12 мин.

Анатолий Карпов: «Раньше лучшие шахматисты мира не испытывали финансовых проблем, а сейчас уже не факт»

Украинский портал РБК-Украина публикует большое интервью с 12-м чемпионом мира по шахматам Анатолием Карповым. Предлагаю с незначительными сокращениями.

Анатолий Карпов

РБК-Украина: Чем вы сейчас занимаетесь?

Анатолий Карпов: Я работаю в Думе. Я являюсь первым заместителем председателя комитета по экономической политике и инновациям. Это моя основная работа сейчас. Еще есть экологические программы, благотворительные программы. У меня шахматные школы по всему миру, почти в 30 странах.

РБК-Украина: В Украине есть ваши школы?

Анатолий Карпов: Нет, в Украине нет. Но я думаю, что было бы неплохо их открыть, поскольку в Украине сейчас достаточно серьезно к этому подходят, есть образовательные программы по шахматам в школах. И нет препятствий сделать школу в Украине.

РБК-Украина: Как вы считаете, есть в мире спрос на шахматы?

Анатолий Карпов: Есть, безусловно, но на шахматы не спортивные. Сейчас в мире крен пошел по линии образовательной. Шахматы стали входить в школьные программы практически по всему миру - в России, США, Сербии, Швеции, Германии, Китае, Аргентине. Это факультатив в экспериментальных школах. Я был в двух школах Монреаля, там шахматы являются обязательным предметом уже лет двадцать. Это серьезный опыт по всему миру. В России все соответствующие директивные документы Министерства образования выпущены по части шахмат в школе, так что у нас есть возможность вводить шахматы факультативно. Шахматы могут быть и обязательным предметом, но это пока сложно, поскольку не хватает преподавателей. Шахматы преподаются во многих странах, вот недавно было решение Европарламента о внедрении шахмат в европейские школы. Затем ЮНЕСКО приняло соответствующее решение. Но вопрос конечно и методик шахматных. Это серьезная тема и как она пойдет, не знаю.

РБК-Украина: Если смотреть на турниры, именно спортивные состязания, много ли компаний, которые готовы вкладывать средства, становиться спонсорами турниров, в частности турниров гроссмейстеров?

Анатолий Карпов: Нет, спортивные шахматы в кризисе. Это безусловно. Много, наверное, составляющих, но основное - это грубейшие ошибки, которые были допущены в системе реформирования чемпионата мира. Ясно совершенно, что новые формы, нокаут-системы приносят зачастую случайный результат и публика потеряла к ним интерес. Раньше, даже матчи претендентов были событием, шахматный мир ждал их. Возьмите, хотя бы, мой матч со Спасским в 1974 году. Он вызывал такой же интерес как чемпионат мира, а сейчас даже чемпионат мира не вызывает интерес, поскольку многие шахматисты даже на высоком уровне не могут уследить и не знают даже, кто чемпион мира. Сейчас даже если мы спросим сто гроссмейстеров, то ответит, наверное, только половина.

РБК-Украина: Недавно, когда было объединение титулов, появился единый чемпион по всем версиям...

Анатолий Карпов: Нокаут-система вообще не годится. Короткие матчи не принимаются публикой и качество партий не то. Не могу говорить о качестве чемпионов, но и тут тоже есть сомнения.

РБК-Украина: Ведь это проводится под эгидой ФИДЕ, и очевидно, что в ближайшее время система меняться не будет.

Анатолий Карпов: К сожалению, нет.

РБК-Украина: Почему? Почему не будет меняться система, если она не вызывает интерес у зрителя?

Анатолий Карпов: Потому что упорство непрофессионалов очень большое. То, что происходит - это просто беда шахматная. К сожалению, команда, которая пришла к власти, в шахматах очень слабо разбирается. И благодаря им, мы потеряли как минимум 20 лет в развитии шахмат.

РБК-Украина: Вы в свое время говорили, что собираетесь возглавить ФИДЕ. Есть у вас еще эта идея?

Анатолий Карпов: Идея заменить эту команду существует. Это должно когда-то случиться, но, к сожалению, система выборов в ФИДЕ так построена, что сделать это очень непросто ... Требует и финансовых вложений серьезных. Шахматная федерация погрязла в коррупции и система выборов "страна-голос" по всей видимости, не годится. Должны быть, наверное, какие-то взвешенные голоса с количеством шахматистов, количеством представителей на высших турнирах. Можно вспомнить, как раньше ведущие страны имели больший авторитет и большее влияние, нежели сейчас, и спорный ультиматум Фишера. Можно вспомнить и конгресс ФИДЕ 1975 года. Тогда Вирджинские острова имели два голоса, потому что есть Вирджинские острова американские и английские, а Советский союз имел один голос, США - один голос. Притом, что на Вирджинских островах тогда было зарегистрировано, если мне память не изменяет, 16 шахматистов. И, конечно, это система внешне казалась демократичной, она с точки зрения профессиональной страдает. И когда-то это будет заменено на объективную систему, тогда серьезные страны будут иметь не один голос. Но, наверное, не случайно в ООН, например, предусмотрели право вето. И это абсолютно правильно. И в шахматах должно быть вето ведущих стран как Россия, Китай, США, Англия. Венгрия в шахматах сильна, Украина сильна сейчас. Или должен быть совет безопасности, который не пропускал бы идиотских решений.

РБК-Украина: Но для этого нужно сменить руководство, а этого в ближайшее время не будет.

Анатолий Карпов: А до тех пор, пока это руководство, они заинтересованы в той системе, которую мы имеем. Я имел удовольствие участвовать в этих выборах. Что можно о них сказать? Не то, чтобы идет шантаж и угрозы, покупка голосов. Это все мы знаем. Хотя сейчас эта система развилась до совершенства. И это когда-то должно закончиться. Федерация шахмат - одна из крупнейших спортивных федераций по представительству. 174 страны сюда входит. А то, что происходит, никакой критике не поддается.

РБК-Украина: Как Вы считаете, сейчас турниров серьезных, с серьезным финансированием достаточно?

Анатолий Карпов: Нет. И это тоже проблема. И я, честно говоря, был в шоке, что руководство ФИДЕ отклонило заявку Парижа на чемпионат мира. Прекрасная была заявка, и мэр Парижа ее подписал, серьезная компания готова была участвовать в организации. И Франция давала призовой фонд больше на 40%, и на орграсходы у них бюджет был почти в два раза больше, чем у Индии. И объяснения, что Ананд согласился, и обещали Индии, но причем здесь Карлсен (претендент на шахматную корону, который проведет матч с действующим чемпионом Вишванатаном Анандом в Индии)? Я понимаю, если бы была та же пара Гельфанд-Ананд, сыграли в Москве. Хотя Гельфанд жил в Белоруссии и уже много лет живет в Израиле.

РБК-Украина: Там якобы в регламенте говорится, что могут не выставлять на тендер...

Анатолий Карпов: Они что хотят, то и делают. Что значит регламент? Они давно забыли, что существуют правила матча на первенство мира и эти правила были отработаны до совершенства. Но невыгодно им следовать, поскольку тогда волюнтаристские решения не пройдут, а сейчас правил нет. Они даже пытаются менять правила шахмат, что в человеческом разуме не укладывается: что какие-то любители, может и не одноглазые, но любители лезут в правила шахмат, которые существуют столетиями. Регламент времени - это одно, но они же лезут с этими безумными правилами "одна секунда опоздания - поражение", что это такое? В матче на первенство мира человек на секунду опоздал и ему поставили поражение. Где это видано?

РБК-Украина: Можно ли сказать, что сейчас гонорары шахматистов за турниры сопоставимы с теми, которые были, например, в 70-х, 80-х?

Анатолий Карпов: В 70-ые гонорары были меньше, но начиная с миланского турнира в 1975 г. появился целый цикл супертурниров, в которых призы были достаточно солидные и обеспеченные. В шахматах выплачиваются либо стартовые, либо людям со званиями, которые вызывают особый интерес, по участию в соревнованиях они получают какие-то бонусы. Либо договариваются о гарантированном призе, либо гонорар. Даже в абсолютном измерении призы сейчас ниже. Я уже не говорю о том, что в Милане в 1975 г. первый приз был 12 тыс. долл., что такое 12 тыс. долл. в 1975 г. и сейчас? А у нас 12 тыс. долл. в турнирах - это редкость большая.

РБК-Украина: И что тогда делать профессиональным шахматистам?

Анатолий Карпов: Уровень жизни их упал. Ясно, конечно же, что они должны больше играть. В принципе, я не могу сказать, что они нуждаются и ходят с протянутой рукой, но раньше десятка ведущих шахматистов мира проблем финансовых не испытывала вообще, а сейчас уже не факт.

РБК-Украина: Как вы оцените качество шахматной школы России, Украины, возможно в сравнении друг с другом? Сейчас уровень ниже, или выше?

Анатолий Карпов: Я думаю, что Украина сделала больше прогресса. Россия, не то чтобы топчется на месте, а может быть даже пошла вниз. В Украине шахматы стали сильнее. И победа украинской команды на шахматных олимпиадах и титул чемпионки мира по шахматам - это колоссальные завоевания, а Россия как-то, мне кажется, теряет свои позиции. Она уже потеряла и продолжает терять.

РБК-Украина: А что можете сказать про украинских шахматистов: Иванчука, Пономарева?

Анатолий Карпов: Я о чем и говорю. Пономарев тоже чемпионом мира был. Можно сказать, что Иванчук подарил ему звание, поскольку матч должен был выиграть именно он, но просто не справился с нервами. Но Руслан после того, как стал чемпионом мира, к сожалению, как-то он не смог прогрессировать. Мне казалось, что у него очень хорошие шансы не только стать чемпионом мира, но и добиться большего в шахматах. Но он замедлился резко.

РБК-Украина: Есть сейчас страна, чьи представители доминируют в шахматах?

Анатолий Карпов: Пожалуй, нет. Вот, неожиданно появился Карлсен в Норвегии...

РБК-Украина: Если я не ошибаюсь, у него ведь сейчас самый высокий рейтинг за всю историю?

Анатолий Карпов: Рейтинг подвержен серьезной инфляции. Если мы вспомним, когда Фишер ушел, у него был рейтинг 2760, у меня был рейтинг 2730. У следующего был рейтинг 2670, и он был в отрыве где-то очков на 30 от следующего. Градация такая была. Сейчас 2800, причем за 2700 в нашем турнире имели шесть человек. Ясно, что идет девальвация рейтинга.

РБК-Украина: Как Вы считаете, шахматы - это искусство, или просто запоминание разных комбинаций? Кто больше запомнил, тот и победил, или что-то другое нужно включать?

Анатолий Карпов: Конечно же, это не только запоминание. В шахматах требуется еще и фантазия какая-то. Память имеет значение, но не столь высокое. Хотя, сейчас с компьютерными разработками может, и большее значение имеет память, поскольку некоторые позиции и варианты с компьютером можно разработать очень глубоко. Но нужно все помнить. Единственная форма допинга в шахматах, которую я понимаю, это возможность контакта с информационными системами, в первую очередь, с компьютерами.

РБК-Украина: Как с использованием во время турниров компьютеров, которые дают возможность проработать ходы?

Анатолий Карпов: Во время турниров нет проблем. Во время партии этого, конечно, не должно быть. И это единственная форма допинга, которую в шахматах можно рассматривать, потому что все остальное... Это чистый популизм, что в шахматах идет борьба антидопинговая. А что в шахматах может быть? У нас есть допинг-контроль и пробы берут, но это бред. Если бы что-то было известно человечеству по части стимуляции умственного процесса, то, наверное, это использовалось бы в первую очередь в политике, а не в шахматах. И это было бы известно.

РБК-Украина: Может шахматист обыграть компьютер?

Анатолий Карпов: Может. Вопрос в том, как к этому готовиться и как к этому относиться. Мне кажется, шахматисты нанесли очень большой вред шахматам играя с компьютерами... я не могу сказать, что Крамник не готовился, но программы и компании не дают распечатки всех партий. Вы не можете готовиться к матчу с компьютером как к матчу на первенство мира. И потом, у шахматистов не хватает времени. То есть они не рассматривают поединки с компьютерами как чрезвычайно серьезное состязание, в котором нужно обязательно победить. А с компьютерами очень тяжело. Они прогрессировали чрезвычайно за последнее время, но все равно с ними бороться можно, нужно только серьезно готовиться. А когда речь не идет о Каспарове, Ананде или Крамнике, то другие поединки с компьютерами рассматривают как дополнительную возможность заработка и не очень смотрят на результат. А с компьютерами так нельзя. Если ты играешь с компьютером, то ты должен концентрироваться и готовиться, может быть, полгода к встрече с компьютером для того, чтобы доказать, что человек по-прежнему может бороться с компьютером и побеждать. А поскольку этого не происходит, то у людей складывается впечатление, что компьютеры давно обошли человека.

РБК-Украина: Это обманчивое впечатление?

Анатолий Карпов: Нет, я не могу сказать, что компьютеры слабы как были прежде. Сейчас компьютеры представляют серьезную угрозу любому шахматисту. Просто как играются эти партии, эти матчи, это вызывает большое сомнение у меня. Шахматисты, наверное, не понимают, что они делают, а это имиджевая часть очень серьезная и это ведет к потере дополнительных спонсоров, которые могли бы быть в шахматах. А так, что там спонсировать, если компьютеры сильнее.

РБК-Украина: Анатолий Евгеньевич, а вы играете в шахматы на досуге, или надоедает?

Анатолий Карпов: Играю. С компьютером нет, мне не интересно. Я играю блиц почти постоянно. Когда есть время, в выходные дни.

РБК-Украина: Была какая-то партия между Госдумой и американцами...

Анатолий Карпов: Я не играл, но я являюсь капитаном, и мы выиграли. Мы еще выиграли спартакиаду госучреждений в Москве, в прошлом году какой-то межпарламентский турнир. Сейчас в Госдуме много шахматистов, причем хорошего уровня.

РБК-Украина: Интересный был бы опыт, сыграть с украинскими коллегами.

Анатолий Карпов: А мы открыты. В планах наших, может быть, организовать матч с Европарламентом, со Страсбургом. Что касается американцев, то мы не играли с депутатами, это был матч по Интернету. Еще был уникальный опыт, мы провели матч между заключенными России и США. Люди не верили, что это даже теоретически возможно.

РБК-Украина: Возвращаясь к спортивным шахматам. Раньше матчи на первенство мира могли длиться больше, чем несколько месяцев, много было партий между претендентом и чемпионом. Если сейчас вводить эту систему, не будет ли это незрелищно, не будет ли требовать больших вложений средств, в конце концов, люди устанут просто ждать.

Анатолий Карпов: Тогда же не уставали! Единственное, мой длинный матч с Каспаровым надоел прилично, а так все было в напряжении. Возьмите не только мои матчи, вот Фишер - Спасский, 70 дней матч длился. Мои матчи с Каспаровым. И нормально, и журналисты присутствовали месяцами и давали репортажи и не уставали ни газеты, ни журналы, ни телевидение. А сейчас еще газеты где-то пишет, если крупнейшие соревнования, и то очень мало. А раньше шахматные рубрики были практически в каждой газете, в каждом журнале. Я не знаю, как в Украине, но в России практически исчезли рубрики в газетах, в журналах тоже. Herald tribune дают шахматную рубрику, честь им и хвала. Это удивительно вообще, что американцы оставили шахматную рубрику, а в наших странах это пропало.

РБК-Украина: Можете ли вы дать совет начинающему шахматисту, который хочет играть на любительском уровне, или профессиональном, на что нужно в первую очередь обращать внимание?

Анатолий Карпов: Нужно уметь работать с книгой. Я считаю, что это очень важно. В принципе, если человек хочет добиться прогресса в шахматах, то надо анализировать самому и смотреть партии лучших шахматистов. Компьютер привлекать, когда идет конкретная подготовка, или когда хотите проверить. Но работать с компьютером для того, чтобы он подсказал, а мы пойдем, проанализируем, это не правильный метод, мне кажется.

Источник: rbc.ua