Вера Навалихина — самый юный амбассадор XSA
Знакомим вас с Верой Навалихиной — 12-летней скейтбордисткой, с раннего детства проникшейся духом скейтбординга. А еще двукратной чемпионкой Первенства России, двукратной серебряной призеркой Чемпионата России в категории «Парк». Райдером, чей флоу как минимум особенный и стильный, и, как правило, цепляет с первого взгляда. Мы уверены, это только начало.
Когда и как ты впервые встала на доску и почувствовала, что это оно?
Сначала меня интересовали только беговелы. Куда бы мы не шли и где бы мы не были — я везде была на нем. Он однозначно был любимым видом транспорта на колесах и каталась я круто. Один раз даже заняла второе место среди двухсот детей от трех до шести лет на гонках беговелов. Смешная была история, я не доехав до линии финиша совсем чуть-чуть обернулась, чтобы порадоваться и посмотреть на маму. Так меня обогнал победитель гонки.
Скейтом я, конечно, тоже интересовалась. Он всегда был рядом, с самого рождения. Были и попытки залезть на папину большую доску. Поэтому мама решила заказать мне мою собственную у девчонок из Pink Helmet Posse в Калифорнии. Они делают красивые забавные скейты для обучения маленьких девочек. Так у меня появился первый комплит — 6,5 дюймов, хороший навес и качественная дека. Розовый, само собой. И красивый шлем в цвет. Но все это в основном просто лежало, ждало своего часа. До тех пор, пока я не выросла из беговела.
При этом давления со стороны родителей в сторону какого-либо спорта или увлечения никогда не было, все случалось играючи и потому, что мне самой хотелось кататься. Я просто не могла не хотеть, ведь я часто видела папу на доске и своего брата Глеба. Они — пример любви к скейтбордингу. Глеб ставил меня на деку перед собой и мы гоняли вместе на прогулках или брал меня на руки.
А первые прям осознанные попытки научиться чему-то большему на скейте когда случились?
К пяти годам, когда я подросла. Тогда мне стало гораздо интереснее пробовать кататься. Хотелось обучаться трюкам. Но таких маленьких детей не брала ни одна школа… Мама снова все организовала, чтобы мне не было скучно. К ней как раз обратилась подруга, дочь которой тоже хотела кататься. Тогда мама выложила пост о том, что в Москве собирается группа для обучения скейтбордингу. И сами того не ожидая, она получила ответ от других родителей. Собралась компания обучающихся, мы назвались Kidsproriders мне стало еще веселее и интереснее кататься. Особенно потому, что тренером был мой папа.
Параллельно со скейтбордингом я занималась спортивной гимнастикой с сильным тренером. Думаю, что этот вид спорта классно прокачал меня и способствовал развитию в скейте — чувство тела, гибкость, координация. Помог и батут, который я посещала с самого раннего возраста. Папа тренировал взрослых, а я присоединялась и даже научилась некоторым трюкам. Вообще я была очень активным ребенком — ходила на руках по улице, прыгала, бегала и лазила всюду.
Но никаких мечт о большом спорте у меня не было. Я всегда в своем темпе занималась тем, что мне нравилось. Родители поддерживали, понимали и не настаивали на большем.
Помог ли тебе папин райдерский опыт (речь о Михаиле Навалихине)? Складывается впечатление, что у вас особенная связь и любовь к колесам.
Да, конечно, папа очень влияет на меня в плане скейтбординга. У него была забавная история с первым скейтом, кстати. В восьмом классе, когда он впервые увидел его у друга, он настолько сильно захотел себе такой же, что обменял на свой классный кожаный дипломат. Это была обычная советская рыбка. А потом, уже с компанией, которой они учились скейтбордингу, они увидели «настоящий скейт» (такой, как сейчас) и мини-рампу за забором американского посольства в Москве. Видимо, чей-то ребенок увлекался скейтбордингом и ему собрали мини-рампу на заднем дворе. Папа говорит, что они встали тогда как завороженные и просто наблюдали за тем парнем. В Москве тогда был тотальный стрит — памятники, перила, ступени. Ни о каких мини-рампах не было и речи. Зимой шли в переход Парка Победы, где их гоняли полицейские и скинхеды. Такие были времена.
В итоге американец заметил их интерес и подарил тот самый скейт из клена, который до этого они видели разве что в фильмах и журналах. Но все не так просто, дальше у компании встал вопрос как разделить скейт на всех. Кататься по очереди им не хотелось. Решено было разобрать его, чтобы каждому достался кусочек. И пошел DIY, в котором у них уже был опыт. Они и до этого учились делать деки по статьям в Thrasher. Роль пресса у них играл шкаф с книгами, варили березовый шпон в кастрюле, клеили эпоксидным клеем, делали загибы самостоятельно.
Таких историй у папы много, он с детства влюблен в скейтбординг, он обожает сноубординг, он долго тренировал взрослых, а потом детей, и всегда помогает мне профессиональными советами. Люблю с ним кататься. А еще он считается первым спонсируемым скейтером в России — после одного из контестов в рампе, магазин «Олимпийские игры» взял его на спонсорство.
В каком режиме сейчас проходят твои будни? Школа и тренировки нон-стоп?
Школа да, она занимает основное время. Я в пятом классе и у нас есть дни, когда в расписании по семь уроков. Затем две тренировки по скейту в неделю, на которые мы с мамой едем на метро через всю Москву. И два ОФП. Тренироваться мне не в тягость, я люблю этот процесс. Часто мы с папой катаемся вдвоем, получается третья, а иногда и четвертая тренировка в неделю.
На ОФП я посещаю физиотерапию, работаю со специалистами над коленями. Как и у многих других спортсменов подростков, у меня болезнь Шляттера. Все дело в быстром росте и большой физической нагрузке. Поэтому после пары часов активного катания мне необходима перезагрузка.
А если говорить о выходных, то самое классное что может быть — спокойный день дома с фильмами и вкусняшками. Я очень люблю отдыхать в прямом смысле этого слова. Поездки, гости, прогулки — тоже здорово. Но это не отдых.
Есть ли контест, который тебе особенно запомнился?
Я уже говорила, что у нас не было цели заниматься скейтбордингом профессионально, участвовать в соревнованиях. Но однажды в «Садовниках» на меня обратил внимание Кирилл Гусев, папа талантливого Саши. Он сразу отметил мой флоу и стиль катания, сообщил родителям. И практически уговорил маму с папой, чтобы я поучаствовала в грядущем Чемпионате России. Но сначала я попробовала себя в первенстве РФСО «Локомотив» по скейтбордингу среди райдеров до 16 лет. Отборочные этапы проходили онлайн, мы быстро сняли дорожку и попали в ТОП-10 дисциплины «Парк». А затем поехали на сам контест в Казань. Мы с ребятами соревновались в Uram'е, я заняла второе место. Это был мой первый контест. Было весело, атмосферно и интересно. Причем и мне, и родителям. Мы все познакомились с классными скейтерами, были на одной волне… Но соревноваться я не особо люблю, я не контестный райдер.
Сразу после был Чемпионат России, там же в Казани в 2020 году, конечно, помню. Мне было девять. Это было масштабно и громко, я заняла третье место, хорошо откатав свою попытку. Ехала не за победой, скорее, чтобы набрать очки на случай, если меня затянет и захочется развиваться в этом виде спорта дальше. В следующем году случилась Красная Поляна, тоже Чемпионат России, тоже «Парк». Там я продвинулась, вышла на второе место.
Примерно в это же время закрылась моя школа спортивной гимнастики и тренер завершил свою карьеру. Так акцент полностью сместился на скейтбординг, я стала еще увереннее чувствовать себя на доске.
«Ваши парки — моя любовь».
Где и как ты любишь катать больше всего? Есть ли у тебя любимый трюк?
Обожаю большие боулы! Такие, как Юбилейный в Краснодаре и тот, что построили в Кисловодске. Нравится атмосферный Alvar Aalto в закрытом споте XSA, но он поменьше. Хочется приезжать в Краснодар чаще, чтобы кататься в классных парках. Этот город — хит, он любимый из-за количества спотов. К стриту отношусь спокойно, сейчас из-за болей в коленях особенно. Большой хороший парк не так давно открылся в Ясенево у Битцевского леса. Он, к сожалению, вообще никак нам не по пути, а даже наоборот, но мы все равно ездим туда с мамой на метро с пересадками.
Единственное, что меня смущает в больших парках — опасность, которую в представляют юные неопытные самокатеры. Зачастую катающиеся без правил, ограничений и без защиты. С ними сложно договориться, поэтому приходится постоянно отвлекаться от процесса и быть внимательной. Было бы здорово, если бы существовали парки только для скейтбординга. Это был бы совсем другой уровень развития.
Любимый трюк — это однозначно хэнд плэнт (стойка на руке) в радиусе. Он очень эффектно выглядит.
Как ты познакомилась с командой XSA, помнишь?
Все благодаря маме, она однажды связалась с командой по поводу строительства скейт-парка в Сочи, так у нас случился первый контакт с XSA. В процессе общения оказалось, что у нашей семьи и ребят из команды очень много общих знакомых и друзей. А еще позже мы приехали на сборы в город и познакомились лично. Мне было приятно получить официальное письмо от команды с приглашением стать амбассадором. Мы с мамой храним его до сих пор, такое красивое. И в целом здорово осознавать, что я полезна такой крупной и крутой компании в свои годы.
Есть ощущение, что мы давно дружим с командой. А ваши парки — моя любовь. В свой последний приезд я каталась каждый день, всю неделю. Мы с родителями составляли программу парков на день и переезжали с локации на локацию.
Ребята, с которыми я успела познакомиться в компании, тоже классные. Видно, как они любят свое дело, у них глаза горят, все очень дружелюбные и открытые. Мне кажется, мы вместе надолго. Ведь к XSA причастна теперь не только я, но и мой старший брат Глеб. Он прямо сейчас работает с командой билдеров над большим и классным парком.