Комментатор Девяткин о себе, чемпионате и шахматных комментариях
Как я и обещал, в моём блоге обязательно будут интервью. Сегодня на мои вопросы отвечает онлайн-комментатор Андрей Девяткин. Андрею 27 лет, он международный мастер по шахматам. Его ФИДЕ-рейтинг составляет 2555 пунктов, что соответствует уровню хорошего гроссмейстера. Наивысшее пока спортивное достижение Девяткина пришлось на июль этого года – второе место в Мемориале Аратовского в Саратове с участием более 50 гроссмейстеров. В 2004-2006 годах наш собеседник был редактором общероссийской газеты «Шахматная Неделя», ныне же работает на сайте Chesspro, являясь одним из самых известных онлайн-комментаторов шахмат в Рунете.
О Мексике
-Сразу о наболевшем: как тебе чемпионат мира в Мексике?
- Как я уже писал в своих онлайн-комментариях, Ананд совершенно заслуженно победил. Он и так долго шел к титулу чемпиона мира. Стиль Ананда больше всего подходит для такого формата. Вообще все закончилось очень закономерно, кроме, пожалуй, взлета Бориса Гельфанда и финишного провала потерявшего мотивацию Грищука.
-То есть ты считаешь, что Ананд сейчас чемпион, а претендентом в матче с ним будет именно Крамник?
-Да-да. Я не говорю, что Крамник плохо играет, но выигрыш подобного турнира является вполне достаточным обоснованием титула.
-А почему ты считаешь, что Грищук провалился, если он и до этого почти никогда не показывал хорошей игры на действительно высоком уровне?
-Ну, он не то, чтобы провалился... Просто Грищука никогда не баловали приглашениями на супертурниры, в отличие, скажем, от Раджабова, хотя по потенциалу это одного поля ягоды. Я думаю, партия Крамник – Грищук, спасенная феноменальной защитой в цейтноте, однозначно отвечает на вопрос о таланте Александра.
- А Аронян с Морозевичем провалились?
-Нет. Ароняну пока не хватает дебютной основательности, так что пока можно сказать, что он сыграл в свою силу. А Морозевич, по-моему, не очень удачно выступил из-за проблем психологического свойства, что, не в обиду ему, обычно для Александра в турнирах с сильным составом.
-Как считаешь, грядущие матчи Ананда с Крамником и Топаловым состоятся?
-Мне, вообще говоря, это уже безразлично. По-моему, стоило бы дождаться очередного матч-турнира, куда набрать участников по рейтингу и результатам, например, Кубка Мира, а не выдумывать всякие запутанные схемы. Например, Каспаров обыгрывал Широва, Широв Крамника, а Крамник – Каспарова. А кто сильнее всех? Каспаров по совокупности. Именно по такого рода причинам матч-турнир – лучший индикатор для определения сильнейшего.
О комментариях
- Андрей, ты известен шахматному народу в основном как онлайн-комментатор. Как так получилось, что ты встал на эту стезю?
- В начале 2006 года мне написал главный спонсор и создатель сайта Chesspro с предложением о сотрудничестве, и я занялся написанием турнирных обзоров. В то время в России была гегемония одного онлайн-комментатора, Сергея Шипова, но потом случился известный разрыв Сергея с Chesspro, и встала необходимость набирать команду онлайнщиков. Соответственно, эксперт сайта Максим Ноткин и я и составили штатную команду комментаторов.
- Работа-то нравится?
- Работа интересная. Когда я веду онлайн, мне кажется, что я сам играю шахматную партию. Я всегда стараюсь глубоко вникать в происходящее, и иногда приходится становиться знатоком атаки Маршалла и прочих вариантов, не входящих в мой репертуар.
- Чемпионат мира игрался ночью по московскому времени: насколько тебя вымотала работа по ночам?
- Работа по ночам для меня привычна. А вообще, для меня главным источником усталости в свое время был старый монитор, утомлявший глаза, но теперь эта проблема решена. В целом же я не могу сказать, что вымотался: так, немножко устал.
-Игру в турнире в принципе можно сравнивать с онлайн-комментарием?
- Если играя в турнире, ты только считаешь варианты, то в качестве комментатора приходится выполнять массу технической работы: печатать примечания, рыться в базах, следить за официальной трансляцией и т.д. Кроме того, приходится пользоваться шахматными программами, хотя они еще далеко не всегда объективны в оценке: например, в ладейных эндшпилях они до сих пор не понимают, что к чему.
- Андрей, когда ты только начинал комментировать, был ли у тебя учитель?
- Как я уже говорил, в свое время в России был только один комментатор, и я, конечно, чему-то учился у Шипова. Но я все-таки считаю, что уже выработал свой собственный стиль: главное – не терять логической нити происходящего в течение всей партии, начиная от эмоционального фона перед ее началом и заканчивая результатом. И еще: если, например, комментатор Алексей Коротылев любит иносказательные выражения, то мой девиз – фраза Базарова из «Отцов и детей» Тургенева: «Друг мой Аркадий, не говори красиво». Не стоит превозносить форму над содержанием – если «конь ж4» ведет к перевесу белых, то надо писать ««конь ж4» ведет к перевесу белых».
Блиц
-Что для тебя самое сложное в работе?
- Самое ужасное – наблюдать, как соперники разыгрывают заезженные дебюты, типа замечательной Русской партии. В такие моменты работа становится рутиной.
- Андрей, кто сейчас лучший комментатор шахмат?
- Когда я веду онлайн, то у меня совсем не получается следить за другими, поэтому я совершенно не в курсе, кто сейчас лучший.
- Какие ошибки являются самыми опасными в твоей работе?
- Главный бич современного шахматного комментария – наличие шахматистов недостаточной квалификации, считающих, что, имея под рукой сильную компьютерную программу, комментировать шахматы может кто угодно. Со стороны это выглядит просто смешно, так как за компьютерными вариантами невозможно спрятать собственный недостаток понимания игры. Кроме того, некоторые комментаторы забывают о том, что их смотрят не гроссмейстеры, и слишком часто проскакивают моменты, которые кажутся им очевидными, хотя таковыми являются не для всех.
- Где ты зарабатываешь больше, играя в шахматы или комментируя их?
- Если не принимать в расчет мемориал Аратовского, то, в общем и целом, комментаторская работа более прибыльна.
- Какие комментаторские планы у тебя в ближайшее будущее?
- Я не знаю, что конкретно буду комментировать я, но у нашего сайта в планах освещение командного чемпионата Европы, мемориала Таля, который пройдет в Москве, Кубка Мира и Суперфинала чемпионата России. В общем, конец года намечается жарким.
- Чувствуешь ли ты конкуренцию со стороны коллег по цеху, и как изменяется уровень шахматного комментария?
- Я просто стараюсь хорошо делать свою работу. А, в принципе, чем больше комментаторов, тем лучше. Что касается уровня, то, если не будут появляться перворазрядники с ноутбуками, занимающиеся комментариями, то с онлайнами все будет хорошо.
На заметку для посетителей Для Sports.ru:
Не нужно выделять шахматистов в какую-то отдельную касту спортсменов и считать их неадекватными людьми или, наоборот, какими-то сверхинтеллектуалами. Шахматисты – обычные люди, просто они хорошо играют в шахматы.
Пожелание: писать во время онлайнов еще подробнее, т.к. многим, и мне, например, в частности (первый разряд, но обыгрывал КМСов и несколько раз МС), не всегда бывает все очевидно даже при комментарии Девяткина, который всегда интереснее и глубже остальных.
1)Шипов
2)Коротылёв
3)Ланда
4)Девяткин
5)Ноткин
Объективно так:»
Слава Богу, теперь мы знаем, как объективно!
девяткин хороший комментатор - впрочем как и ноткин
и шипов...
я допустим люблю чтобы была и беллетристика в комментариях...