15 мин.

Кирилл Зангалис: «Всем рекомендую брать пример с Александры Костенюк и Натальи Погониной»

Почему даже у топовых шахматистов нет спонсоров? Как их находят на Западе? Что необходимо делать родителям, чтобы помочь своим талантливым детям думать только о шахматах? На вопросы блога «О шахматах» отвечает менеджер Сергея Карякина, PR-директор Российской шахматной федерации Кирилл Зангалис.

Кирилл Зангалис, Сергей Карякин

Автор фото: Владимир Барский

- Готовясь к нашему интервью, натолкнулся на такое определение: Кирилл Зангалис – первый профессиональный шахматный менеджер России. Напомните, пожалуйста, как зародилась ваша дружба с Сергеем Карякиным и как вы относитесь к такому «титулу»?

- Не совсем точно говорить, что я профессиональный менеджер, сертификата шахматного менеджера нет, ведь такому нигде не учат. Самые известные личности цеха шахматных менеджеров – это  Сильвио Данаилов, который всем запомнился по скандальному матчу его подопечного Веселина Топалова с Владимиром Крамником и менеджер нынешнего чемпиона мира Магнуса Карлсена Эспен Агдестейн.

Я сам шахматист. Родился в Ташкенте, занимался шахматами у знаменитых тренеров Пинчуков, которые в 1992 году привели сборную Узбекистана к серебряным медалям Всемирной шахматной олимпиады, и там занимался в одной группе с Рустамом Касымджановым и  до сих пор с ним дружу, и потому шахматы мне близки (Кирилл – кандидат в мастера спорта). Примерно в 12 лет я прекратил ими заниматься, моя семья переехала в Грецию, потом вернулся на учёбу в Россию. В 2004 году в Триполи Касымджанов стал чемпионом мира по версии ФИДЕ и я снова стал интересоваться шахматами. А потом так получилось, что в газете «Советский спорт», где я работал, к сожалению, скончался шахматный обозреватель Яков Дамский и я шахматам стал уделять повышенное внимание.

В 2011 году Сергей Карякин стал первым по «живому» рейтингу в России, обойдя Владимира Крамника. Перед командным чемпионатом мира в Нинбо мы сделали интервью с ним как с первой доской сборной России. После этого прониклись друг к другу симпатией и стали много общаться по скайпу, в течение года я поддерживал Сергея как болельщик, старался побольше писать про него в газете. В общении со специалистами я задумался о том, что наше сотрудничество можно поставить на профессиональные рельсы, толчком этому стал грандиозный пиар, который на Западе был устроен Магнусу Карлсену.

Я подумал: они же ровесники, почему один так безумно популярен на Западе, а другого в России кроме специалистов никто не знает. Всё-таки Россия (и в первую очередь СССР) с огромными традициями в воспитании сильнейших шахматистов мира не должна отставать в создании комфортных условий и обеспечения пиара для лучших игроков. С этого и началось моё возвращение в шахматы. Через год, в 2012, Российская шахматная федерация (РШФ) пригласила меня на пост пиар-директора. Вот в двух словах как это всё закрутилось.

- Знаю, что вы переписывались с Эспенем Агдестейном. Поддерживаете ли вы отношения с ним сейчас, используете ли его советы и рекомендации в работе с Сергеем Карякиным?

- Да, я общаюсь с Эспеном, но у нас с ним разные статусы. Всё-таки он менеджер чемпиона мира. Ему намного легче договариваться со спонсорами или на различные яркие события. Например, символический ввод мяча на матче «Реала», фанатом которого является Карлсен.  Или блиц-партия с Биллом Гейтсом, урок шахмат основателю Facebook Марку Цукербергу – всё это вызывает восхищение и показывает, что Карлсен действительно популяризирует шахматы, в отличие от своего предшественника Ананда.

Мы пытаемся делать нечто подобное в России. Мы общаемся с футбольным клубом «Спартак», поклонником которого является Сергей. Провели сеанс в Академии «Спартака», где были и ветераны, и действующие игроки, и тренеры. В частности, там были Паршивлюк, Пятницкий, Карпин, ученики этой Академии.

К сожалению, многие связывают развитие шахмат с политикой, как это было во время противостояния Фишера против СССР, потом противостояние Карпова против Корчного, а позже против Каспарова. Как известно, с 2007 года шахматная корона находится за пределами России, и у нас есть несколько гроссмейстеров, помимо Сергея, которым нужна поддержка и которые в ближайшем будущем могли бы побороться за самые высокие места и сыграть матч с Карлсеном или кто будет чемпионом мира. Это главная задача после популяризации шахмат. Есть желание вернуть шахматы на телевидение, когда в советские времена на главном канале страны была своя программа и т.д. Это всё большая работа, но вода камень точит. Потихоньку фигура Сергея Карякина и других шахматистов становятся более-менее узнаваемыми. Мы подключаем различные СМИ для этого: телевидение, радио, публикации в бумажной прессе, и, разумеется, интернет. Но главное – это результат: победы на крупных турнирах.

- Карякин показывает результат, чего стоит его недавняя блестящая победа на супертурнире в Ставангере, где он второй год подряд победил, снова оставив Карлсена вторым.

- Хотелось бы чаще, если честно. Сразу скажу, я никоим образом не лезу в шахматную подготовку Сергея к турнирам.

Кирилл Зангалис, Рустам Касымджанов

Кирилл Зангалис и Рустам Касымджанов

Максимум чем я помог, так это договорился с тем же Касымджановым, который считается одним из самых успешных тренеров в мире, присоединиться к нашему штабу. Сергей, как профессионал, знает, что надо делать в тренировочном процессе, я могу лишь подсказать с режимом, со спортивной подготовкой, да и то не особо. 

Наряду с блестящими победами бывают и неудачные турниры: пара этапов Гран-при, один из Мемориалов Таля, последний Суперфинал чемпионата России. Хотелось бы больше стабильности…  У Карякина в 24 года меньше побед в турнирах, чем у Карлсена, однако есть победа в супертурнире в Вейк-ан-Зее, в одном из Мемориалов Таля (в 2010 году вместе с Ароняном и Мамедьяровым), победы в Ставангере: далеко не каждый может похвастать такой коллекцией. Тем не менее, считаю, что Сергей может выступать лучше.

Кирилл Зангалис, Сергей Карякин

Кирилл Зангалис, Сергей Карякин

- Сейчас заканчивается второй год сотрудничества Карякина и компании «Альпари». Планируется ли продолжение?

- Мы очень на это рассчитываем, потому что громкое слово «менеджер» для гроссмейстера несёт идею того, что он должен зарабатывать для него деньги. Сильвио Данаилов работает как менеджер в том смысле, что имеет связи с организаторами на крупнейших турнирах и имеет возможность пристраивать молодых шахматистов и получать с этого процент. Это классический агент, как футбольный или баскетбольный. Агент договаривается о турнире и имеет с этого процент. Я же предложил Сергею такое сотрудничество: я пытаюсь делать его своеобразным брендом, крупной узнаваемой фигурой, чтобы широкому кругу компаний – от производителей различных продуктов питания до банковских услуг было интересно в рекламе использовать образ интеллектуала, одного из мировых лидеров шахмат.

Я очень благодарен "Альпари", что они поверили в нас, что стали первоокрывателями. Их поддержка приветствуется не только всем шахматным миром. Их заслуги отметили и в правительстве России. В частности Александр Жуков. Сейчас, когда на шахматы обратил пристальное внимание Владимир Путин, все конкуренты по достоинству оценили гросммейстерский ход "Альпари".

Николай Валуев, Карякин, Зангалис

Сергей Карякин, Николай Валуев, Кирилл Зангалис

За это время Карякин прошел мастер-класс с олимпийской чемпионкой Марией Савиновой, побывал в гостях и подружился с Николаем Валуевым, стал близким товарищем полного тезки, чемпиона мира по современному пятиборью Сергея Карякина и еще многими звездами спорта и шоу-бизнеса.

Сергей Карякин, Николай Валуев

Пока, к сожалению, спонсор не очень хорошо идёт в шахматы, нам удалось привлечь только «Альпари». Через месяц у нас переподписание, очень надеемся и стараемся развить это сотрудничество. Мы принесли бренду определённую известность. И хотя они спонсируют и другие спортивные проекты, например, «Альпари» – титульный спонсор национальной команды по биатлону, который в России популярнее, чем шахматы. А их английское отделение спонсирует не кого-нибудь, а команду Английской премьер-лиги «Вест Хэм». И когда «Вест Хэм» играет с «Манчестер Юнайтед», «Арсеналом», «Челси», весь мир видит рекламу на футболках игроков команды.

Альпари

Мы маленькая часть «Альпари», мы это понимаем, тем не менее, люди из этой компании, из пиар-отдела, стали нам друзьями, стали следить за шахматными событиями. Я  верю, что «Альпари» в августе 2014 года продлит контракт ещё на год, тем более что второе место в турнире претендентов, победа в Ставангере и множество побед в рапид- и блицтурнирах не оставляет никаких сомнений в прогрессе Сергея. Но это бизнес, и пока подписи не будут поставлены, мы в этом не будем уверены. Параллельно мы ищем новых спонсоров и в идеале хотим, чтобы нас поддерживали так же, как Карлсена на Западе.

- Вы также являетесь менеджером юного таланта Андрея Есипенко. Расскажите, пожалуйста, как сложилось это сотрудничество.

- Тоже через общих знакомых. Есть очень хороший человек фанат шахмат Андрей Максимов, его супруга – Елена Максимова – работала журналистом. Андрей был капитаном команды «Ростов». Они дружат с гроссмейстером Дмитрием Кряквиным, который тоже мой большой друг, и они попросили меня начать сотрудничество с Андреем Есипенко. Мы не балуем его публикациями и излишним вниманием, хотя он и показывает хорошие результаты: недавно выиграл чемпионат России в своём возрасте и поедет на чемпионат мира. Это работа на перспективу и моральная поддержка ребёнка. Кстати, заслуга Андрея и Елены Максимовых, что они помогли найти спонсора для Есипенко, им стала компания, которая занимается консалтингом - "А ДАН ДЗО".

- Теперь о других шахматистах, у которых есть спонсоры, и у которых их нет. Например, на сайте Яна Непомнящего указано, что у него аж два спонсора

-…Были. Всё это уже в прошедшем времени. Если не ошибаюсь, Яну очень помогал нынешний старший тренер сборных России господин Яновский, это была его инициатива и были времена, но, к сожалению, Яну сейчас очень нужна поддержка. Мы с ним дружим, несмотря на его конкуренцию с Сергеем. Он хороший парень и я хочу, чтобы рядом с ним был человек, который смог бы ему помочь в поиске спонсоров.

Ян Непомнящий: «Меня мало волнует, сравнивают ли меня с Карлсеном»

Мы говорим о Сергее как о гроссмейстере первой десятки уже четыре года, тем не менее, к нему неохотно идёт спонсор, Ян же пока в районе топ-20. Ему надо выиграть что-то существенное. Пока за его плечами самая крупная победа – это суперфинал чемпионата России 2010 года (делёж первого места с Карякиным), в июне этого года он занял второе место на первенстве мира по блицу после Карлсена. С результатом придут спонсоры, и с тем, как в пиаре мы будем подавать шахматистов. Я уже много раз говорил, еслипопросить жителей Москвы назвать сейчас ведущих шахматистов, то, думаю, назовут Каспарова и Карпова, чуть-чуть вспомнят Крамника, а фамилии Карякин, Грищук, Свидлер, Морозевич, Непомнящий, Витюгов, Яковенко у людей вызовет недоумение.

Мы в РШФ хотим сломать эту ситуацию, хотим, чтобы шахматы – это хоть и не олимпийский вид спорта, но со своей олимпиадой, стали популярнее. Сейчас, когда попечительский совет РШФ возглавил пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков, а в сам совет входят такие люди, как Геннадий Тимченко, Константин Эрнст, мэр Москвы Сергей Собянин, Сергей Шойгу и многие другие, верим, что наши планы станут реальностью. Я верю, что это будет не просто на бумаге, а люди приложат усилия, чтобы шахматы вернулись на тот уровень популярности, каким он был в Советском Союзе. Это основная задача. Как только будет узнаваем Ян Непомнящий, какой-нибудь солидный банк сам придёт к нему и предложит помощь. Всё-таки, это не контракты футболистов. Шахматисту надо зарабатывать, чтобы оплачивать команду. Считаю, что у каждого топ-гроссмейстера должен быть тренер по физической подготовке, личный массажист, врача и три-четыре шахматных тренера, которые бы с ним работали, плюс компьютерная техника. Это стоит колоссальных денег. Если поймут наши компании, которые вкладывают деньги в другие виды спорта, что надо чуть-чуть помочь шахматам, я думаю, что и результаты тогда придут.

- Вы сказали об «институте» менеджерства для шахматистов. Что нужно сделать, чтобы появились такие менеджеры как вы? Необходимо ли им быть квалифицированными шахматистами или важнее быть специалистами в поиске привлечения спонсоров?

- Специального образования, считаю, не нужно, здесь важнее коммуникабельность человека. Конечно, должна быть любовь к шахматам, он как минимум должен знать, как ходят фигуры, как ставится мат, чтобы ему было интересно наблюдать за партиями своего подопечного с помощью программы «Гудини». Менеджер должен понимать в журналистике, в написании и редактировании текстов, иметь хороший контакт с журналистами и спонсорами.

Я знаю сильного кандидата в мастера Александра Фредькова, который живёт в США, он выходец из Кишинёва, живёт в Чикаго. Он долгое время работал с Накамурой, сейчас у них что-то не сложилось, они расстались. Могу посоветовать иностранным гроссмейстерам поработать с ним. Я у него много что почерпнул. Он тоже не имеет никакого специального образования, просто очень любит шахматы и умеет общаться с людьми.

Я считаю, что любой человек может стать менеджером. Вот у меня коллега по «Советскому спорту» Андрей Шумаков, который был замредактора по спортивным играм. Занимается сейчас профессиональным велосипедным менеджментом, который у него получился из общения с велосипедистами после журналистики. Оставил практику пишущего автора и ушёл в велоспорт.

Сложно представить, что можно запросто прийти к Владимиру Крамнику и предложить ему стать его менеджером, или, например, к Александру Грищуку. Это уже сформировавшиеся шахматисты, им уже за 30, им трудно что-то навязать. Всё-таки, не каждый пойдёт давать сеанс «Спартаку», не каждый готов нашить на пиджак рекламу спонсора. Это должно проговариваться, должен быть дар убеждения в необходимости таких вещей, молодых игроков убедить в этом проще.

Накамура

Хикару Накамура. Фото с сайта РШФ

Глупые и завистливые люди смеются над Накамурой, который недавно стал рекламировать энергетический напиток Red Bull, мол, этот напиток вредный. Или что у Карякина слишком пёстрая нашивка на пиджаке. Это странно. Если посмотреть на любого гонщика «Формулы-1» или велогонщика, так на их униформе живого места нет от лейблов спонсоров. Нужно иметь терпение и понимание болельщиков.

- В Казахстане январе этого года была открыта Академия шахмат Жансаи Абдумалик, номер один женского рейтинга этой страны, хотя девушке всего четырнадцать лет. Ее поддерживают на государственном уровне. А РШФ планирует помогать юным талантам в России? У нас их много: Владислав Артемьев, Даниил Дубов, Александра Горячкина, Алина Кашлинская и другие. Есть и ребята в районе 20-ти лет, рейтинг которых приближается к 2700, это будущее России, которое если ещё не наступило, то вот-вот настанет. Но у них нет такой мощной поддержки, как у Сергея Карякина, какая была у Яна Непомнящего. Может им помочь тот же Попечительский совет РШФ?

- Не хочу лезть в политику, знаю одно, что нынешний президент РШФ Андрей Филатов взялся за развитие турниров школьников «Белая ладья». Был организован прекрасный турнир, который прошёл в Дагомысе, куда приезжал и Владимир Путин поприветствовать детей. Это говорит о том, что руководство федерации собирается очень серьёзно заняться именно детским спортом, это основа основ.

Важно ещё то, что Жансая в Казахстане такая одна, Магнус в Норвегии один, много в Армении прекрасных шахматистов, но один и Аронян. Да, государство хочет поддерживать всех, но у нас много игроков в топ-50 как и среди мужчин, так и среди женщин, и федерация как при старом руководстве, так и при нынешнем много делало для игроков: очень много турниров проводится, шахматисты не бедствуют и Федерация и дальше будет поддерживать свои таланты. Сейчас главная задача – вернуть звание олимпийских чемпионов. Сейчас все взоры на сборную, и все понимают, что Крамник, Грищук, Свидлер, Карякин не вечны и что нужно готовить новое поколение. Поэтому и взялись со школьных соревнований.

- Тогда что вы можете посоветовать юным шахматистам. Как им в лице, например, своих родителей, искать спонсоров?

- Проявлять инициативу. До того, как я этим занялся, не было, чтобы так двигали шахматистов в России и по пиару в прессе и по поиску спонсоров. Откуда было вообще взять пример? Как-то пытались, ходили в местные администрации, у района, у города,  у области просили денег. Возвращаясь к той идее, что надо шахматы сначала поднять на тот уровень, чтобы банки или какие-нибудь крупные компании сами приходили к той же Горячкиной, которая может стать чемпионкой мира, и предлагали ей помощь.

Вот недавно мой коллега Игорь Повод из Белоруссии написал мне письмо, что он вдохновлён моим примером. Дословно: «…пишу в надежде получить совет от человека, который добился успеха в близкой мне сфере деятельности. Дело в том, что некоторое время назад я вызвался найти спонсора для замечательной белорусской шахматистки двукратной чемпионки мира до 16-ти лет, вице-чемпионки Европы Анастасии Зезюлькиной, и при правильном подходе из неё может получиться чемпионка мира среди женщин. Но, как выяснилось, найти спонсора при сегодняшних реалиях белорусской экономики очень сложно, поэтому мне, как начинающему менеджеру, хотелось бы задать вам несколько вопросов…» Видите, процесс идёт.

- И напоследок советы родителям талантливых шахматистов.

- Не закрываться! Не думать, что их чадо хотят использовать, хотят увести и потом на них зарабатывать деньги. Больше общаться с журналистами, с федерацией, администрацией своего города, больше проявлять инициативы. Им нужно самим выступать менеджерами своего ребёнка. Всем брать пример с Александры Костенюк и Натальи Погониной, которые очень активны в социальных сетях. Молодцы девчонки, их всегда можно почитать, они открыты, они отличный пример. Такой должна быть звезда. Яркий пример – Магнус Карлсен.

Магнус Карлсен

Магнус Карлсен

Что касается поиска спонсора, то всегда всем шахматистам говорю: я с удовольствием помогу во всём, в первую очередь в общении с прессой, потому что это моя профессия. Если, к примеру, есть наводки на спонсоров и надо провести переговоры, мы всегда готовы помочь.

 

Если у вас есть вопросы к Кириллу, вы можете задать их в комментариях, он обязательно на них ответит. В свою очередь, блог «О шахматах» открыт для общения со всеми заинтересованными: шахматистами, тренерами, менеджерами, спонсорами и любыми другими специалистами.

Счётчик