4 мин.

Стрельба вхолостую

Пожалуй, главным разочарованием завершившейся Джиро для многих стала российская команда «Катюша», абсолютно невнятно проведшая итальянскую многодневку. Руководство команды, гонщики, методики подготовки и гоночная тактика не раз подвергались жесткой критике. Стоит задуматься, почему проект, планировавшийся как способный возродить отечественный велоспорт, буксует.

Одним из главных критиков «Катюши» является Александр Анатольевич Кузнецов – легендарная личность для советского и российского велоспорта, человек, воспитавший олимпийских чемпионов и чемпионов мира, призеров крупнейших соревнований. Кузнецов, во многом, спас велосипедную школу после развала Советского Союза. Поэтому к мнению такого человека наверняка стоит прислушаться. Кузнецов уже очень давно говорит о проблемах отечественного велоспорта, то есть его критика не связана только с  деятельностью команды «Катюша». Конечно, иногда его жалобы похожи на «лавочные» причитания пенсионеров, но здравое зерно в них присутствует.

Проект «Катюша» появился в 2008 году как преемственный по отношению к команде Олега Тинькова Tinkoff Credit Systems. Часть российских гонщиков перекочевали в новую команду, были подписаны контракты с Владимиром Карпецом, Робби Макьюэном, Филиппо Поццато, Сергеем Ивановым. То есть, собрана была довольно крепкая команда, а спортивным директором коллектива был назначен амбициозный Андрей Чмиль, к тому времени даже занимавший должность министра спорта Молдовы. Первый сезон команды можно было признать вполне удачным – были одержаны победы на этапах Тур де Франс и Париж–Ницца, Сергей Иванов первенствовал на Amstel Gold Race, а Пиппо Поццато был вторым на «Париж-Рубе».

Следующий сезон так и вовсе можно считать сверхудачным. В команде появляется испанец Хоакин Родригес, ставший настоящей находкой. Пурито выиграл общий зачет UCI ProTour, команда одерживает победы на этапах всех трех Гранд-туров – для многих команд уже одна подобная победа становится огромным доводом в переговорах со спонсорами. Гонщики проявили себя и на арденнских классиках, где тот же Родригес и Александр Колобнев стали призерами. Казалось, все идет хорошо, но критики команды уже тогда бушевали.

Сильнее всего доставалось Андрею Чмилю. Ему часто припоминали и то, что сам он – гражданин Бельгии, и его высказывания относительно того, что русским он себя не считает. Но самым главным был вопрос насчет возрождения отечественного велоспорта. И, в самом деле, довольно сложно увидеть перспективы развития российских велогонщиков в команде, где на первых ролях испанец, а наши гонщики таскают за ним рояль. Припоминали и то, что некоторые участники команды перестали прогрессировать, а другие и вовсе деградируют. Не лишним будет напомнить и огрехи в командной стратегии – непонятные отрывы, провалы в решающие моменты гонок, постоянные технические проблемы. В общем, вопросов накопилось более чем достаточно.

Нынешняя Джиро стала апофеозом этих проблем. Изначально объявили, что команда будет собрана под Хоакина Родригеса, который подходил к старту не в самой лучшей форме. Решение, по меньшей мере, странное. Началось все с первого этапа, когда у Александра Кущинского внезапно перед стартом сломалась педаль, и он был вынужден ехать командную гонку на обычном велосипеде. Далее последовали невразумительные отрывы с такими же их окончаниями – ближе всех к успеху был Дани Морено, но его догнали перед самым финишем. В итоге ноль побед на этапах, Родригес остался без поддержки, благо она ему обычно не требуется, но, тем не менее, закончил гонку на пятой строчке.

Трудности проекта очевидны. Но проблемы «Катюши» – это не просто проблемы менеджмента отдельно взятой команды. Это срез всей ситуации в российском велоспорте. Тот же Кузнецов еще в 2006 году предупреждал, что велогонки у нас превратились в «хуторный» спорт, и на Олимпиадах в Лондоне и Рио мы рискуем остаться вовсе без медалей, как на шоссе, так и на треке. В юношеском велоспорте ситуация выглядит не лучше – я уже забыл, когда российские спортсмены получали медали на «андеровских чемпионатах». Хотя я преувеличиваю – в 2009 году Егор Силин стал бронзовым призером в гонке на шоссе. Но одно дело первенствовать среди молодежи, а другое – взрослый велоспорт.

Сам Кузнецов говорил, что для того, чтобы подготовить звезду ему необходимо от 7 до 12 лет работы с гонщиком. Так откуда взяться молодым талантам за 2 года существования проекта, если сам тренер предъявляет такие цифры? В 90-е весь велоспорт практически вымер в России, ведущие профессионалы разъехались по западным командам, туда же потянулись и молодые гонщики вроде Дениса Меньшова, Владимира Карпеца и других. Кузнецов был вынужден выкупать птицефабрику в Испании для того, чтобы устроить там базу. Где же взять гонщиков, которые будут ковать победы российского велоспорта?

Я естественно не пытаюсь оправдать всех ошибок руководства «Катюши». Большинство из них очевидны, но и исправление их – задача по силам. Выстроить нормальный менеджмент команды можно за гораздо более короткий срок, чем вырастить новое поколение велосипедистов. Другое дело, что мы пока не видим положительных сдвигов и в области руководства командой. А положение дел в российском шоссейном велоспорте мы сможем легко оценить в июле – на Тур де Франс нам обещают полностью российский состав.