Трибуна
7 мин.

Коррида – кровь и песок XXI века: мучение быков или спортивное искусство?

Противники и сторонники корриды каждый год продолжают стягиваться к воротам арен Испании, преследуя полярные цели. Ведра красной краски, вылитые первыми на площади у входа, преграждают дорогу вторым, идущим созерцать турнир воочию. Не рекламируя и не порицая соревнование, постараюсь рассказать об эволюции спортивного состязания в культурное явление национального масштаба и облике современной корриды, развеивая популярные мифы представления о ней.

Hовый Telegram канал автора - по ссылке

Как появилась коррида?

XVI век – расцвет Испанской империи. Чуть раньше, всего в один 1492 год, проиcходят два самых значимых события в истории страны, предопределившие ее «золотой век»:

- окончание Реконкисты – войны за освобождение Пиренейского полуострова от мусульман;

- экспедиция итальянца Христофора Колумба в «Новый Свет».

Одними из главных героев победоносной Реконкисты и покорения Америки были всадники-кавалеристы. В рамках развития передового рода войск, в Испании появляются королевские «сообщества мастерства наездников» (Real Maestranza de Caballería). Одним из популярных «упражнений» сообщества были тренировки с быками. На ограниченную площадку к вооруженным наездникам выводили полагающихся на убой быков. Маневрируя между ними и используя пики, кавалеристы оттачивали мастерство ведения боя. Лишенные современного разнообразия развлечений, средневековые испанцы стали наполнять площадки у мест проведения тренировок.

Бытуют различные версии о том, как всадник на коне впервые спешился и противостоял быку напрямую. Но время и место известны сравнительно точно: середина 18-го века, юг Испании, древний город Ронда. По одной из версий, первый тореадор Франциско Ромеро помогал хозяину-наезднику, которого опрокинул с лошади бык, покинуть место боя невредимым с помощью своего плаща. По другой, в обнищавшей Испании того времени лошади были слишком дорогим удовольствием, на тренировки в первоначальном формате уже тогда накладывались запреты (пришедшие к власти Бурбоны считали это варварством), а спрос на развлечение и его популярность оставались высокими. Вот и пришлось «несколько видоизменить формат». После открытия в 1785 году первой арены для корриды в Ронде аналогичные стадионы начали появляться по всей стране.

Первая арена для корриды в г. Ронда

XIX век: эволюция от спортивного состязания к культурному явлению

В 19-ом веке возросшая популярность корриды сделала ее инструментом политических противостояний. Запрещенная в 1805 году, она была снова разрешена братом Наполеона – Жозепом Бонапартом в 1812-ом. Наместник оккупированной французами Испании таким образом стремился завоевать расположение коренного населения. После освобождения от французов в Севилье и Ронде появляются первые школы тореадоров. Передовые матадоры становятся столь же популярными, как выдающиеся деятели искусства, а коррида становится неотъемлемой частью культурной идентичности страны. Фестивали корриды также проводятся в странах Латинской Америки.

В то время определились требования к спортсмену-матадору как условия для поступления в школу:

- юноша, сформированный после подросткового периода, невысокого роста;

- повышенная ловкость и маневренность движений;

- отвага при сохранении хладнокровия;

- образованность;

- и ... природная красота. Экскурсовод на арене в Ронде описывал отношение своей матери к корриде словами: «Ненавижу корриду, но обожаю матадоров.»

XX век: появление корриды в массовой культуре

После появления олимпийского движения и куда более гуманных современных видов спорта коррида еще долго сохраняла свою популярность, как по инерции, так и благодаря ее знаменитым почитателям.

Эрнест Хемингуэй и тореадор Антонио Ордонес в Ронде, 1959 год

Самый, пожалуй, известный из них – Эрнест Хемингуэй, не раз посещал как Ронду, так и соревнования в других городах. Его перу принадлежат романы «Фиеста: и восходит солнце» и «Смерть после полудня», в которых центральная роль отведена фестивалям корриды. Если процитировать автора: «Никто не живет полной жизнью, кроме матадоров».

Оскароносный кинорежиссер Орсон Уэллc («Гражданин Кейн»), согласно завещанию, даже был похоронен в Ронде в имении семьи своего друга-матадора. Коррида массово появляется в кино – например, в картине «Кровь и песок» (1989) с молодой Шерон Стоун по роману испанского писателя. В 1994 году в Ронду приезжает Мадонна и снимает клип на песню «Take a Bow», сюжетной линией которого является ее роман с тореадором.

Афиша картины «Кровь и песок» (1989 г.)

XXI век: популярные мифы и их разоблачения

Миф №1: Коррида запрещена или почти запрещена в Испании.

С 1991 года коррида запрещена лишь в одном из ее регионов – на Канарских островах. С 2011 года коррида отменена (речь не о полном запрете) в некоторых регионах Каталонии, в частности, больше не проводится в Барселоне. Местная арена закрыта и переделана в торговый центр. По слухам, это было сделано не только из гуманистических соображений, но и под влиянием каталонского сепаратизма – «сделать что-то не как в остальной Испании». Коррида запрещена в большинстве стран Латинской Америки (Аргентина, Куба, Парагвай, др.) и во Франции (где в 2017 году запрету предшествовала смерть матадора, запутавшегося в плаще). В Португалии коррида проводится в особом формате, при котором не происходит убийства животного.

Коррида в г. Малага

Миф №2: Можно поехать в Испанию и без труда попасть на корриду.

И это не совсем верно. В большинстве современных локаций коррида проводится раз в год на протяжении нескольких дней/недели. Чаще всего во время крупных празднований вроде дня города или ко дню рождения знаменитого тореодора. Кроме того, далеко не на всех аренах возможна организация фестивалей из-за высокой стоимости их проведения. Ведущие тореадоры зарабатывают на уровне успешных профессиональных футболистов. Только «выходят на поле» куда реже, соответственно, и получают больше за каждое рискованное выступление. Покупка подготовленных быков, оплата оркестра и другие статьи затрат определяют проведение фестивалей только на больших аренах. К примеру, фестиваль в Ронде на 6-тысячной арене проходит раз в год исключительно как дань уважения первой арене в истории и в убыток ее организаторам.

Миф №3: Современная коррида – больше театральное представление, нежели жестокое зрелище.

Коррида в Испании по-прежнему как опасна для тореадоров, так и смертельна для быков. Несмотря на усовершенствованные меры безопасности. К примеру, на каждом из последних фестивалей в Малаге имели место случаи госпитализации тореадоров, которых быки и прижимали к земле, и подбрасывали в воздух. Случаются смертельные случаи и среди не профессиональных любителей острых ощущений. На севере Испании популярен пробег быков по городу от стойла до арены внутри двухстороннего деревянного забора-коридора, в который может запрыгнуть любой желающий и пробежать перед животными. Знаменитый пример – памплонский фестиваль Сан-Фермин. В 2021 году такой забег закончился смертью участника. К большому сожалению, быки также погибают на арене и далеко не всегда смерть приходит быстро и без мучений. Хоть и имеют маленький шанс выжить, что является главным аргументом сторонников корриды.

И все же, дабы подвести итоги, допущу немного личной оценки. Даже в консервативной Испании коррида постепенно, но уходит в историю. Арены не заполняются до отказа, и трудно определить, какая категория зрителей преобладает – ценители-испанцы со стажем или заезжие туристы. Романтизированный образ соревнования, театральное оформление традиционного выхода участников и сопровождение оркестра блекнут под натиском чрезмерной для современного мира жестокости зрелища. А кульминационный, и в самом деле завораживающий, момент противостояния один на один огромного быка и спортсмена-матадора не может стоить всей пролитой, и вполне настоящей, крови на песке.

P.S.: С юбилеем, Андрей!

У Шурика в Испании появился Telegram канал - выжимка интересного и не футболом единым. Добро пожаловать! )

Фото в материале – rmcr.org и из личного архива автора.