Шахматное 3D-шоу: Каспаров VS Fritz
После трудного матча с израильской шахматной программой Deep Junior, в том же 2003-м году Каспарову предстояло сразиться с ещё одним электронным соперником.
Экс-чемпиону мира предложили скрестить шпаги со старым знакомым – очень сильной шахматной программой Fritz. Кроме того, годом ранее Фриц сыграл матч в ничью с Владимиром Крамником, на тот момент являющимся чемпионом мира среди людей. Неплохо выступала программа и на чемпионатах мира среди своих собратьев по разуму, хотя чемпионом мира становилась лишь однажды – в далёком 1995 году. Создатели Fritz’а совместно с компанией X3D Technologies предложили ноу-хау в виде 3D-интерфейса программы. Для глубокого погружения в шахматную нирвану, предлагалось заменить старое доброе дерево на детализированное стерео-изображение доски и фигур. Играть предполагалась в 3D-очках, переставлять фигуры нужно было голосовыми командами. Управлять доской (поворачивать, пододвигать поближе, отодвигать подальше) можно с помощью специального джойстика.
На фото: вид доски на мониторе без 3D-очков. →
Для продвижения нового продукта и было решено в ноябре 2003 года провести этот матч. К революционному интерфейсу прилагалось вполне солидное железо. Программа обдумывала ходы, используя 4 процессора Intel Xeon с частотой 2.8 гигагерц. Это позволяло обрабатывать почти 4 миллиона позиций в секунду. Визуализацию высочайшего качества обеспечивал дизайнерский монитор. Матч опять проводился в Нью-Йорке. За четыре показательные встречи Каспарову предложили солидный куш – 150 тысяч долларов. Если бы ему удалось одержать общую победу в матче, то гроссмейстер получал ещё сверху 50 тысяч, при ничьей – 25. Таким образом, призовые в случае поражения ($150.000), не так уж и существенно отличались от победы ($200.000) или тем более ничьей ($175.000). Главное, как говорится, не победа, а участие. Особенно, если мероприятие не столько спортивное, сколько рекламное.
1-я партия. Каспаров – X3D Fritz. ½:½
Учитывая короткую дистанцию матча, Каспаров не стал церемониться с роботом и белым цветом ринулся с места в карьер. Уже на первых ходах белая пешка «g» решительно рванула вперёд сразу на два поля. На 20-м ходу Гарри выиграл качество, продолжая при этом наращивать опаснейшую атаку. Электронный гроссмейстер ходил по краю пропасти, но так и не переступил незримую грань, отделявшую от падения в бездну. Оставшимися силами машина организовала вечный шах и боевая ничья была зафиксирована (см. диаграмму). Каспаров остался не удовлетворённым уровнем собственной игры, считая, что, в принципе, мог довести партию и до победы. «Я просто не смог полностью приспособиться к новым условиям игры — делать ходы голосом, видеть все в трехмерном изображении. Несмотря на это, моя позиция была лучше, и в ходе партии несколько раз возникала ситуация, когда я мог увеличить свое преимущество. Как мне кажется, компьютер несколько переоценил свои возможности».
2-я партия. X3D Fritz – Каспаров. 1:0
Игравший чёрными Каспаров без особого труда выровнял позицию и производил последние приготовления перед атакой на неприятельского короля. Однако штурм вражеской цитадели сорвал грубейший зевок. На диаграмме Вы можете видеть последствия. Гарик неудачно переметнулся ладьёй с поля f7 на соседнее g7 и расплата за невнимательность последовала незамедлительно – белая ладья тут же снесла пехотинца на e5. Это не жертва, а простенький тактический удар – если чёрная пешка возьмёт обнаглевшую ладью, то белый ферзь забирает равноценную фигуру на f8. Этот шахматный приём называется «рентген». Позиция чёрных посыпалась и через несколько ходов человек остановил часы. Свою оплошность Каспаров объяснил треклятыми 3D-очками. Ко второй партии Гарик так и не привык к необычным условиям. Как бы правдоподобно ни выглядели виртуальные доска и фигуры, они всё равно не воспринимались как настоящие. К тому же от девайса порядком уставали глаза.
3-я партия. Каспаров – X3D Fritz. 1:0
Каспаров умеет быстро отыгрываться и уже в следующей партии подловил компьютер на невыгодный дебютный вариант. На диаграмме позиция после 41-го хода, которую можно назвать как «Переход Суворова через Альпы». Через всю доску простирается пешечная «горная цепь», на самом краю доски подготовлено проникновение белой армии сквозь узкий перевал на территорию противника. Воспрепятствовать вторжению чёрные не в силах. Каспаров сравнял счёт. «По-прежнему существует еще масса позиций, которые машины просто не понимают. К сожалению, трудно соревноваться с машиной в качестве счета – нам остается находить такие позиции, и завлекать программы в них».
4-я партия. X3D Fritz – Каспаров. ½:½
Последняя схватка получилась короткой. На диаграмме самый эффектный момент встречи — стороны одновременно угрожают друг другу матом. Как бы Вы здесь сыграли (ход белых), уважаемый читатель? Компьютер сыграл правильно и уже через 3 хода партия и матч закончились вничью. В целом, общим ничейным результатом были довольны обе стороны. Каспаров, по его же словам был «рад сыграть просто хороший матч», да и заработать почти по 44 тысячи долларов за каждую партию, тоже, согласитесь, приятно.
На фото: Гарри Каспаров и реппер боксёр баскетболист хоккеист Ансон Картер изучают 3D-версии друг друга.
Создатели X3D Fritz маркетинговые дивиденды выжали из матча по максимуму. На организацию соревнования ушло более миллиона долларов, но продажи окупили все расходы. Хотя организаторы грозились, что будут ежегодно проводить стерео-битвы с ведущими гроссмейстерами мира, других заметных соревнований в трёхмерном формате не последовало. Всё-таки 2-я партия для шахматистов показалась достаточным аргументом, чтобы воздержаться от подобных экспериментов.
В последующие годы были ещё матчи Fritz’а с чемпионами мира (Крамником, Касымджановым), однако доска и фигуры были обычными.
Одна из промо-фотографий мероприятия. Справа стоит Кэти Хорн — «Мисс Нью-Йорк-2003», а также по совместительству оперное сопрано и программист на С++.
Это заключительная статья о борьбе Гарри Каспарова с коллективным искусственным разумом. Коммерческий матч в 3D-шахматы был последней дуэлью прославленного шахматиста с сильнейшими из игровых роботов. Через полтора года Каспаров официально объявит о завершении спортивной карьеры.
А затем шахматное противостояние людей и машин и вовсе станет неактуальным — об этом финальной статье цикла: «После Каспарова. Компьютерные шахматы — итоги и перспективы».
Дополнительно
Таблица матча
Статистика дебютов
Славянская защита – 1, 3
Испанская партия – 2
Ферзевый гамбит – 4
Просмотреть все партии ход за ходом можно на ChessGames.
Страница программы Fritz в русской Википедии.
Статья про матч в английской Википедии.
На YouTube можно найти архив трансляции 4-й партии (1-я часть, 2-я часть), а также посмотреть короткий репортаж о матче из программы «Вести».
Окончание следует...
Источник:
Каспаров против Deep Blue. Часть I: черный ящик
Каспаров против Deep Blue. Часть II: Филадельфийский эксперимент
Каспаров против Deep Blue. Часть III: Междуматчье