«Кот ушел, а улыбка осталась» - Георгий Данелия
Вот уже часы отмеряют последние минуты уходящего года...Ну, наверное, для каждого этот год был чем -то особенным - кому хорош, а кому-то - не очень. Для меня "не очень" случилось в апреле, когда ушел Гия Данелия...Было так больно, как если бы потерял своего лучшего друга. Да он и был для меня таким - не представляю свою жизнь без его фильмов и книг.
Этот псто я должен был написать давно, вон и дата апрельская стоит в черновике, но все никак не мог себя заставить - не хотелось верить, что Гия ушел... Насовсем. Но, последние минуты уходящего года тают и я подумал, что стоит напомнить о самом светлом (ну, для меня, по крайней мере ) художнике, чьи фильмы помогали верить миллионам людей не только в нашей стране, что свет и добро существуют. И его смех - иногда заразительный, а порой и ироничный, но он всегда с нами!
Не стану нарушать традицию и поставлю музыку из моего любимого фильма, которую, уверен, вы сразу узнаете.
Многие уверены, что «Джентльменов удачи» снял Георгий Данелия. На самом деле режиссер картины – Александр Серый.
Александр учился вместе с Данелия на Высших режиссерских курсах, но попал в места "не столь отдаленные", подравшись с неким архитектором, приревновав к нему свою девушку.
Данелия просто хотел выручить своего друга и подарил ему блестящий сценарий, цитаты из которого разлетелись по всей стране.
Большинство тюремных выражений привнес в фильм (из личного горького опыта) Александр Серый: «канай отсюда», «рога поотшибаю», «моргалы выколю», «пасть порву». А вот хохму про памятник Лермонтову («мужик в пиджаке») и выражения вроде «всю жизнь работать на лекарства будешь» — придумали сценаристы: Гия писал этот сценария вместе с Викторией Токаревой.
— Вы из какого общества, ребята? — «Трудовые резервы». — А что, «Динамо» бежит? — Все бегут" :))
"Я шагаю по Москве"
- I want to go to the Moscow Central Pictural Gallery, would you please translate it kindly to the driver? - О чем он говорит? - Он в восторге от нашей замечательной столицы. - Да нет! Ему, кажется, в Третьяковку надо...
Тот, кто фильма не видел - ничего не знает ни о той Москве, ни о том поколении. О Шпаликове нужно писать отдельно, потому что второго такого, как он - у нас нет. Десятилетиями гуляли по стране тетрадки с его стихами, а гитаристы наигрывали в дружеских компаниях его песни: "Ах, утону я в Западной Двине...Или погибну как-нибудь иначе, Страна не пожалеет обо мне, но обо мне товарищи заплачут"
А знаете с чего вообще получился фильм?
«…Пришел Гена Шпаликов, — рассказывал в своей книге „Безбилетный пассажир“ Гия, — принес бутылку шампанского в авоське и сказал, что придумал для меня классный сценарий:
— Дождь, посреди улицы идет девушка босиком, туфли в руках. Появляется парень на велосипеде, медленно едет за девушкой. Парень держит над девушкой зонтик, она уворачивается, а он все едет за ней и улыбается… Нравится?
— Слепой дождик? При солнце?
— Это идея.
— А дальше?
— А дальше придумаем».
И ведь придумали! Момент этот очень нравится - канцелярия во всей красе!
И этот - с полотером. Басов здесь просто шикарен
Я шагаю по Москве" - это Геннадий Шпаликов и его мир, увиденный глазами подростка. .Посмотрите фильмы шестидесятых, вслушайтесь в песни – они все наполнены радостью и любовью.
А ещё в этом фильме первая главная роль Никиты Михалкова в игровом кино - на момент съёмок ему было 18 лет. Он получил эту работу благодаря рекомендации сценариста фильма Геннадия Шпаликова. И какое счастье видеть юного Никиту, поющего в метро, а не барина, в которого он превратился..
" Афоня "
Как признавался сам Гия: «Нам хотелось, чтобы зрители в конце фильма не возненавидели нашего Афоню, а пожалели. Думаю, что мы даже слегка перестарались. На „Мосфильм“ пришло немало возмущенных писем от жен пьющих особей». Особенно запомнилось Георгию одно — в нем дама из Омска спрашивала: «Товарищ режиссер, а вы сами когда-нибудь спали с пьяным сантехником?» В ответном письме Данелия сознался, что не спал. Ни с пьяным, ни с трезвым :)
!Вот же времена были - такая обратная связь, убиться!
И ещё это понравилось:" Для сцены с танцами Данелия попросил ассистентов привести современных музыкантов. «Привели группу, главный — курчавый лохматый парень. Одеты небрежно, держатся независимо. В мятых дырявых джинсах, небритые...» Они не внушили доверия режиссеру, и он попросил пригласить кого-то для подстраховки.
Привели точно таких же «волосатиков». А вечером режиссер не смог проехать к клубу, где были съемки, — столько кругом было народа. «Оказалось, что мы пригласили самые популярные и самые запрещенные в те времена группы. Первой была „Машина времени“ Макаревича, а второй — „Аракс“ Шахназарова».
"Мимино"

Гия говорил:"У меня два самых любимых актера – Женя Леонов и Буба Кикабидзе. Если Женю я мог снимать во всех фильмах, то Бубу – нет. Кого бы он мог сыграть в «Афоне»? А вот в «Мимино» роль Валико Мизандари была написана специально на него.
Когда фильм вышел на экраны, легендарный композитор Гия Канчели моментально стал известен как автор знаменитого шлягера «Чита-грита» (правильно — «Чито-гврито»). Канчели это раздражало, он этой песней не гордился и говорил: «Это не музыка, это триппер. Потому что быстро цепляется и трудно отделаться».
И снова Гия:" Когда в Болшево мы написали все, что происходит в Грузии и наш герой прилетает в Москву, возник вопрос:– Один живет он в номере гостиницы или с кем то?– С кем то.– С кем? С Леоновым или Мкртчяном?
Поселили с Мимино Леонова (эндокринолога из Свердловска). Получается интересно. Поселили Фрунзика (шофера из Ленинакана) – тоже интересно. Решили: Леонов – орел, Фрунзик – решка. Подкинули монету. Выпала решка.И Кушнерев в этот же вечер вылетел в Ереван освобождать Мкртчяна от спектаклей.
А после «Мимино» многие его реплики цитируют и сейчас, через тридцать лет. Некоторые запомнились, потому что они смешные: «Я так хохотался!», «Ты и она не две пары в сапоге». Но есть и совершенно обычные. Во время завтрака Хачикян спрашивает Валико:– Вы почему кефир не кушаете? Не любите?Ну что тут запоминать? Но и эту фразу до сих пор повторяют.
Уверен, если бы это сказал другой актер, не Мкртчян, эта реплика вряд ли осталась бы в памяти, даже сразу после просмотра. Великий актер был Фрунзик Мктрчян!
"Не горюй"

Знаете, я смотрел фильм "Мой дядя Бенджамен" с Жаком Брелем. И хотя очень люблю Жака, как шансонье, но сам фильм не идет ни в какое сравнение с "Не горюй". Данелия, добавив грузинский колорит, изменил окраску и смысл всего действа. Получился шедевр по мотивам, но впечатление! Смотрю его каждый раз, как в первый!
Кстати! О способности Бубы входить в роль, ходили легенды и они были правдивы. Вот Гия заболел и очень серьезно. И рассказывал потом:
Буба, узнав, что со мной плохо, тут же прилетел в Москву из Тбилиси. И кто-то ему сказал, что режиссер уже умер. Позвонить домой и спросить, умер он или нет, артист, конечно, не мог. Спросил у Юрия Кушнерева, который работал вторым режиссером на «Мимино», когда похороны. Но тот сказал: Данелия жив. И Кикабидзе поехал к нему в больницу.
«Лежу я в палате – синий, похудевший. (Леонов сказал, что по весу и по цвету я тогда напоминал цыпленка табака.) Открывается дверь, заходит Буба с цветами. В дверях остановился, посмотрел на меня, тяжко вздохнул. Потом подошел к постели, положил мне в ноги цветы. Потупил глаза и стоит в скорбной позе, как обычно стоят у гроба.
– Буба, – говорю я, – я еще живой.
– Вижу, – печально сказал Буба.
Он же настроился на похороны. И увидев меня, такого синего, не смог выйти из образа».
Можно много рассказывать разных баек, но лучше меня это сделает сам режиссер. Прочтите его книгу "Безбилетный пассажир" и поймете, сколько света, доброй иронии к себе и к окружающему миру нес этот великий человек. Я вот уверен, что его фильмы способны до сих пор заставить верить нас в лучшее в людях. И за это ему низкий поклон.
" Кот ушел, а улыбка осталась" - это название его третьей книги. Но вообще-то это же про него самого...
Я не стал описывать все фильмы Данелия - там никакого псто не хватит. Но "Не горюй" и "Мимино" были его любимыми фильмами. А вы просто можете вспомнить те, что пришлись вам по сердцу и пересмотреть под настроение.Уверен, что не пожалеете.
"Лишь добро одно бессмертно, Зло подолгу не живет!" Шота Руставели
П.с. Прошу прощения у велосипедистов - ну не знал, куда псто прикрепить.Один велосипедист все-таки в псто есть! С Новым Годом всех! )
Это да. Пост классный. С Новым годом тебя, Костя! Здоровья и всех благ.
да ладно... посмотрю Гию даже в гордом одиночестве - он того стОит... таких сейчас просто не делают... И смех в его картинах - светлый и грустный... и человечность его героев, которая сейчас не в чести и не в трэнде ... и незыблемый оптимизм, которого б нам поучиться... так... для выживания в условиях нонешней жизни )
"Мимино" люблю... очень.
Спасибо, Кот... знаешь, когда ты тогда "пропал" с сайта, я так о тебе и думала (читай название псто)... и у тебя тоже есть такой дар - "не забываться" - твои остроты, реплики, манера высказываться и держаться... да, в общем, все твои качества в комплексе ))
Не пропадай больше, ладно?..
Мне кажется, Шота вкладывал немного более глубокий смысл - добро ведь не только в сиюминутных поступках, но и в более существенных вещах - вот меценат Третьяков - помнят его? Помнят до сих пор. Или Гауди со своей Sagrada Família - ну на века же. А ведь на пожертвования людей строилась