А король-то голый...
Я основал свой собственный блог, будучи ярым поклонником футбола и баскетбола, и планируя писать истории о людях, совершивших нечто яркое и невообразимое в рамках данных видов спорта, как-то повлиявших на наше восприятие двух лучших игр с мячом. От своего плана я отошёл пока лишь однажды под влиянием отлично снятого бейсбольного «Moneyball», и, будучи человеком принципиальным и педантичным, зарёкся этого больше не допускать.
Однако сегодня я не в состоянии сдержаться. Сегодня в моём восприятии спорта, как понятия абсолютного и непогрешимого, многое изменилось. Увы, не в лучшую сторону. И радует лишь то, что история, о которой я собираюсь написать, произошла не в рамках двух моих любимых видов спорта. Я вообще сел сегодня за компьютер с желанием начать наконец статью о Тиме Данкане, а в итоге застал себя за тяжкими думами об обратной стороне современного спорта. Данный текст - не полноценная статья, не результат долгих исследований, подборки материалы и тщательной обдуманной риторики; это - мои немного сумбурные размышления о допинговом скандале, о разочарование и развенчание легенды из серии "А король-то голый".
Думаю, мои читатели уже догадались, что речь пойдёт о Лэнсе Армстронге. О человеке с невероятно красноречивой фамилией. Речь пойдет не просто о спортсмене, а о Спортсмене с большой буквы. Это – не просто человек, а Человечище. Это – Легенда, дарившая надежду людям с онкологическими заболеваниями, вдохновлявшая детей увлечься велоспортом, поражавшая своими масштабами. Помните монолог Комода в "Гладиаторе" перед его финальным боем с генералом Максимусом? "Генерал, ставший рабом. Раб, ставший гладиатором. Гладиатор, бросивший вызов империи. И теперь люди хотят знать, чем закончится эта история". Увы, невероятная история Лэнса, развивавшаяся по сходному принципу, закончилось некрасиво, пошло, гадко, оставив чувство беспомощности и опустошенности.
У американцев есть очень ёмкое выражение “Some people are bigger than life”, оно настолько красноречивое, что даже я, прожив в Штатах довольно долгое время и занимающийся переводами последние четыре года, не решаюсь перевести его дословно в страхе потерять хотя бы частичку его глубокого смысла. Эту фразу можно применить к очень ограниченному числу людей. Таким был Стив Джобс. Такими были Элвис и Майкл Джексон. Таким был Лэнс Армстронг. Именно «был», по крайней мере для меня, для человека, абсолютно чуждого велоспорту.
В одной из своих статей я как-то писал, что определенный виды спорта у нас всегда ассоциируются с определенными людьми. Джордан символизирует для нас баскетбол, Месси – нынешний футбол, Шумахер навсегда останется символом «Формулы-1». Ну а Лэнс был, есть и будет лицом современного велоспорта. Спорта, чей главный за последние пятнадцать лет представитель оказался мошенником, спорта, по имиджу которого нанесен непоправимый ущерб. "Не я ввел эту допинговую культуру, но в то же время я не пытался остановить ее, и это была моя ошибка. Это то, о чем я сожалею, и спорт сейчас расплачивается за мои ошибки" - слова самого Лэнса, как нельзя лучше характеризующие жалкое положение и грязь, в которую окунули велоспорт.
У меня до сих пор, спустя сутки, стоит перед глазами абсолютно отрешенное лицо Армстронга, хладнокровно признающего свою вину на глазах у всего мира. Такого шока и горечи от телевизионного интервью я не испытывал с приснопамятного "Решения" ЛеБрона в 2010-м. Я дважды полностью пересмотрел интервью Лэнса, а затем полез в интернет. Мне не верилось, хотелось найти опровержение увиденному, хотя куда уж достоверней? В голову сразу полезли далекие воспоминания.
2007 год, школа, одиннадцатый класс. Мой одноклассник Башир, проживший большую часть своей жизни в Пекине, и вернувшийся в Душанбе, чтобы получить школьный диплом таджикского образца, будучи знатоком большинства известных мне видов спорта, хвастается новеньким желтым резиновым браслетом на правой руке. На мои вопросы, что же значит надпись «Livestrong» на браслете, Башир рассказывает мне удивительную историю Лэнса Армстронга. Историю человека, у которого, несмотря на рак яичек, этих самых яиц больше чем у обычных парней, и каждое из которых как минимум стальное. Историю человека, победившего смертельную болезнь и вернувшегося в спорт, чтобы стать его главной звездой.
История, начавшаяся с рака с метастазами в головном мозге, легких и брюшной полости; продолжившаяся бескомпромиссной борьбой и агрессивной химиотерапией, которая могла дать непоправимые побочные эффекты; история, описанная в невероятно вдохновляющей книге «It’s Not About the Bike: My Journey Back to Life», и ставшая лозунгом для миллионов людей по всему миру, борющихся за свою жизнь. Создание фонда “Livestrong”, возвращение в велогонки, проявление невероятных способностей на горных этапах, бронзовая медаль на Олимпийских играх в Сиднее, невероятная беспрецедентная серия из семи побед подряд на Тур де Франс. Спортивная сказка. Да что там спортивная – она перешагнула границы спорта, она стала «больше самой жизни», она стала знаменем победы над физическими недугами, символом человеческого духа. Армстронг дал понять, что нельзя опускать руки ни при каких обстоятельствах. Он дал надежду. И сам же её отнял, сначала заочно, своим отказом продолжать свою защиту от обвинений Американского Антидопингового Агентства, а затем и по факту, дав интервью Опре.
Возможно, я преувеличиваю. Как-никак, в велоспорте я полный профан. Возможно, у любого, кто внимательно следит за данным видом спорта, признания Лэнса в употреблении допинга не вызвали удивления. Мне даже довелось услышать мнения, по полной оправдывающие Победителя, ставшего в одночасье самым знаменитым спортсменом-жуликом. Дескать, в велоспорте все поголовно употребляют допинг, и там стоит простой выбор – употреблять и побеждать, либо играть в честность и плестись в хвосте. Мол, с волками жить – по-волчьи выть.
Возможно, эти люди правы, а во мне говорят лишь эмоции, и детское нежелание мириться с реалиями сегодняшнего мира и современного спорта. Возможно, к спорту давно можно и нужно применять знаменитое нецензурное "Не наеб*шь - не проживешь". Однако мне с прискорбием хочется согласиться с уважаемым г-ном Уткиным - возможно, было бы лучше, если бы истории с Армстронгом не было вообще. Не истории с допингом, а именно с Армстронгом.
"Я вижу гнев в людях. Предательство, все это есть. Есть люди, которые поддерживали меня, верили мне, и они имеют полное право чувствовать себя обманутыми. Буду извиняться перед ними всю свою жизнь" - как бы глупо это не звучало, но вся эта горестная история напомнила мне первый эпизод шестого сезона мультсериала "South Park". В ней рассказывается история Джареда Фогла, известного в Америке как "Subway guy" за его борьбу с лишним весом с помощью своеобразной диеты, включающей в себя употребление лишь сэндвичей "Subway". Люди, вдохновленные примером Джареда, также начинают употреблять исключительно продукцию "Subway" в надежде сбросить лишние килограммы. Однако в ходе эпизода выясняется, что диета сыграла лишь незначительную роль в процессе похудения, и основная заслуга принадлежит персональным фитнес-тренерам Джареда. История о ложных надеждах, рассказанная в комической форме мультсериала, и неожиданно нашедшая своё отображение в истории Легенды...
Первое, что хочется сказать - в таком расположении ног, как на нижней фотографии, обычно душу не изливают. По крайней мере, я ни разу не видел. Ну, или у психологов спросите.
Читая комментарии вроде "сильный человек", "респект таким парням" и прочие в этом духе, немного ужасаешься. Что, сдурели совсем, что ли?
Сильный человек изначально не будет путем обмана принимать допинг, потому что у сильного человека есть честь и достоинство не обманывать, хотя бы, любителей спорта. Не говоря о том, что у него нет сведений про каждого своего соперника на этот же счет; а значит, кто-то, очень даже вероятно, и не принимает допинг, следовательно, этот "сильный человек", получается, уже использует нечестные методы борьбы по отношению к другим спортсменам, имея за счет этих методов себе выгоду, разумеется. Признак сильного человека, не так ли?
Во-вторых, сильный человек не будет, поджав хвост, боясь всеобщего осуждения и, в меньшей степени, отбирания титулов, нагло, мерзко, ухищренно, самозабвенно лгать о том, что он ничего не принимал, даже когда независимые спортивные учреждения это доказали. Да это пример слабости духа, почитатели вы, неувядающие.
И пришел, точно из двух поговорок: "и два года не прошло" и "явился, не запылился". В чистом костюмчике, побритый, ухоженный, пришел красавец рассказать о том, что несколько лет с пеной у рта отрицал и божился, что такого не было. Вот это сила духа, господа!
Да его, проще-простого, остатки совести загрызли и замучили, не мог он уже это в себе сдержать и носить. То есть, он об этом рассказал тогда, когда для его души это было сделать легче всего - оно само выходило, даже усилий воли никаких не надо было для этого. Другое дело, когда все низменное и жалкое в тебе пытается препятствовать этому признанию; вот, здесь уже нужна самая настоящая сила духа - внутренней волей, отвечающей за все высокое, здоровое и доброе нужно было победить эти животные, слабые инстинкты.
Вам, таким, кто его защищает, голову запудрить - нечего делать. На ваших глазах преступник совершит преступление, например, украдет у женщины кошелек, его кто-нибудь догонит, отберет, возьмет за шкирку и будет ждать милицию, чтобы в участок отвели; так этот негодяй, будь он хорошим актером, изобразит сцену покаяния, не сопливую, допустим, а довольно твердую и уверенную, скажем, зарядит что-то про "кризис, сократили с работы, жена, дети, дом, кушать нечего", так вы закричите, чтобы тот случайный спаситель его отпустил, мол, "ну, мужик раскаялся, не отрицает вину" (когда ее уже невозможно отрицать - мое примечание), типа, "это сильный поступок с его стороны, да и мы сделаем только хуже, потому что семья останется без кормильца". Так и будет, я вас уверяю, потому что это такой же самый случай.
Трезвое мышление вымирает, как вид.
Точнее гарантированно все остальные чемпионы в почти во всех других видах тоже чтото принимают.
Удивительно, что есть читатели, которые не понимают, что "борьба с допингом" это иллюзия, и сама по себе является обманом.
Икону из него делали СМИ, которым нужны герои про которых писать, спонсоры, которым нужны узнаваемые люди, которые будут продвигать их бренды, фаны, которым нужны чемпионы.
Сам то он что делал? Побеждал? Так в этом смысл спорта.
Боролся с раком? А нада было умереть?
Вернулся после рака на трассу и снова победил? Ну а что он должен был возвращаться и проигрывать?
Мы сами себе создаем кумиров, а потом возмущаемся, что они не оправдывают наши ожидания.