Слепцы
Вообще говоря, шахматистами очень трудно восхищаться: странные люди двигают фигурки по доске, интервью их воспринимаются тяжело, в олимпийскую семью шахматы упорно не берут, а в поисках человека, которого не напугает слово «цугцванг», можно не один километр пройти. Попробую все-таки дать один повод: меня всегда восхищала картина игры вслепую. Вы только подумайте: человек не только держит в уме шахматную доску и сделанные ходы, но и считает многоходовые варианты. А для усиления впечатления можно попробовать представить, как, например, футболисты сборной России бегают по полю с завязанными глазами и что из этого выйдет.
Сама по себе игра вслепую – не новость: еще в бородатом седьмом веке где-то на Ближнем Востоке люди развлекались подобным образом. Впоследствии одним из величайших мастеров данной разновидности шахмат стал великий Филидор. Видимо, не имея альтернатив, маэстро, лежа перед сном, представлял шахматную доску и возникающие на ней позиции. В 1858 году другой великий мастер Пол Морфи устроил сеанс одновременной игры вслепую на восьми досках против сильнейших игроков того времени и выиграл шесть партий, сведя оставшиеся две вничью. Представьте: человек ничего не видит, ему просто говорят ходы на 8 (!) досках, а он спокойно всех обыгрывает. Уму непостижимо… Продолжил эти чудовищные эксперименты над собственным здоровьем знаменитый Паульсен, а уже потом в погоне за сомнительным рекордом по числу соперников в сеансе вслепую поучаствовали, последовательно увеличивая число соперников, Александр Алехин (28 оппонентов) Рихард Рети (29), и Мигель Найдорф (40). В итоге последнее достижение по числу соперников в «слепом» сеансе сейчас принадлежит гроссмейстеру Джороджу Колтановски, который из 56 участников обыграл пятьдесят (!) и проиграл остальным шести. И штука тут вот в чем: организовать сеанс по игре вслепую хоть на ста досках может даже перворазрядник, только вот вышеназванные товарищи при этом еще и выигрывали абсолютное большинство поединков.
Все было бы хорошо, только сейчас чуть ли не доказанным считается факт вреда умственным способностям подобных развлечений. Собственно, ничего удивительного: в Советском Союзе даже было запрещено играть подобным образом по причине страшного ущерба для здоровья. Поэтому в настоящее время о «слепых» сеансах услышать почти невозможно. Зато, если заниматься данной разновидностью шахмат без фанатизма, можно очень серьезно поднять свои счетные способности: недаром в шахматных школах многие упражнения делаются в режиме «не глядя на доску». Вот одно из милых упражненьиц: посетить конем все 64 клетки доски, называя промежуточные остановки. Сдается мне, что в шестнадцатом веке за такое бы, не особо колеблясь, сожгли.
В наши дни два крупнейших турнира, где соперники играют вслепую, – Мелоди Амбер и Кубок Мира по игре вслепую. Но если первый является этаким элитным сборищем лучших шахматистов мира и проводится в шикарных залах Монако, то причин называть Кубок Мира именно так нет совершенно никаких. Достаточно сказать, что в этом году его победителем стал китайский гроссмейстер Бу Сянджи, имеющий аж 25ый мировой рейтинг, а главной звездой, окруженной компанией шахматистов не первой десятки, стал Веселин Топалов, уверенно занявший пятое место из шести возможных. Если посмотреть на сыгранные на Кубке партии, то поражает, как часто соперники просто «подставляли» фигуры в один ход и тут же сдавались.
Имена победителей Амбера и качество их партий, напротив, впечатляют: чаще всего его «слепую» часть выигрывали Владимир Крамник, Вишванатан Ананд и объективно сильнейший «слепой» игрок мира Александр Морозевич, чьи фокусы за доской, которой не видно, кружат голову любому сопернику. Но и в Монако не обходится без курьезов: так как игра осуществляется при помощи компьютеров, то известны случаи, когда игроки просто не могли правильно ввести ход или жали не на ту кнопку и уверенно ожидали, пока кончится их собственное время.
Несмотря на то, что для наблюдателей игра вслепую (особенно на многих досках) сродни глотанию шпаг в цирке, на наших ведущих турнирах подобная развлекательная часть почему-то не предусмотрена. Может, тогда не стоит бесконечно говорить о том, что популярность шахмат падает, а просто нормально заняться их пиаром, чему проведение показательных матчей вслепую очень поспособствует? Особенно, если учесть, что всемирно признанный лидер «слепых» шахмат наш соотечественник.
Работа на пределе возможностей мозга и нервной системы на протяжении длительного (несколько часов) промежутка времени. Это ж не мышцы, которые от нагрузок становятся крепче!
Об исследованиях вреда для здоровья - хотелось бы поподробнее.
Об исследованиях вреда для здоровья - хотелось бы поподробнее - присоединяюсь
в конкретной партии побеждает не обладатель лучшего рейтинга - а тот кто конкретно в этой партии играет лучше...
да и разница скажем между 25 и 5 в рейтинге не так велика...
а уж когда дело касается такой тонкой материи как игра вслепую - то все вообще нивелируется...
автор хоть одну партию вслепую сыграл в своей жизни ?...
вред для здоровья ?
вопрос на самом деле недостаточно исследован.
если играть много партий одновременно - да еще и в полную силу - как минимум устанешь...
одна партия в турнире отнимает много сил - а тут много и вслепую...
впрочем есть и обратный пример - болеющий неизлечимым заболеванием международный мастер провел вслепую сеанс чуть ли не на 62 досках - в результате чего неожиданно выздоровел...
видимо предельное и колоссальное напряжение заставило организм мобилизовать все свои силы...
что касается популяризации шахмат через игру вслепую -
представьте себе популяризацию футбола путем скажем чеканки мячом кто больше...
для разовых развлечений годится - не более того...