другие российские райдеры тоже) вылетал покатать в Испанию, Китай, Швецию, Финляндию, Бразилию и т.д. в парках, которые строили к чемпионатам типа Vans Park Series. Или на мощных диайваях. Возвращаясь в Россию, мы, само собой, постепенно теряли скилл, приобретенный там.

Первые же верт-радиусы в стране я заметил у XSA, они были хорошо затерты и представляли собой настоящие арт-объекты. Сейчас их, конечно, прибыло — «Слон», Альвар АалтоЮбилейный. Я реально тогда сильно обрадовался, подумал: «Наконец-то начали строить!». Позже узнал, что они были сделаны по инициативе Тишкина, Викинга, Мелса и других опытных райдеров. Всем своим знакомым ценителям и в спорах с другими компаниями, я всегда ставил в пример XSA.

Стоп! Споры с другими компаниями в прямом смысле? 

Ну да, я большой любитель спорить и ругаться с другими компаниями на тему того, какими должны быть фигуры и как их использовать. Многие наши компании (даже топовые по количеству объектов и узнаваемости!) строят плохие скейт-парки, делают неправильные радиусы просто потому, что сами не умеют в них кататься, не понимают как это работает.

Во время одного из выездов в Барселону. На фото пул в парке Mar Bella

Так и есть! Основа нашего подхода — «Райдеры для райдеров». Вот как получается настоящее искусство. Процитирую нашего топчика в направлении деревянных парков Сэма Хромова (интервью с Сэмом читайте здесь): «Как можно разграничить создание спотов и катание на них? Когда каждый понимает что он хочет чувствовать от скейт-парка. Это офигеть какая коллаборация опыта, это ощущение». Скажи? Одновременно гениально и просто. Но за всеми этими красивыми словами, конечно, стоит множество нюансов и заморочек — инновации, технологии, люди, бабки, кровь, пот, бюрократия, столкновение с системой. Хочется, чтобы это понимали и ценили.   

Я считаю, что XSA — первая компания, решившая выйти за рамки «русского ГОСТа», но не в прямом смысле этого слова, конечно. Я имею в виду приблизиться к европейским стандартам. Это выделяет ее на фоне других, это передает глубокий смысл.

А ты помнишь, как стал нашим амбассадором?

Как-то после приезда в Краснодар на Bowl Slayers в 2022-м, где я занял первое место, мне позвонил Рунар, мы хорошо пообщались с ним на тему проектов XSA, и он предложил мне стать амбассадором компании. И, если быть честным, я очень рад представлять команду, в которой строители — именитые райдеры, для которых построить большой, качественный и крутой скейт-парк это норма!

Вывод: хорошо, что мы вместе. 

Это точно.