Под крышей дома
Пиво, сосиски, симулятор биатлона и футбол под крышей. По дороге из Санкт-Петербурга в Порту корреспондент Sports.ru заглянул на рядовой матч бундеслиги «Шальке-04» – «Аугсбург», чтобы окунуться в немецкую футбольную атмосферу и увидеть 352-й гол Рауля в карьере.
Гельзенкирхен – необычный город для российского туриста. Трудно понять, где он начинается, а где заканчивается. Например, мне сказали, что, чтобы попасть в один из его районов, нужно насквозь пересечь другой крупный город – Эссен. В Рейн-Руре в этом плане все очень запутанно, города буквально налезают друг на друга, тем больше у местных жителей потребности в самоидентификации, которая выражается, например, в выборе любимого футбольного клуба. Шальке – это район на севере города. Клуб был основан в 1904 году, что опять же понятно из названия. Болеют за «Шальке» не только в Гельзенкирхене. Во время матча с «Аугсбургом» на стадионе был вывешен большой баннер фанатов «Шальке» из Дюссельдорфа. Там поддерживают местную «Фортуну», которая имеет все шансы вскоре вернуться в бундеслигу после длительного отсутствия, но шарф «Шальке» на улице никого не удивит.
Матч «Шальке» – «Аугсбург» на «Фелтинс-арене» прошел под закрытой крышей, хотя ни снега, ни особого холода на западе Германии пока нет. Пятьдесят с лишним тысяч человек на футбольном матче под крышей – само по себе необычно и подчеркивает уникальность стадиона, который стал образцом для подражания при строительстве новых арен. Правда, если ваши места оказались где-нибудь высоко на втором ярусе, у вас прямо перед глазами помимо куба табло все время будет паутина из труб разной толщины и прочих конструкций крыши, но обзору поля, которое находится далеко внизу, это совершенно не мешает.
Если когда-нибудь соберетесь посетить матч на «Ауф Шальке», приходите пораньше, чтобы окунуться в атмосферу футбольного боления в Германии. В России ничего похожего не встретишь – по крайней мере, не в таких масштабах. Десятки тысяч людей самого разного возраста и социального статуса напяливают на себя столько сине-белого, сколько получится, и подъезжают к арене на трамвайчиках, чтобы пообщаться с друзьями, выпить пива, глювайна, чего-нибудь еще и съесть обязательную сосиску. По нашим реалиям матч «Шальке» – «Аугсбург» – это что-то вроде игры «Локомотив» – «Томь», но народу было в 5-6 раз больше. Гигантские народные гуляния продолжались до самого начала игры, пока великолепный стадион постепенно не вобрал все это веселое море внутрь себя. Публика здесь очень разная, но неизменным остается всеобщее дружелюбие. В любой момент к вам могут обратиться незнакомые люди с каким-нибудь веселым комментарием – просто, чтобы перекинуться парой слов.
– Вот смотри – у тебя в каждой руке по сосиске, а ты еще заказываешь пару пива. Чем ты это все будешь держать? – переживает за моего приятеля болельщик с солидным, судя по внешности, стажем.
Вести дегустацию священных для немцев блюд и напитков можно в прямом смысле, не отходя от кассы. Длинные деревянные столы стоят прямо перед самой территорией арены, кассами, контролем и так далее. Вокруг немало мусора, что для Германии совсем нетипично, но перед стадионом считается в порядке вещей, а из знакомого глазу можно отметить людей, которые ходят и собирают бутылки.
На «Фелтинс-Арене» раз в год проходят биатлонные гонки. Тир, адаптированный под симулятор биатлона, пользуется в народе большой популярностью, и все желающие могут посоревноваться в дуэлях друг с другом. Вместо нагрузок между огневыми рубежами – приседания. Со стороны выглядит очень забавно.
Контроль на подходе к стадиону проходится быстро и без давки. Стюарды смотрят на специальные табло над рамками металлоискателей, где выводится какая-то информация о том, что у человека «пищит». Обыск по российским меркам – очень поверхностный. Наши фанаты могли бы с легкостью проносить файеры десятками, но местные почему-то этого не делают.
Во время игры на видеокубе под крышей арены постоянно дают объявления о количестве угловых, как будто это важнейший после счета компонент игры. Спонсором статистики по угловым является «Газпром». С «Зенитом» «Шальке» объединяют не только «Газпром» и схожие клубные цвета, которые позволяют, например, надев зенитовский шарф, с легкостью сойти за своего на трибуне, но и то, что «Шальке» тоже этой осенью сыграл 0:0 на своем поле с кипрским клубом – АЕКом из Ларнаки в Лиге Европы. В гостях, правда, было 5:0 в пользу «кенигсблауэн», «Шальке» досрочно вышел из группы и вовсю рекламирует начало продажи билетов на весенний матч 1/16 финала с неизвестным пока соперником. Помимо рекламы, в перерыве крутят ролики, где болельщики соревнуются в кричалках. Особенно трибуны оживились, когда маленький мальчуган продекламировал текст, который можно перевести как «Плевали мы на титул чемпиона, нам нужен Кубок!». С чемпионскими титулами у «Шальке» все не складывается – последний был в 1958 году, зато с Кубками полный порядок.
«Фанатский вираж» у «Шальке» – это северная трибуна. Вообще-то, она расположена на северо-востоке, потому что при проектировании стадиона его было решено повернуть на 45 градусов, чтобы избежать потенциальных проблем с фундаментом из-за туннелей расположенных поблизости шахт, где в прошлом активно добывали уголь. Так что «Шальке» – это не только немецкий «Зенит», но еще и немецкий «Шахтер». На матчах бундеслиги фанатская трибуна – стоячая, на 16 тысяч мест. Меня очень удивило, что за активный саппорт с песнями и плясками на ней отвечают лишь тысячи полторы-две парней и девушек в самом центре, а остальные болельщики, кроме того, что они всегда на ногах, не отличаются поведением от контингента на центральных трибунах. В этом отношении фаны «Шальке», безусловно, проигрывают своим злейшим врагам – поклонникам дортмундской «Боруссии» с их легендарной «Стеной» на «Вестфаллен-Штадионе». Зато у «Шальке» есть целый барабанный взвод.
Кстати, о Дортмунде. «Шальке» – «Боруссия» – самое мощное по накалу и взаимной неприязни дерби Германии. На фанатской символике «Шальке» немало ругательств по поводу Дортмунда, а мне рассказали, что они скандируют в адрес своих соперников. Дословно текст лучше не приводить, но суть в том, что, по мнению гельзенкирхенцев, в традиции жителей Дортмунда входит инцест, причем гомосексуального характера. Против «Аугсбурга», судя по всему, фанаты «Шальке» ничего не имеют. Кроме классического скандирования «Вторая лига!», когда стало ясно, что хозяева не упустят победу, ничего неприятного в адрес гостей, которые заполнили угловой сектор и достаточно громко поддерживали своих, не звучало. Объявляя очередной забитый мяч, диктор, как водится, делает паузу, чтобы фанаты прокричали счет. Сколько бы голов ни забил соперник, по мнению болельщиков, на его счету всегда неизменный ноль.
Сама игра запомнилась эстетским голом пяткой Хунтелара, неожиданной боевитостью аутсайдера «Аугсбурга», который сравнял счет и до середины второго тайма лелеял надежду увезти с «Фелтинс-арены» очки, и, конечно, забитым мячом Рауля. У легендарного испанца их много в карьере, но, по-моему, не зазорно похвастаться тем, что видел гол Рауля собственными глазами, хотя без повтора трудно было утверждать, что защитник «Аугсбурга» действительно выбил мяч уже из-за линии ворот.
«Шальке», хоть и победил со счетом 3:1, вернувшись на дистанцию в три очка от первого места, но не показал какой-то выдающейся игры, а публика на «Фелтинс-арене» оказалась требовательная. Стоило игроку в синей форме отдать неточную передачу или просто замешкаться с выбором варианта продолжения атаки, как с трибун раздавался возмущенный гул, даже если это был сам Рауль. Болельщик «Шальке», конечно, всегда со своей любимой командой, но при этом выступает и в роли экзаменатора, а футболисты из кожи вон лезут, чтобы экзамен выдержать.
После игры народ покидал трибуны куда стремительнее, чем заполнял. Как и у нас, немало было тех, кто уходил еще до финального свистка, чтобы не толкаться в общественном транспорте или не стоять в пробке. Маскировка под болельщика «Шальке» при помощи шарфа «Зенита» дала сбой на улице лишь один раз – зато появилась возможность рассказать, что мы едем на матч Лиги чемпионов в Порту, пока их «Шальке» довольствуется Лигой Европы. По весне эти клубы запросто могут сыграть между собой, но хочется, чтобы они все-таки продолжили выступать в разных турнирах.