Кинорулетка #5. Лифт на эшафот
Первая сольная работа Луи Маля, до этого побывавшим ассистентом Жак-Ива Кусто. Примечательна тем, что режиссёр выкупил бо'льшую часть экранизируемого романа Ноэля Калефа, чтобы, во-первых, зрителям не была известна концовка, во-вторых, концовка была вольной, авторской. В качестве приправы к основному блюду: во время съёмок у режиссёра был бурный роман с Жанной Моро, исполнительницей главной роли. Композитор же, американец Майлз Дэвис, писал саундтрек, попивая шампанское с Малем и Моро. Страстная любовь и холодный брют - отличные вдохновители, попробуйте.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/c/0c/23842bfe54e1b8801e7a173489239.gif?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Прошло более полувека с момента выхода ленты на экраны. Не стоит ожидать динамичности сценария, да и нуарный жанр оставим для редких эстетов. Кто-то скажет, что кино устарело - и по-своему будет прав. Но есть нерв, есть одна большая эмоция, проходящая сквозь весь фильм. И этими авторами являются режиссёр, актриса, оператор и композитор. Стоит сказать, что я не являюсь ярым поклонником нуара. Но чем меня зацепила эта работа? Пожалуй, стилем, присущим европейцам и ярким индивидуальностям исполнителей. Тот же американский нуар подарил бы нам классическую красавицу, бравирующую, увы, лишь своей внешней эстетикой.
Жанну Моро называли "самой красивой среди некрасивых французских актрис". Ради неё Пьер Карден на время забыл о своей сексуальной ориентации. Большая личность не только на экране. Банальный мужской взгляд: ради такой женщины можно пойти на убийство. Её бездонное море печали в глазах, приправленное музыкой отчаяния, а именно джазом Майлза Дэвиса и операторской работой Анри Декэ придают картине долгое и горькое послевкусие. Это её миг, в котором ещё возможно счастье. Она борется за него и готова заплатить любую цену взамен.
![](https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/0/a0/b28d5f86f4db580a52afbbc419252.gif?f=webp&q=90&s=2x&w=730)
Как итог, воспоминания, превосходящие по своей силе обречённую реальность. Которые оправдывают всю её жизнь. Где тюрьма в голове страшнее тюрьмы за решёткой. Тонкий экзистенциальный налёт от молодого Луи Маля.
Здесь стиль, джаз, дождь, страх и томность вечера, рвано переходящего в ночь. Такой анти-Хичкок, или нет, сюр-Хичкок, то есть сверх-Хичкок. У старины Альфи никогда не было такой роскоши, такого большого хронометрического акцента на женщине в кадре. Женщине в молчаливой панике - и в ней саспенса больше, чем во всех ясноглазых девах Хича, удирающих от злодеев.
Очень понравился актер в главной роли - его незатертое лицо добавляет стиля и нерва "Лифту..". А как он покачивается от пыток бессонницей на допросе - офигенно снятый эпизод, экзистенция высшего уровня...
Жанна Моро - нет, я по-прежнему не понимаю ее, она остается чужой. Не понимаю ее культового статуса в том революционном французском кино, ни ее обаяния, ни ее фанальности. Это лицо на экране не дает мне энергии, а отнимает ее. Апатия накрывает, я не чувствую никаких эмоций. Те что есть - они словно застывшая маска, безотносительно того, что играет Жанна - она всегда под этой маской.
Но - этот фильм в череде молодых ролей Моро вдруг странным медленным и постепенным способом раскрывает эту женщину. Ее полная закрытость становится дополнением к тому напряжению, которая переживает героиня параллельно с деятельной паникой своего любовника. Прекрасные сцены - те что в гифках - когда она просто бродит по ночному городу, когда глотает слезы и капли дождя, когда весь ее хронический страх и разочарования наконец-то близки и понятны, и существуют не просто ради позы и картинки (здесь наконец-то действительно красивой), а внутри истории. Эта тоска, отчаяние, проблески надежды... безнадежность избавления, безнадежность любви криминальных буржуа... Композиция кажется бесконечной... и не отпускает
Сегодня же случился занятный эпизод. Этим вечером волею судЕб оказался в дорогом моему сердцу месте, которое осознанно избегал долгое время. В эпицентре некогда взрыва долго находиться не смог, спустился к морю. Там "снова месяц взошёл на трон править звёздною своей страной", в общем красота. И рядом железная дорога. Проезжает "Ласточка". И ассоциации (первые 25 секунд из видео):
https://www.youtube.com/watch?v=i0ROwGeS6pE
Такое играть нельзя: либо чувствуешь что-то схожее, либо нет. Разве что пальто у меня чёрное, сам же светлый. Не Брандо, конечно, но тоже сволочь обаятельная. Вы же не думали, что я на Гришковца похож?))
Только вот я против воли оставил себя в той весне. И танго больше не танцую.
Я тут глянула в полном трезвом отдохновении
"Тайна в их глазах", римейк нашего рулеточного аргентинского фильма, как тебе, если видел?
Мне только Робертс понравилась, ну и в целом, фильм все же не настолько плох, как я боялась, пробежав мельком отзывы на КП
По поводу актёра, Роне. Если не ошибаюсь, он был мужем чаплинской дочери. И в другом фильме Маля ("Затухающий огонёк") он солирует, у Моро же небольшой эпизод. Так вот, там он раскрывается в полной красе - депрессивный участник войны в Алжире, хронический алкоголик... фильм, как ты любишь их делить, дневной, на мой взгляд. И, наверное, в череде любимых у Маля, именно "Затухающий огонёк" - лучший.
Если серьёзно, то Маль, пожалуй, будет в тройке моих любимых французов вместе с Соте и Бекером-сыном. Смотрел не так много работ Луи, но вот что отмечу: обе американские ленты, которые смотрел ("Атлантик-сити" и "Ущерб"), на мой вкус, идеальны. А не испортиться в Штатах мало кому удаётся, многие теряли индивидуальность, прогибаясь под продюсеров, студии и тд.
Во время просмотра малевского "Затухающего огонька" понимал, что этот человек мог бы экранизировать Сартра. Конкретно - "Тошноту". Для кого из них это комплимент - большой вопрос.
Кому интересно продолжить знакомство с творчеством режиссёра - рекомендую "Ущерб", одну из последних его работ.
Здесь стиль, джаз, дождь, страх и томность вечера, рвано переходящего в ночь. Такой анти-Хичкок, или нет, сюр-Хичкок, то есть сверх-Хичкок. У старины Альфи никогда не было такой роскоши, как такого большого хронометрического акцента на женщине в кадре. Женщине в молчаливой панике - в которой саспенса больше, чем во всех ясноглазых девах Хича, удирающих от злодеев.
Очень понравился актер в главной роли - его незатертое лицо добавляет стиля и нерва "Лифту..". А как он покачивается на допросе - офигенно снятый эпизод, экзистенция высшего уровня...
Жанна Моро - нет, я по-прежнему не понимаю ее, она остается чужой. Не понимаю ее культового статуса в том революционном французском кино, ни ее обаяния, ни ее фанальности. Это лицо на экране не дает мне энергии, а отнимает ее. Апатия накрывает, я не чувствую никаких эмоций. Те что есть - они словно застывшая маска, безотносительно того, что играет Жанна - она всегда под этой маской.
Но - этот фильм в череде молодых ролей Моро вдруг странным медленным и постепенным способом раскрывает эту женщину. Ее полная закрытость становится дополнением к тому напряжению, которая переживает героиня в дополнение к деятельной панике своего любовника. Прекрасные сцены - те что в гифках - когда она просто бродит по ночному городу, когда глотает слезы и капли дождя, когда весь ее хронических страх и разочарования наконец-то близки и понятны, и существуют не просто ради позы и картинки, а внутри истории. Эта тоска, отчаяние, проблески надежды... безнадежность избавления, безнадежность любви криминальных буржуа... Композиция кажется бесконечной... и не отпускает
Как и в случае с "Четвергом" "Лифт" показался вторичным по отношению к эмоциям, владеющих мною в последнее время.
Но определенно точно - в копилку "для пересмотра".
Меня в старом кино поражают некоторые вещи: люди внешне не такие совсем, как сейчас, мне действительно так кажется - и артикуляция, и пластика тела.
и вторая вещь, которая всегда поражала и поражать будет впредь: проблемы у этих, совсем других людей, точно такие же!
Сочетание этих вещей, вероятно, и создает особый киноязык, понятный не всем и не всегда.
Римейк видел. Аналогично, да. Добавлю, что Робертс не переваривал никогда, а вот там она органична. Фильм с интересом посмотрел, но не более того.
За последнее время было несколько сильных впечатлений от кино, и везде цинизм преобладал.
Вот это, конечно, вне конкуренции:
https://www.kinopoisk.ru/film/43626/