Добрая рулетка + Тезаурус синема. Мост искусств
Барокко и Истина... Искусство и Вечность...
В фильме американского режиссера, франкофила Эжена Грина рассказывается история Орфея и Эвридики, живущих в конце 70-х годов 20 века в Париже с соответствующим антуражем. Герои Эжена Грина говорят подчеркнуто медленно и четко, тем самым создавая некий налет театральности. Все это в совокупности с музыкой Монтеверди дает прекрасный плод союза слова и музыки.
С именем Монтеверди неизменно связано рождение оперы - синтеза всех искусств своего времени. Первая опера называлась "Орфей" и рассказывала известную история античного мифа про Орфея и его возлюбленную Эвридику, которая после укуса змеи попала в аид, откуда ее возлюбленный чуть не вывел, но в конце концов потерял. Самого Орфея через некоторое время растерзали вакханки. В отличие от античного мифа в опере Монтеверди Орфея не убивают - его спасает Аполлон, забрав к себе на небеса, где Орфей воссоединяется с Эвридикой в небесных сферах.
В фильме ни разу не упоминается ни опера Монтеверди, ни Орфей, ни Эвридика, но отсылок к этому мифу столь много, что это просто очевидно. На протяжении всей картины режиссер показывает известный мост Искусств, соединяющий Институт Франции (часть Французской академии) с Луврским дворцом, ранее именововшимся "дворцом Искусств". Одним словом, тема искусства, его осмысление и связь с Вечностью, проходит через весь фильм, также как и осмысление феномена барокко.
Барокко, переживающее в наше время период ренессанса, совмещает в себе духовное начало средневековья и чувственность эпохи Возрождения. Перефразируя известную поговорку, можно сказать так: "Скажи мне, что для тебя барокко, и я скажу, кто ты". В фильме отношение к барокко является как бы лакмусовой бумажкой, выявляющей суть героев этой картины: от плотско-душевного наслаждения до глухоты и непонимания искусства вообще. Да и что такое искусство вообще? Отрицание природы или мост в Вечность? Каждый для себя сам решает этот вопрос. Орфей и Эвридика воссоединились в Вечности, но здесь на земле они потеряли друг друга. Или, может быть, Вечность для тех, кто хочет и может ее принять, уже присутствует здесь, в земном мире, а искусство - это мост в Вечность или отблеск Вечности в земном мире?
Этот пост также относится к кинофестивалю "Тезаурус синема": http://www.sports.ru/tribuna/blogs/smultronstallet/922450.html
Лично мне кино напомнило те образчики, что привозились французами на недели их кино в наш город. Такое задумчивое вне трендов кино, которое идеально смотрится в кинотеатре, особенно если ты подготовлен к тому, что тебя немного или все-таки сильно подгрузят. В Мурманске посещения таких кино-недель всегда особенно доставляло, что начинались они все поздней осенью, и уже добравшись до кинотеатра который почти на самом въезде в город, в "Атлантику", единственную согласившуюся принять эти некоммерческие показы, совершаешь как будто переход в эту самую Францию или Финляндию или Норвегию, и уже на сеансе испытываешь абсолютный кайф совершенного перемещения в иную географическую реальность
Все эти темы фильма, далекие от быта, от бытовой точки зрения на жизнь, лишенные фирменной французской легкости, идеально смотрятся в правильно организованном пространстве - где ты дал место пустоте, упал в шуньяту, вымел весь виртуальный мусор из головы, убил интернет, и сидишь в темном зале, где на экране ходят и разговаривают вроде бы похожие на обычных, но совсем другие люди, звучит странная неотмирная музыка, холод извне немного пробирает под одеждой (ты еще в осеннем пальто, хотя в общем-то уже пора одевать шубу). Холод от персонажей, холод от авторского сарказма, холод от смирения с тем, что как и в этом кино, все вокруг точно так же условно и абсурдно, даже если заставляет стыть кровь в жилах
Лично мне кино напомнило те образчики, что привозились французами на недели их кино в наш город. Такое задумчивое вне трендов кино, которое идеально смотрится в кинотеатре, особенно если ты подготовлен к тому, что тебя немного или все-таки сильно подгрузят. В Мурманске посещения таких кино-недель всегда особенно доставляло, что начинались они все поздней осенью, и уже добравшись до кинотеатра который почти на самом въезде в город, в "Атлантику", единственную согласившуюся принять эти некоммерческие показы, совершаешь как будто перелет в эту самую Францию или Финляндию или Норвегию, и уже на сеансе испытываешь абсолютный кайф совершенного перехода в иную географическую реальность
Все эти темы фильма, далекие от быта, от бытовой точки зрения на жизнь, лишенные фирменной французской легкости, идеально смотрятся в правильно организованном пространстве - где ты дал место пустоте, упал в шуньяту, вымел весь виртуальный мусор из головы, убил интернет, и сидишь в темном зале, где на экране ходят и разговаривают вроде бы похожие на обычных, но совсем другие люди, звучит странная неотмирная музыка, холод извне немного пробирает под одеждой (ты еще в осеннем пальто, хотя в общем-то уже пора одевать шубу). Холод от персонажей, холод от авторского сарказма, холод от смирения с тем, что как и в этом кино, все вокруг точно так же условно и абсурдно, даже если заставлять стыть кровь в жилах