5 мин.

Так танцевали брейкданс в СССР. Теперь он на Олимпиаде

Париж-2024 – олимпийская премьера спортивного брейкданса.

Это вообще первый танцевальный вид спорта в истории летних Олимпиад, и у России здесь мощные традиции.

Нет, сейчас речь не о российских би-боях и би-герл (так называют спортсменов-брейкеров), которые до отстранения считались европейскими топами – например, первый чемпионат Европы в 2021-м принимал Сочи, а россияне взяли там три золота.

И это несмотря на то, что в России брейкданс стал видом спорта только в 2017-м после официального признания и включения в реестр Минспорта.

Архив отечественного брейкданса намного глубже и богаче – эта американская субкультура проникла в СССР в 1980-х, впоследствии став одной из примет времени.

Триггером для развития брейкданса в стране были видеокассеты с американскими музыкальными фильмами Breakin’ и Beat Street, которые полулегально завозились в Союз, но сразу становились хитами. Советская молодежь копировала стиль уличных танцев, распространяя эти движения по стране со скоростью эпидемии. Любой человек из того времени, например, четко знал, что существует две разновидности брейка – верхний и нижний.

Официально годом завоза брейкданса в СССР считается 1984-й – его первые очаги возникали в тогда еще союзных республиках Литве, Латвии и Эстонии, а спустя месяцы стиль долетел и до Москвы с Ленинградом.

Уже осенью 1984-го в московских кафе проходили закрытые вечеринки, на которых молодежь батлилась в навыках брейкданса.

Центров притяжения в столице было несколько: кафе «Колхозница», баре «Резонанс», клуб «Проспект» и кафе «Молоко», которое стало домом для чемпионата Москвы по брейкдансу. Его первым победителем, кстати, считается Владимир Пресняков-младший – уже начинавший карьеру певца.

Государство поначалу активно боролось с новым явлением, считая его антисоветским.

К примеру, музыкальный коллектив известного джазмена Алексея Козлова «Арсенал», который первым стал включать элементы брейкданса в музыкальные номера, получал от партии обвинения в пропаганде фашизма. Советские чиновники запрещали показывать этот стиль на сцене.

В газетах выходили разгромных статьи, на брейкеров в кроссовках (необходимый атрибут для танца) устраивались милицейские облавы, за участие в сходках студентам выписывали выговоры, а пионерам и комсомольцам грозило исключение из организаций.

Легализация брейкданса в СССР случилась с началом перестройки, тоже начав путь с прибалтийских республик – там этот стиль преподнесли комсомольским работникам как танец чернокожих американцев, протестующих против империализма.

В такой трактовке брейкданс начал захватывать Советский Союз – вторая половина 80-х стала его временем.

В 1985-м брейкданс вошел в культурную программу на Всемирном фестивале молодежи и студентов-1985 в Москве. Выступления иностранных коллективов придали импульс появлению уже всесоюзных брейкданс фестивалей – первый проходил при поддержке прибалтийских комсомольских организаций в эстонском поселке Винни.

Позже мощными точками притяжения станут Пярну, Шяуляй, Паланга, Ленинград, Донецк, Харьков, Куйбышев, Горький.

Фамилии первых советских брейкдансеров ярко залетят в шоу-бизнес в начале 90-х – реперы Влад «Шеff» Валов, Андрей «Дельфин» Лысиков, Сергей «Михей» Крутиков, Богдан Титомир – все они выходцы из брейкового андеграунда.

Фестивали по брейкдансу в какой-то момент перешли в разряд обязательных массовых мероприятий, которыми чиновники отчитывались о «работе с молодежью и продвижении спортивного образа жизни».

Брейкинг стал частью официальной политики, молодежным движением, которое поддерживал государство.

Ажиотаж вокруг брейкданса в конце 80-х превратил его в элемент массовой культуры, без которого невозможно было представить быт советского человека.

Кружки и конкурсы по брейкдансу устраивали в летних лагерях, домах детского творчества, его танцевали на школьных дискотеках и просто на улицах, вставляли в музыкальные клипы и сценарии кинофильмов.

Советские фильмы конца 80-х не обходились без элементов брейкданса. 

Культовая финальная сцена «Курьера» Карена Шахназарова под Rockit, детская сказка «Выше радуги» с вневременным вокалом младшего Преснякова и смелым брейком Анатолия Красника, квартирник у учительницы в «Дорогой Елене Сергеевне» от классика Эльдара Рязанова – эти эпизоды превратили в брейкданс в часть культурного кода советских людей, взрослевших в конце 80-х.

Но уже в 90-е популярность у брейкданса стали отбирать другие музыкальные направления – рэп, рок, рейвы, оставив ему лишь место среди элементов хип-хоп-культуры.

Но вряд ли кто-то тогда мог предположить, что спустя десятилетия брейкданс станет своим на Олимпийских играх.

Впервые на Олимпиаде – брейкданс (на самом деле брейкинг). А как он стал спортом?

Фото: Gettyimages/Ryan Pierse / Staff; fdsarr.ru; РИА Новости/Евгений Коктыш, Т. Бодренко, Игорь Михалев, Виталий Карпов, О. Волкова, Сергей Субботин