Взлет и падение Евгения Берзина
Берзин родился 6 июня 1970 года в Выборге. Велоспортом он начал заниматься еще в 1977 году, когда учился в начальных классах школы. Первым его крупным успехом стала победа в 1988 году на чемпионатах СССР и мира среди юниоров в командной гонке преследования на треке. В 1989 году он стал чемпионом СССР в той же дисциплине и занял второе место на трековом чемпионате мира в преследовании в квартете, состоявшем из него, Михаила Орлова, Дмитрия Нелюбина и Вячеслава Екимова. В следующем году Берзин продолжил свое триумфальное шествие на мировом форуме, победив, как в командном преследовании, так и в индивидуальном, где советской команде удалось сделать дубль. Карьера спортсмена развивалась стремительно, а ведь ему к тому моменту было всего лишь 20 лет.
В 1992 году Берзин под флагом нового государства в свой последний год в любителях выиграл общий зачет проводимой в Польше Гонки олимпийской солидарности, а также первенствовал на Туре Бретани. Годом позже он подписал контракт с командой Mecair-Ballan, в которую тогда подписали итальянца Морено Арджентина, чемпиона мира на шоссе, 4-кратного победитель классики Льеж–Бастонь–Льеж. Вместе с Берзиным и Арджентином к команде присоединился, в частности, Петр Угрюмов, с ходу взошедший на вторую ступень генеральной классификации «Джиро». А Арджентин тогда удерживал розовую майку на протяжении 9 этапов. Берзин же в свой первый год в профессионалах звезд с неба не хватал и довольствовался лишь локальными успехами.
Зато 1994 год стал и для Берзина, и для всей команды, поменявшей к тому моменту титульного спонсора, по-настоящему, выдающимся. Вдумайтесь, гонщики Gewiss-Ballan, выиграли 4 классики: Джорджо Фурлан победил на Милан–Сан-Ремо, свою третью победу на Флеш–Валонь одержал Арджентин, а россиянин Владислав Бобрик первенствовал на Джиро ди Ломбардия. Берзину же покорилась знаменитая Льеж–Бастонь–Льеж, где он обошел Лэнса Армстронга и уже упоминавшегося выше Фурлана. Если к этому прибавить дубль в генерале Тиррено-Адриатико, авторами которого стали Фурлан и Берзин, второе место Берзина на Туре страны Басков, а также на Туре Средиземноморья, то сезон для команды, уже можно было считать, как минимум, успешным с приставкой «супер-».
С победой Евгения на Льеж–Бастонь–Льеж связана забавная история, отлично отражающая реалии велоспорта того времени. Сам Берзин рассказал ее в интервью «Спорт-экспрессу»: «Я на собственной шкуре многое испытал. Гонялся-то часто нелегально. Когда в 1994-м выиграл самую первую крупную кубковую гонку – в Бельгии, у меня не было бельгийской визы. На въезде в страну пограничник меня пропустил – не обратил внимания, что у меня документы не в порядке. На обратном пути прямо у границы собралось довольно много болельщиков, телевидение. Стали у меня интервью брать. Я задержался. А когда к окошку уже подошел, пограничники документы посмотрели и спрашивают: «Парень, а ты в курсе, что не имеешь права здесь находиться?» Говорю: «Задерживать будете?» Они отвечают: «Не сразу. Тут люди тебя заждались – автографы хотят получить».
Звездный час Берзина наступил на «Джиро» этого года. Безоговорочным фаворитом предстоящей многодневки был Мигель Индурайн, уже имевший к тому моменту 2 победы в генеральной классификации. Лидером Gewiss-Ballan на первый Гранд-Тур сезона поехал итальянец Арджентин, который и захватил лидерство после второго этапа. Однако Берзин показал себя уже на 4-м этапе, оторвавшись на 47 секунд от Индурайна и на 2:52 от своего напарника Арджентина. После этапа Евгений возглавил генеральную классификацию, став первым русским, надевшим розовую майку лидера «Джиро». После 44-километровой разделки на 8-ом этапе Берзин, который проехал дистанцию со средней скоростью 52 км/ч, оторвался от Дона Мигеля ещё на 2:36.
Затем Марко Пантани одержал 2 победы подряд и оказался в опасной близости от Берзина. Евгений же вновь проявил свое мастерство раздельщика, увеличив свое преимущество над Пиратом и Индурайном на 18 этапе. Пантани сопротивлялся в горах до последнего, но Евгений отвечал на атаки итальянца и не позволил тому изменить положение в генеральной классификации. В итоге, в Милане разрыв между гонщиками равнялся 2:51, а Берзин стал первым русским, победившим на Гранд-Туре. Пантани остался вторым, а тройку призеров замкнул Индурайн. Учитывая тот факт, что Берзину на тот момент было 24 года, казалось, что на небосводе велоспорта взошла новая звезда.
В 1995 году Берзин намеревался повторить свой успех на «Джиро», однако ему помешал сделать это великолепный Тони Ромингер. 3-кратный победитель «Вуэльты» находился в прекрасной форме, что подтвердил установлением мирового на треке в Бордо. На итальянских дорогах швейцарец не оставил ни единого шанса соперникам. Берзину удалось выиграть один из этапов, но Ромингер полностью контролировал ситуацию. В итоге, Берзин занял втрое место на подиуме, а третьим стал его партнер по команде Петр Угрюмов. На «Тур де Франс» того года Берзин в составе команды установил рекорд прохождения командной гонки, который был побит лишь в 2005 году Лэнсом Армстронгом и его Discovery Channel. Однако впоследствии Берзин был вынужден сойти с гонки, а его партнеры Бьярне Риис и Иван Готти заняли 3 и 5 место соответственно. Свою пятую победу на ТДФ того года одержал Мигель Индурайн.
Насколько стремительным был взлет россиянина, настолько быстрым оказалось и его падение. К сожалению, он не смог показывать таких же высоких результатов, как в 1994–95-ом годах. Единственным светлым пятном его дальнейшей карьеры был ТДФ 1996 года, когда он выиграл этап и в течение двух дней удерживал желтую майку. Однако затем он слишком много проигрывал лидерам в горах и завершил «Большую петлю» лишь 20-ым, проиграв победителю Бьярне Риису 38 минут. Стоит заметить, что Евгений стал первым россиянином, надевшим желтую майку.
После этого карьеру Берзина не имеет особого смысла описывать. В 1997 году он, сменив команду, пытался установить мировой рекорд на треке в Бордо, однако не финишировал, так как слишком много уступал графику Криса Бордмана. В дальнейшем большие успехи обходили Евгения стороной, и в 2000 году он завершил профессиональную карьеру.
На самом деле, такому развитию карьеры Берзина можно найти вполне себе простое объяснение. Команда Gewiss-Ballan, за которую он выступал в течение всего времени ее существования, активно сотрудничала с доктором Франческо Конкони, который считается человеком, принесшим эритропоэтин в велоспорт. В 1994 году, когда команда оккупировала подиум Флеш-Валонь, он в интервью L′Equipe сравнил принятие ЭПО с употреблением апельсинового сока. Клиентами Конкони были Бьярне Риис, Стивен Рош, Клаудио Кьяпуччи и многие другие известные гонщики. Так вот, уровень гематокрита в крови спортсменов начинал повышаться уже через несколько месяцев работы с докторами. Вот забавная статистика изменения уровня кровяных телец между декабрем 1994 и маем 1995 года:
Владислав Бобрик – с 42,7% до 53
Франческо Фраттини – с 46 до 54
Джорджо Фурлан – с 38,8 до 51
Никола Минали – с 41,7 до 54
Петр Угрюмов – с 32,8 до 60
Альберто Вольпи – с 38,5 до 52,6
Бьярне Риис – с 41,1 до 56,3.
Статистика может во многом прояснить ситуацию. Если принять во внимание «дело Телекома», то спад результатов, как у Берзина, так и у других членов быстро развалившейся команды, вполне можно объяснить прекращением контактов с доктором Конкони. Стоит заметить, что Евгений в 2000 году был отстранен от «Джиро» именно из-за повышенного уровня кровяных телец.
Как уже говорилось ранее, Берзин завершил карьеру в 2000 году, так и не сумев выйти на прежний уровень. В 2007 году он говорил о возможном возвращении в велоспорт и о желании выступать за команду Олега Тинькова. По его словам, за год он похудел с 81 до 67 килограммов и проехал на тренировках 20 000 километров. Однако Тинькову 37-летний Берзин, видимо, был не нужен. Так и закончилась велоспортивная карьера первого российского победителя «Джиро».
Пытаюсь найти смысл в подобной геометрии рамы.
И вообще, ваши посты носят такой безапелляционный характер. Может, потрудитесь привести доказательства. Книжку напишите, например. «Как убивали Тур де Франс» - хорошее название.