7 мин.

Под колесами судьбы

В конце XIX-го – начале XX века большинство смертельных случаев приходились на трековые гонки, где развивались максимальные скорости, а спортсмены выступали без шлема. Только за первое десятилетие XX века погиб 21 человек. С 30-х годов прошлого столетия все чаще и чаще смертельные случаи на шоссе были связаны со столкновениями с транспортом – в те годы автомобильное движение по дорогам, где проходили соревнования, не останавливалось.

«Тур де Франс» 1935 года был омрачен гибелью сразу двух гонщиков на классическом альпийском этапе до Гренобля с покорением знаменитых перевалов Телеграф и Галибье. Действующий чемпион Антонин Манье был сбит машиной на Телеграфе. Манье получил тяжелые травмы, на обычной крестьянской телеге был доставлен в больницу, где скончался от внутренних повреждений. На этом же этапе испанец Франсиско Сепеда упал во время спуска с Галибье и получил черепно-мозговую травму. Сепеда умер в больнице через три дня.

29 июня 1951 года драма постигла знаменитую велосипедную семью Коппи. Младший брат легендарного Фаусто Коппи Серсе упал на финише гонки «Джиро дель Пьемонт», когда колесо его велосипеда попало в колею туринского трамвая. Коппи-младший сошел с гонки, но сумел своим ходом добраться до гостиницы, и поначалу никто не думал, что он серьезно пострадал. Однако затем ему стало плохо, Серсе был доставлен в больницу, где умер на руках Фаусто, не дождавшись операции.

Первым велогонщиком, погибшим на «Джиро», стал Орфео Понсин в 1952 году. 23-летний спортсмен во время этапа от Сиены до Рима не удержал велосипед на спуске и врезался в дерево. В 1976 году «Джиро» во второй раз была омрачена трагическим происшествием. В первый же день гонки, стартовавшей на Сицилии, в результате травм, полученных при падении, погиб опытный испанец Хуан Мануэль Сантистебан, который на протяжении карьеры дважды побеждал на этапах «Вуэльты».

В 1984 году на «Туре Алгарве» скончался лучший португальский многодневщик всех времен Жоаким Агостинью. Шестикратный чемпион Португалии, который 13 раз принимал участие в «Тур де Франс» и в 1979 году победил на эпическом этапе до Альп д’Юэз, столкнулся с собакой и получил травму головы при падении. Дальнейшее развитие событий было очень похоже на печальную историю Серсе Коппи. Агостинью даже сумел пересечь финишную линию, после чего направился в медпункт гостиницы, чтобы приложить к голове лед.

Через два часа рентгеновский снимок, сделанный в больнице в Фаро, показал у него перелом теменной кости. Через четыре часа после падения Агостинью отправили за 400 километров в Лиссабон, так как нигде ближе ему не могли оказать достаточно квалифицированную помощь. По дороге 42-летний Агостинью впал в кому и больше не приходил в себя. Память Агостинью чтят в Португалии, где он считается одним из величайших спортсменов в истории, а во Франции на 14-м повороте подъема к вершине Альп д’Юэз установлен бронзовый бюст португальца в честь его победы 1979 года.

В 1986 году завал на финише спринтерского этапа «Джиро д’Италия» стал фатальным для сицилийца Эмилио Равазио. Гонщик впал в кому и умер в больнице.

18 июля 1995 года на 15-м этапе «Тур де Франс» 24-летний олимпийский чемпион Барселоны Фабио Казартелли из американской команды Motorola, капитаном которой был Лэнс Армстронг, на скорости около 80 км/ч упал на спуске с Порте д’Аспе и ударился головой о бетонное ограждение. Во время транспортировки вертолетом в больницу он перестал дышать. Многочисленные попытки врачей вернуть спортсмена к жизни ни к чему не привели. К тому времени гонщики уже стали носить шлемы, но это еще не было обязательным. Казартелли шлем не надевал, и после его трагической гибели в прессе разгорелась дискуссия о том, остался бы он в живых, если бы не пренебрег мерами безопасности.

Организаторы «Тура»-1995 не стали отменять протокольную церемонию награждения по итогам этапа, что вызвало недоумение общественности. Однако результаты следущего гоночного дня не пошли в общий зачет, а в конце этапа гонщики Motorola выстроились в ряд и пересекли финишную черту одновременно. Через два дня Армстронг выиграл этап «Тура» и на финише поднял обе руки вверх, указывая на небо, посвятив победу своему другу. Впоследствии Армстронг неоднократно признавался, что трагическая гибель Казартелли наложила отпечаток на всю его карьеру и стала еще одним стимулом побеждать.

Последние пять лет XX века стали черными для испанской команды Fuenlabrada. Меньше, чем за пять лет погибли три представителя этой велогруппы. В ноябре 96-го Хосе Антонио Эспиноса попал в ДТП во время тренировки. В 1999 году подававший большие надежды спринтер Мануэль Санрома упал за километр до финиша первого этапа «Вуэльты Каталонии», ударившись головой о бордюрный камень, и умер по дороге в больницу. На следующий год 27-летний испанец Саул Моралес попал под грузовик, который неожиданно оказался на маршруте «Тура Аргентины». Европейские гонщики давно жаловались на отвратительную организацию этой гонки, и с тех пор она больше не проводилась.

Болельщикам с постсоветского пространства особенно памятна трагедия, произошедшая с казахстанским гонщиком Андреем Кивилевым в 2003 году на маршруте «Париж-Ницца». На втором этапе гонки Кивилев столкнулся с товарищем по команде поляком Мареком Руткевичем и немцем Волькером Ордовски из Gerolsteiner. В отличие от двух других участников инцидента Кивилев не носил шлема и остался лежать на дороге после удара головой об асфальт. Утром следующего дня казахстанский спортсмен умер в больнице. Победителем «Париж-Ниццы» стал близкий друг Кивилева Александр Винокуров. Несмотря на сопротивление со стороны гонщиков, Международный союз велосипедистов после гибели Кивилева ввел обязательное ношение шлемов во всех гонках. Первоначально шлемы можно было снимать на финальных подъемах, но в наши дни гонщики обязаны носить их постоянно.

Нельзя не упомянуть о смертельных случаях, связанных с применением допинга. Датский велогонщик Кнуд Йенсен погиб прямо во время Олимпийских игр 1960 года в Риме в результате черепно-мозговой травмы после падения. После вскрытия выяснилось, что перед стартом Йенсен принял целый букет запрещенных препаратов. Нашлись свидетели, видевшие, как датчанин проглотил 15 таблеток амфетамина, запив их чашкой кофе. Впрочем, врачи пришли к заключению, что причиной потери сознания стал не допинг, а солнечный удар. После этого инцидента на Олимпийских играх ввели регулярные проверки на допинг.

В 60-е годы не было строгого контроля за тем, какие препараты гонщики употребляют перед стартом и прямо во время гонки, что не могло не привести к печальному исходу. 13 июля 1967 года во время альпийского этапа с прохождением Коль дю Галибье стояла необычайно жаркая погода. Перед стартом доктор гонки Пьер Дюма прямо заявил: «Если гонщики будут что-то принимать сегодня, мы неизбежно получим смертельный случай». Англичанин Том Симпсон, по свидетельству очевидцев, с самого начала вел себя странно.

Видели, как в начале этапа он пил бренди, а когда дорога пошла вверх, механику Симпсона, ехавшему за ним в техничке, очень не понравилось, что гонщик начал ехать в гору зигзагами, как любитель. Упав в первый раз, Симпсон поднялся на ноги и настоял на том, что готов продолжать гонку. Затем он упал снова и остался лежать без движения, сжав руль велосипеда. Подоспевшие медики не смогли заставить его дышать. Официальной причиной смерти был объявлен сердечный приступ. В заднем кармане Симпсона нашли два пустых тюбика из-под амфетаминов.

До Вейланда Бельгия потеряла не одного талантливого велогонщика. В 1933 году чемпион Бельгии и победитель этапа на «Тур де Франс» Жорж Лемэр погиб во время попытки отстоять титул лучшего гонщика в возрасте до 28 лет. Специалист весенних классик Стэн Окерс побеждал на чемпионате мира, дважды выигрывал майку лучшего спринтера «Тур де Франс», а в 1955 году сделал «арденнский дубль», выиграв престижные гонки «Флеш Валлонь» и «Льеж-Бастонь-Льеж» (что в этом году удалось сделать Филиппу Жильберу). На следующий год 36-летний Окерс получил смертельную травму головы, упав во время трековой гонки в Антверпене. 20 тысяч человек пришли на его похороны. В 1957 году Окерсу установили памятник в Арденнах.

В 1971 году 22-летнего чемпиона Бельгии Жан-Пьера Монсере во время гонки сбила машина. Монсере умер на месте. За год до трагедии он стал одним из самых молодых чемпионов мира в истории. По иронии судьбы, пять лет спустя 7-летний сын Монсере Джованни погиб при аналогичных обстоятельствах. Мальчик ехал на гоночном велосипеде, который ему подарил после смерти отца другой чемпион мира Фредди Мартенс.

Завершим наш печальный список историей, которая произошла в 2006 году, но имела продолжение три года спустя. На трековой гонке «Шесть дней Гента» в результате столкновения с бельгийцем Димитри де Фаувом погиб испанский гонщик Исаак Галвес, врезавшийся в ограждение трассы. После несчастья в Генте де Фаув страдал от депрессии и признавался, что этот инцидент будет преследовать его всю оставшуюся жизнь. 6 ноября 2009 года де Фаув совершил самоубийство.