Конфликт интересов. Почему трудно проводить реформы в велоспорте
Перевод текста Inner Ring: World Tour Reforms Rejected
Международный союз велосипедистов (UCI) и владелец «Тур де Франс» компания ASO конфликтуют друг с другом из-за проведения реформ в велоспорте. И даже в UCI существует внутренний раскол: управляющий комитет отклонил программу президента федерации Брайана Куксона.
В первую очередь конфликт произошел из-за программы UCI по реформам в мужской профессиональной системе велоспорта, в частности, из-за изменений в Мировом туре и календаре гонок. Эти перемены были анонсированы, но сделано это было шепотом, и они никогда не объяснялись перед общественностью.
В конце прошлого года начальник голландской LottoNL-Jumbo Рихард Плюгге сказал UCI, куда деть рейтинговую реформу, другие тоже начали ворчать из-за планов по сокращению количества гонщиков в командах с 30 до 22.
Пересмотренные планы
Это привело к тому, что план реформ был переписан в первой половине года, свой вклад внесли команды из группы Velon. В том числе, как об этом сообщила испанская газета AS.com, с требованием по сокращению «Джиро» и «Вуэльты» с трех недель до двух – несмотря на то, что когда бы ни возникала эта идея, ее стараются избегать (но она все равно появляется). В сегодняшнем номере L’Equipe говорится, что новый план содержит следующие пункты:
– UCI должен отойти от регулирования Мирового тура (как далеко – не поясняется)
– введение франчайзинговой системы, когда команды могут сохранять место в Мировом туре, а не беспокоиться о понижении. Это должно обеспечить командам стабильность (то есть спонсоры знают, на что они соглашаются)
– команды не обязаны выступать в каждой большой гонке, в отличие от существующей системы Мирового тура, но могут вести переговоры о своем участии (хотя об этом не говорится, но это намек на плату за выступления)
Согласно вчерашней статье Reuters, ASO отправил в UCI официальное обращение в начале недели, в котором говорится, что они могут убрать свои гонки из календаря, если UCI не выполнит некоторые из предложенных реформ.
В отличие от Reuters, французский сайт VeloPro, также хорошо информированный, сообщил, что ASO недовольна отдельными предложениями и может вывести из календаря соревнования, если эти реформы будут осуществлены. Статья в L’Equipe совпадает с этим разъяснением, ASO и другие организаторы гонок выражают недовольство, а UCI предстоит найти компромисс между командами и организаторами соревнований.
Без «Тур де Франс»?
Какими бы ни были основания или мотивация, ASO поднимает опасную перспективу календаря UCI без «Тур де Франс», «Вуэльты», «Париж – Рубэ», «Критериум дю Дофине» и других гонок, которые ей принадлежат. Немыслимо? Совсем недавно, в 2008 году, UCI запретил командам участвовать в «Париж – Ницце» после того, как ASO захотел использовать на гонке допинг-офицеров из французского антидопингового агентства, а не из федерации. Мелкая ссора по технической причине, но опосредованная война для создания большей напряженности.
Результат? Решение UCI полностью проигнорировали, и гонка прошла как обычно. Ни одна команда не может сказать своим спонсорам, что пропускает большую гонку из-за политической ссоры по поводу того, кому тестировать гонщиков. Можно представить, что то же самое произойдет и в этот раз. UCI может попытаться сказать командам, что «Тур де Франс» – «запрещенное мероприятие», но «Тур» и его глобальное освещение в прессе – важная причина, по которой спонсоры поддерживают команды.
Velon, в этот раз все по-другому?
Разница в этот раз в том, что существует группа команд под названием Velon. В прошлом существовала лоббисткая группа AIGCP, но ей часто не хватало сплоченности. Поэтому 11 команд создали свое объединение. На этой неделе они своевременно выпустили видеоинтервью на канале InCycle, в котором сказали, что хотят улучшить долгосрочное будущее велоспорта (а кто не хочет?). Они могут говорить единым голосом, но сложно увидеть, что они могут сделать. Бойкотировать гонки ASO?
Команды из группы и их спонсоры однозначно не могут себе это позволить. «Тур де Франс» – золотой билет велоспорта, и немногое спонсоры готовы потратить миллионы на команду, которая в июле будет выступать на «Туре озера Цинхай». Хотя Олег Тиньков и раньше поднимал тему бойкота, но сложно представить, что все 11 команд с ним согласятся.
Конечно, не все команды входят в Velon, и это приводит нас ко второму источнику раскола, управляющему комитету UCI, по сути его руководящему органу. В UCI есть объединенный комитет из его чиновников и людей из профессионального велоспорта, который называется Профессиональный совет велоспорта (PCC). Согласно VeloPro, он проголосовал шестью голосами против пяти за реформы, предложенные Куксоном. В PCC входит Кристиан Прюдомм из ASO, поэтому не ожидалось, что идеи Куксона получат полное одобрение.
Но, согласно сообщениям в прессе, его планы были заморожены управляющим комитетом UCI. Реформы Брайана Куксона были отвергнуты в унизительной форме, он даже не выставил их на голосование. Стоит напомнить, что в управляющий комитет входит олигарх Игорь Макаров, босс российского велоспорта и «Катюши», не числящейся в Velon, и спонсор Европейского союза велосипедистов (UEC). UEC возглавляет его коллега по управляющему комитету француз Давид Лаппартьен. В комитете также Ренато Ди Рокко из итальянской федерации, который частично занят тем, что помогает команде «Астана», аналогично не входящей в Velon.
Политика
Если Брайан Куксон получил неодобрение от своего управляющего комитета по такому фундаментальному вопросу, как реформы Мирового тура, то это означает, что ему предстоит возвращать свои позиции. Он провел половину срока на посту президента, а люди вокруг него уже начинают толкаться, так как чувствуют, что Куксон может оказаться президентом лишь на один срок.
За пределами UCI мы наблюдаем, как закулисная перебранка выходит на публику. В 2011 году некоторые команды отказались размещать видеокамеры внутри машин, а Джонатан Вотерс заявил, что «спортсмены и оборудование – наша собственность, почему мы должны давать доступ к ним?». Сегодня кажется, что у нас то же самое противостояние – команды из Velon отказываются использовать оборудование для измерения геолокации, опробованное на «Дофине», вероятно, требуя платы за него.
Можно возразить, что Velon не платил за разработку этих прибороов, поэтому они не могут просить много. Однако вопрос не в цене. Velon находится на грани бойкота гонок, которые проводит ASO, поэтому все, что они могут сейчас делать – это маленькие партизанские действия. Мы можем увидеть их новые формы во время «Тур де Франс», например, пропуск предстартовых автограф-церемоний или послегоночных интервью. Логика в том, что они приносят прибыль ASO, но ничего не дают командам.
Это еще одна опосредованная война между отдельными командами и ASO из-за денег. Она немного напоминает старый спор по использованию радиосвязи, якобы из-за тактики и безопасности, но в основе лежит проблема того, кто контролирует спорт. Раньше команды хотели иметь свое слово в том, как UCI регулирует спорт, сейчас они хотят получить свой кусок денег от продажи телеправ ASO.
Вывод
Вам может нравиться спорт, но профессиональный велоспорт – это коммерческая деятельность. Как уже говорилось много раз, «Тур де Франс» был создан ради продаж газет, сегодняшние команды – яркий рекламный щит для корпоративных коммуникаций. Это бизнес, но в нем не существует свободного рынка, так как ASO контролирует ключевые события, а команды сейчас пытаются создать свою собственную олигополию через франчайзинговую систему.
Десять лет назад было много баталий из-за учреждения Про Тура, реформы «2020» вновь открывают похожие линии разлома. В этом году за сценой шли дебаты и споры, которые сегодня начинают проявляться публично в уродливом виде.
Как было показано выше, мнения различаются, в любом случае есть много поводов для переговоров, обмена товарами и дальнейших споров. ASO и Velon борются друг с другом из-за будущего направления реформ, и в обычной ситуации UCI мог бы выступить в роли посредника, но внутри федерации также наблюдается раскол, так как программа Брайана Куксона была отвергнута, что ставит под угрозу его авторитет.
Чем дальше будет царить хаос, тем меньше определенности будет в велоспорте. Телеправа на гонку стоят не слишком дорого, если ее, например, сократить на треть. Командам сложно найти спонсоров, если они не знают, гарантировано ли им участие в «Тур де Франс» или нет. Несмотря на угрозы ASO убрать свои гонки из календаря UCI, велоспорт продолжит существовать, но то же самое будет и с закулисными спорами.
Фото: globallookpress.com/imago/Eibner, Michal Cerveny/CTK Photo
1. С одной стороны, мы имеем ASO и замашки стать основным Боссом в велоспорте, что плохо для развития конкуренции скорее всего
2. С другой стороны, мы имеем анахроничный УСИ с его мегадебильными правилами, которые то работают, то не работают + он еще и дальше продолжает их издавать (закон о мото-домах)
3. И есть 3-я сторона, которая состоит из богатых команд, которые хотят создать Лигу наподобие НБА или НХЛ, правда непонятно, что будет с нищебродами, которые не смогут иметь по 30 человек в составе.
На мой взгляд, ребятам из 3-го пункта надо искать компромисс с ребятами из 1 пункта. По крайней мере, у них совпадают цели: они все хотят зарабатывать на велоспорте и зарабатывать много. Что хочет УСИ вообще непонятно, потому что уравниватьв правах условный Скай и какой-нибудь Вини-Фантини просто смешно, если не сказать больше - глупо.
Я, например, понимаю, что Нибали, один из сильнейших многодневщиков, приехал на Дофине потренироваться. И как мне после этого смотреть эту гонку?
Теперь я понимаю Тинькова который предложил большие деньги многодневщику, который поедет все три гранд тура. Денежный стимул может всё поменять. Сейчас же, когда спортсменам достаются смешные призовые, главным их стимулом является история и статус гонки. И пока не будет денег, не будет изменений.
С UCI все намного сложнее, люди в федерации преследуют разные цели, как видно из текста.
1. Вуэльту надо сокращать до 2 недель и делать еще один 2-х недельный старт где-то за пределами Европы (США или Китай). Там можно бабла поднять не кисло.
2. Чемпионат мира переносить на август, а Вуэльту на конец сентября, а лучше начало октября (климат Испании позволяет, в мировом спорте почти ничего не происходит). Таким образом, будет возможность провести полноценные 2-2,5 месяца отдыха после Тура, а не 1 как сейчас.
А про управляющий комитет и Макарова я немного не понял. По интервью наших велосипедных чиновников у меня сложилось ощущение, что наша сторона за сокращение составов и т.д.
http://www.cyclingnews.com/features/cyclingnews-exclusive-the-fight-between-aso-uci-and-teams-for-the-future-of-pro-cycling
Никто из них на 100% не прав. Но велоспорт ни в коем случае нельзя отдавать в руки ASO. Монополия - это всегда плохо. Более того, если пойти по пути Тинькова и пару раз бойкотировать некоторые гонки ASO, то можно совершить революцию в велоспорте. Например, если все сильнейшие команды поедут на Джиро и не поедут на Тур, то Тур может потерять свой статус. Эпичные многодневки можно проводить, например, на Туманном Альбионе. Как показал прошлогодний Тур, зрителей там очень много. И денег у них больше, чем у французов.
Вообще, потенциал рынков Великобритании и Северной Америки, на мой взгляд, раскрыт не до конца. В многом из-за консервативности системы велоспорта. Другое дело, что такие перемены и потенциальные бойкоты сопряжены с финансовыми потерями (ради большего выигрыша в будущем). А позволить себе такое могут, пожалуй, только Sky, Tinkoff и национальные проекты вроде Астаны и Катюши (а они еще должны на это согласиться).