2 мин.

Добрая рулетка + Тезаурус синема. Мост искусств

Барокко и Истина... Искусство и Вечность...

   В фильме американского режиссера, франкофила Эжена Грина рассказывается история Орфея и Эвридики, живущих в конце 70-х годов 20 века в Париже с соответствующим антуражем. Герои Эжена Грина говорят подчеркнуто медленно и четко, тем самым создавая некий налет театральности. Все это в совокупности с музыкой Монтеверди дает прекрасный плод союза слова и музыки.

   С именем Монтеверди неизменно связано рождение оперы - синтеза всех искусств своего времени. Первая опера называлась "Орфей" и рассказывала известную история античного мифа про Орфея и его возлюбленную Эвридику, которая после укуса змеи попала в аид, откуда ее возлюбленный чуть не вывел, но в конце концов потерял. Самого Орфея через некоторое время растерзали вакханки. В отличие от античного мифа в опере Монтеверди Орфея не убивают - его спасает Аполлон, забрав к себе на небеса, где Орфей воссоединяется с Эвридикой в небесных сферах.

   В фильме ни разу не упоминается ни опера Монтеверди, ни Орфей, ни Эвридика, но отсылок к этому мифу столь много, что это просто очевидно. На протяжении всей картины режиссер показывает известный мост Искусств, соединяющий Институт Франции (часть Французской академии) с Луврским дворцом, ранее именововшимся "дворцом Искусств". Одним словом, тема искусства, его осмысление и связь с Вечностью, проходит через весь фильм, также как и осмысление феномена барокко.

   Барокко, переживающее в наше время период ренессанса, совмещает в себе духовное начало средневековья и чувственность эпохи Возрождения. Перефразируя известную поговорку, можно сказать так: "Скажи мне, что для тебя барокко, и я скажу, кто ты". В фильме отношение к барокко является как бы лакмусовой бумажкой, выявляющей суть героев этой картины: от плотско-душевного наслаждения до глухоты и непонимания искусства вообще. Да и что такое искусство вообще? Отрицание природы или мост в Вечность? Каждый для себя сам решает этот вопрос. Орфей и Эвридика воссоединились в Вечности, но здесь на земле они потеряли друг друга. Или, может быть, Вечность для тех, кто хочет и может ее принять, уже присутствует здесь, в земном мире, а искусство - это мост в Вечность или отблеск Вечности в земном мире?

Этот пост также относится к кинофестивалю "Тезаурус синема": http://www.sports.ru/tribuna/blogs/smultronstallet/922450.html