Стрельба вхолостую
Пожалуй, главным разочарованием завершившейся Джиро для многих стала российская команда «Катюша», абсолютно невнятно проведшая итальянскую многодневку. Руководство команды, гонщики, методики подготовки и гоночная тактика не раз подвергались жесткой критике. Стоит задуматься, почему проект, планировавшийся как способный возродить отечественный велоспорт, буксует.
Одним из главных критиков «Катюши» является Александр Анатольевич Кузнецов – легендарная личность для советского и российского велоспорта, человек, воспитавший олимпийских чемпионов и чемпионов мира, призеров крупнейших соревнований. Кузнецов, во многом, спас велосипедную школу после развала Советского Союза. Поэтому к мнению такого человека наверняка стоит прислушаться. Кузнецов уже очень давно говорит о проблемах отечественного велоспорта, то есть его критика не связана только с деятельностью команды «Катюша». Конечно, иногда его жалобы похожи на «лавочные» причитания пенсионеров, но здравое зерно в них присутствует.
Проект «Катюша» появился в 2008 году как преемственный по отношению к команде Олега Тинькова Tinkoff Credit Systems. Часть российских гонщиков перекочевали в новую команду, были подписаны контракты с Владимиром Карпецом, Робби Макьюэном, Филиппо Поццато, Сергеем Ивановым. То есть, собрана была довольно крепкая команда, а спортивным директором коллектива был назначен амбициозный Андрей Чмиль, к тому времени даже занимавший должность министра спорта Молдовы. Первый сезон команды можно было признать вполне удачным – были одержаны победы на этапах Тур де Франс и Париж–Ницца, Сергей Иванов первенствовал на Amstel Gold Race, а Пиппо Поццато был вторым на «Париж-Рубе».
Следующий сезон так и вовсе можно считать сверхудачным. В команде появляется испанец Хоакин Родригес, ставший настоящей находкой. Пурито выиграл общий зачет UCI ProTour, команда одерживает победы на этапах всех трех Гранд-туров – для многих команд уже одна подобная победа становится огромным доводом в переговорах со спонсорами. Гонщики проявили себя и на арденнских классиках, где тот же Родригес и Александр Колобнев стали призерами. Казалось, все идет хорошо, но критики команды уже тогда бушевали.
Сильнее всего доставалось Андрею Чмилю. Ему часто припоминали и то, что сам он – гражданин Бельгии, и его высказывания относительно того, что русским он себя не считает. Но самым главным был вопрос насчет возрождения отечественного велоспорта. И, в самом деле, довольно сложно увидеть перспективы развития российских велогонщиков в команде, где на первых ролях испанец, а наши гонщики таскают за ним рояль. Припоминали и то, что некоторые участники команды перестали прогрессировать, а другие и вовсе деградируют. Не лишним будет напомнить и огрехи в командной стратегии – непонятные отрывы, провалы в решающие моменты гонок, постоянные технические проблемы. В общем, вопросов накопилось более чем достаточно.
Нынешняя Джиро стала апофеозом этих проблем. Изначально объявили, что команда будет собрана под Хоакина Родригеса, который подходил к старту не в самой лучшей форме. Решение, по меньшей мере, странное. Началось все с первого этапа, когда у Александра Кущинского внезапно перед стартом сломалась педаль, и он был вынужден ехать командную гонку на обычном велосипеде. Далее последовали невразумительные отрывы с такими же их окончаниями – ближе всех к успеху был Дани Морено, но его догнали перед самым финишем. В итоге ноль побед на этапах, Родригес остался без поддержки, благо она ему обычно не требуется, но, тем не менее, закончил гонку на пятой строчке.
Трудности проекта очевидны. Но проблемы «Катюши» – это не просто проблемы менеджмента отдельно взятой команды. Это срез всей ситуации в российском велоспорте. Тот же Кузнецов еще в 2006 году предупреждал, что велогонки у нас превратились в «хуторный» спорт, и на Олимпиадах в Лондоне и Рио мы рискуем остаться вовсе без медалей, как на шоссе, так и на треке. В юношеском велоспорте ситуация выглядит не лучше – я уже забыл, когда российские спортсмены получали медали на «андеровских чемпионатах». Хотя я преувеличиваю – в 2009 году Егор Силин стал бронзовым призером в гонке на шоссе. Но одно дело первенствовать среди молодежи, а другое – взрослый велоспорт.
Сам Кузнецов говорил, что для того, чтобы подготовить звезду ему необходимо от 7 до 12 лет работы с гонщиком. Так откуда взяться молодым талантам за 2 года существования проекта, если сам тренер предъявляет такие цифры? В 90-е весь велоспорт практически вымер в России, ведущие профессионалы разъехались по западным командам, туда же потянулись и молодые гонщики вроде Дениса Меньшова, Владимира Карпеца и других. Кузнецов был вынужден выкупать птицефабрику в Испании для того, чтобы устроить там базу. Где же взять гонщиков, которые будут ковать победы российского велоспорта?
Я естественно не пытаюсь оправдать всех ошибок руководства «Катюши». Большинство из них очевидны, но и исправление их – задача по силам. Выстроить нормальный менеджмент команды можно за гораздо более короткий срок, чем вырастить новое поколение велосипедистов. Другое дело, что мы пока не видим положительных сдвигов и в области руководства командой. А положение дел в российском шоссейном велоспорте мы сможем легко оценить в июле – на Тур де Франс нам обещают полностью российский состав.
Полностью бесполезные отрывы (единственный проблеск - тот самый отрыв Морено на 11-м этапе). Что делали в отрывах на третьей неделе Лосада и особенно Ворганов, который даже на смены выходил - непонятно. Привет Игнатьеву - без него в отрывы ездить просто некому.
Единственная командная раздача на 19-м этапе под Родригеса в какой-то ХОЛМ выглядела проявлением бессилия. Еще более странная атака Родригеса на 20-м этапе.
Проект Тинькова был значительно более симпатичен нежели Катюша - красивые отрывы, красивые победы и без всякой пафосной истерии. Брут и Игнатьев в других командах уже могли бы стать если не капитанами, то вольными охотниками, как Ровный или Кириенко. Но сейчас они обречены возить бачки всяким Пуритам и Поцаттам.
Ничего хорошего от полностью российского состава не будет: Карпец уже давно не генеральщик, а Галимзянов при всем таланте еще не спринтер уровня Кэва, Петалли или Фаррара.
Под генерал можно было бы договориться с Ефимкиным (я уже молчу про Меньшова), но он сейчас в какой-то американской колхозной команде. Зато в «российском проекте» испанцы капитанят.
Пример построения национальных проектов это Эускалтель-Эускади. Особых финансов нет, легионеров нет, 2 победы на Джиро есть. А то наберут легионеров и обзовут нацпроектом, только забывая указать какую нацию имеют ввиду.
Надо что-то менять. И чем быстрее, тем лучше.
Если хотите развивать гонщиков то надо вернутся к проекту Тинькова. К Скромной проконтитентальной команде, которую время от времени приглашают на крупные гонки и в которой значительное большинство молодые русские гонщики. Звезды типа Меньшова вполне могу обустроиться и в других командах протура, а молодые будут иметь свои шансы вырасти в звезду.
В любом случае отправлять чисто русский состав на ТДФ неправильно. Раз уж подписали много легионеров то и обращаться с ними по-честному надо, ставя во главу спортивный принцип. А тут очевидно что около половины состава попадет на ТДФ исходя явно не из спортивных соображений. От таких решений ситуация в национально велоспорт лучше явно не станет
У Кузнецова, кстати, и на Тинькова зуб имеется. Говорит, что перекупил всех его ребят к себе. Мне тоже команда Тинькова нравилась, но тут посерьезнее игроки вмешались. Тиньков сам велоспортом болеет просто, его даже зарубежные комментаторы называли Абрамовичем велоспорта. А чем болеет Чмиль, мне, к сожалению, неизвестно))
не стоит переходить на личности, про Чмиля можно тоже ой как много неприятного рассказать
Кстати считаю Кузнецова хорошим человеком и отцом,но...
Подписываюсь под аргументами Шлека.
Он тут говорит, что из гонщиков хотят «итальянцев» сделать. На секундочку, за какие-то последние 15 лет из наших на ГТ побеждали «итальянцы» Тонков и Берзин, а также «испанец» Меньшов. Они явно в командах не по методике Кузнецова работали. И ничего, побеждали ведь. И правда напомнило высказывания про БиЗов на тему того, что на Россию им наплевать, сами паспорта другие имеют.
Тут, знаешь ли, не все просто. Зная специфику российских спонсоров, приходится одновременно пытаться усидеть на двух стульях. А то получается, что деньги вкладываются, а отдачи нет никакой, мол, мы молодежь растим. И головы полетят. Кстати, меня убивает реакция прессы. Там Катюша - едва ли не герои. Ура товарищи!
Вот и получается, что под лозунгом возрождения велоспорта в России у нас побеждают Пурито и Поццато. Я бы с радостью вернулся к проекту Тинькова. Там все было без лишнего пафоса и помпезности. Да только поздно уже.
Вот последнее интервью Чмиля, кстати. Крайне забавное http://www.sovsport.ru/gazeta/article-item/460836