Как я обыграл олимпийскую сборную маленького государства
Летом 2009-го года, задумывая с тогда ещё невестой свадебное путешествие, мы решили отправиться «куда подальше», при этом в такое место, где наших соотечественников немного.
Выбирали долго, в итоге остановились на двух вариантах: Аруба и (два в одном) Тёркс и Кайкос. Для нас это были неизвестные острова, но Википедия в помощь, узнали о них подробнее. С Мариной решили так: откуда нам раньше ответят, туда и поедем. Написали в отели, ответили только с арубанского, поэтому выбор был прост.
Другой момент: давно наблюдая за шахматными Олимпиадами, с удивлением замечал, что в командах-аутсайдерах есть игроки, которые с шахматами явно познакомились совсем недавно – настолько слабо они играли.
Я хоть уже почти 20 лет как прекратил играть на серьёзном уровне, всё равно внимательно слежу за основными событиями, а по возможности играю вживую или через интернет.
Поэтому решил узнать о шахматной жизни на Арубе, и, может быть, узнать о возможности когда-нибудь осуществить свою вторую детскую шахматную мечту (первая – стать чемпионом мира) – сыграть на шахматной Олимпиаде.
Найдя в интернете контакты президента шахматной федерации Арубы, мы написали ему письмо. (Мы - это потому, что английский у меня плох, а Марина профессиональный переводчик)
Понимание нашли не сразу, но через некоторое время связь установить удалось, с нами готовы были пообщаться и поиграть, когда мы окажемся на Арубе. Больше всего смущало Октавио то, что обо мне как шахматисте в интернете на тот момент не было никаких сведений. Я писал ему, что когда-то у меня был уровень ЭЛО более 2100, но так как это было в конце 80-х – начале 90-х, то ни на сайте ФИДЕ, ни Российской шахматной федерации, ни где-либо ещё подтверждения моих слов найти было невозможно. Поэтому его осторожность была понятна.
В любом случае, так как у нас свадьба была запланирована на два города, свадебное путешествие мы перенесли на год.
Наступила осень 2010-го года, мы определились с датами, отелем, всё купили-заказали и стали ждать. Тем временем, в конце сентября – начале октября того года в Ханты-Мансийске прошла очередная шахматная Олимпиада. Мы пожелали удачи команде Арубы и даже время от времени переписывались с Октавио во время соревнования.
Естественно, я начал больше играть через интернет, внимательно следил за всеми партиями будущих соперников. Их уровень я считал вполне сопоставимым: у лучшего игрока чуть за 2100, у остальных немного не дотягивало до 2000.
Команда сыграла в свою силу: по среднему рейтингу они были 120-е, а в итоге заняли 121-е место из 149-ти команд.
Наступил ноябрь 2010, перелёт Петербург – Амстердам – Аруба мы перенесли хорошо, правда, когда добрались до отеля, то уснули мёртвым сном (суммарно почти 14 часов полётов в один день – это выматывает).
Наутро разобрались с отельными делами и оплатили проживание по старинной российской традиции 100-долларовыми купюрами, тем самым вызвав немало подозрений в свой адрес: на все купюры даже сделали ксерокопии. В баре в первый день, принимая очередную купюру, хозяин даже внимательно проверил её на свет, волокна и прочие защиты. Впрочем, со второго дня вся их подозрительность рассеялась, видимо прочитали в интернете, что для нас такой способ оплаты почти норма :)
Написали Октавио, оставили координаты, он вскоре позвонил, предложил заехать к нам вечером.
Он немного опоздал, но можно сказать по нашей вине: мы поселились в маленьком отеле, который он долго не мог найти. Октавио повёз нас в ближайший торговый центр, где угостил меня пивом, а Марину соком. Мы же подарили ему сувениры из Петербурга.
Он рассказал, что работает инженером на предприятии по очистке воды, поэтому воду из-под крана можно пить спокойно, что мы и делали. К слову, воду там бесплатно приносят во всех ресторанах, как только ты садишься за столик.
Мы порасспрашивали о его впечатлениях о России, о Ханты-Мансийске, ещё раз попытался убедить, что я действительно шахматист и хочу поиграть с местными игроками. Убедили, поэтому он пообещал заехать за нами на следующий день.
Вечер мы с Мариной ждали с волнением. На этот раз Октавио приехал в строго оговоренное время, мы поехали в центр острова в столицу – Ораньестад. Как нам рассказали, здание правительство им предоставило бесплатно.
Сам клуб работает четыре раза в неделю, в какие-то дни занимаются сначала дети, потом играют взрослые, а какие-то дни предоставлены только «сеньорам».
Шахматный клуб был скромен. Открыв железную решётку и сняв амбарный замок с двери, мы вошли в просторную комнату с низким потолком.
На стене традиционная магнитная шахматная доска, приглашение на рождественский блиц-турнир, четыре ряда столов с шахматными фигурами и маленький холодильник с пивом и лимонадами: местное пиво Balashi по 3 флорина (около 60-ти рублей), баночный лимонад по 2 флорина.
Через несколько минут подошли ещё несколько игроков, Они с ужасом вспоминали «холода» «Ханты-Мански» (в те дни там было от +3 до +10), зато очень понравился приём, который им оказали у нас. «I feel like VIP» - написал в письме Октавио ещё накануне нашего приезда.
Потом произошёл курьёзный момент. Когда вошёл приветливый седовласый мужчина и узнал что мы из России, то поприветствовал нас почти без акцента «Добрый вечер!».
Оказалось, что, находясь 40 лет назад в Голландии, он купил шахматную книгу на русском языке, а русским словам научил его отец, который воевал против фашистов вместе с белорусами. Мы проверили его память в названии шахматных фигур, и когда я его поправил и правильно назвал фигуру «конь», увидел очень удивлённый взгляд. Оказалось, что это какое-то грязное ругательство на одном из языков, распространенных на острове.
К слову, большинство жителей Арубы на 4 языках: папьяменто (креольский язык, смесь нидерландского, испанского и других) и нидерландский — это государственные, а также на английском и испанском. «Одноязычных» людей мы с женой почти не встречали.
Не откладывая в долгий ящик, мы с Октавио сели играть. Договорились играть блиц.
На фото: играю с президентом шахматной федерации Арубы Октавио Крусом.
Естественно, я волновался. Марина, как потом выяснилось, ещё больше. Мне как гостю предоставили белый цвет и …я выиграл. Вторую партию тоже. Стал играть с другими игроками олимпийской команды – и снова я побеждаю.
Мне с одной стороны приятно, с другой неудобно: вроде как гость и вообще без рейтинга, а обыгрываю почти без шансов. Марина радовалась, никак не выдавая свои эмоции. Правда, с самым сильным по рейтингу игроком сыграть не удалось: по каким-то причинам он не захотел со мной играть.
Впрочем, напряжение немного спало, я расслабился, поэтому даже проиграл пару партий.
По окончании была устроена небольшая фотосессия.
На фото: Octavio Croes, Rigoberto Tromp, Олег Баранцев, Jose Pesqueira
Вечер, говоря советским штампом, прошёл в тёплой дружественной обстановке.
Утром написали Октавио благодарственное письмо и отправили несколько фотографий. В ответ получили приглашение вечером дать сеанс одновременной игры юным шахматистам Арубы.
Конечно же, я согласился.
Вечером нас торжественно представили, и начался сеанс на 8-ми досках. Выбор цвета я предоставил ребятам, чем многие воспользовались: половину партий я начал чёрными.
Несколько партий завершились очень быстро, поэтому с кем-то начали играть новую. В итоге сыграл 11 партий, выиграл 8, две ничьи и одну уже под конец проиграл: всё-таки акклиматизация не могла не сказаться, 7 часов разницы и играть приходилось в 2-3 часа ночи по нашему времени. Впрочем, в поражении сам виноват. Зато Марк был счастлив.
На следующий день Октавио в благодарность устроил нам экскурсию по острову. Сам остров небольшой (30 на 8 км), поэтому основные достопримечательности мы увидели, а что не увидели, то самостоятельно досмотрели позже в один из дней.
В шахматном клубе мы провели ещё несколько вечеров. Тот же самый Марк стал героем видео, где я играю плохо, но, тем не менее, побеждаю – сказался-таки опыт :)
А ещё раз развлекал ребят тем, то играл вслепую. Самое сложное для меня было то, что произносить ходы надо было на английском, а это дополнительное напряжение. Пару раз сорвался на русский язык.
Партия получилась весёлой: я сначала получил преимущество, потом проигранную позицию, нашёл ловушку, которая вела к ничьей, но Эндрю с расстройства сдался, смешав все фигуры.
На прошлогодней шахматной Олимпиаде, которая прошла в Турции, двое из ребят, с которыми играл в сеансе, выполнили нормативы и получили звания мастер ФИДЕ (Хуан Пабло де Мэй) и кандидат в мастера ФИДЕ (Аннелин Якобс).
Хочу верить, что частичку вдохновения к новым вершинам они получили благодаря мне. А я решил на пенсии перебраться на Арубу и сыграть за эту страну на шахматной Олимпиаде :)
О том, как я пытался осуществить свою первую шахматную мечту, и что из этого получилось, – напишу чуть позже.
А так как сегодня Пасха, то вот вам благословение с Арубы :)
Ну и вообще классная инициатива и оригинальная идея) Вы как шахматный путешественник из Каиссы :)
Надо было подписываться раньше)
Исправляюсь)
Да я сам понимаю, что про Каспарова получилось сыровато, но срок поджимал, поэтому и текст получился несколько вымученным.
Ну, зато вдохновили на свой блог, сделал выводы из ошибок, хотя ещё учиться и учиться :)