4 мин.

Дары Каиссы Александра Казанцева

В советской художественной литературе, или как сейчас модно говорить — в беллетристике, всегда находилось место шахматам. И особенно — шахматным этюдам. Особняком среди всего этого многообразия стоит писатель-фантаст Александр Петрович Казанцев. Возможно, писатель Александр Казанцев, являясь по совместительству прекрасным шахматным композитором, открыл в свое время новый жанр "шахматной новеллы", который пока, увы, никем так и не был продолжен. Жанр небольшого художественного рассказа, в котором во главу угла ставится шахматный этюд как основа, обрастающий в процессе повествования героями — протагонистами и антагонистами — и окружающими их событиями. Но ни на секунду не дающий усомниться, что главное в рассказе  на шахматной диаграмме, приведенной между строк, а животрепещущие события, происходящие вокруг доски — всего лишь фон для подлинного искусства.

Среди посвященных шахматам повестей и рассказов у Александра Казанцева можно выделить такие произведения, как: "Дар Каиссы", "Пластинка из Слоновой Кости", "Роковая Мина" и "Шахматы на Дне Колодца".

***

В 1975 году увидел свет шахматный рассказ Казанцева "Роковая Мина", основной сюжет которого полностью построен на шахматном этюде, который приведен ниже:

      Александр Казанцев - Ход Белых. Выигрыш

             (из рассказа "Роковая Мина", 1975 г.)

41.Крg4

Взятие пешки h4 проигрывает: черные успевают забрать пешку f7, и при этом белый король всё равно не попадает в "квадрат" пешки b541.Кр:h4 Кр:f7 42.Крg5 b4

41...b4 42.Крf5 h3 43.g3

Единственный путь к выигрышу... 43.gh, также как и 43.g4 ведут к поражению, как будет показано через несколько ходов.

43...b3 44.Крg6 Крf8

Начинаются гонки пешек.

45.h6 b2 46.h7 b1Ф+ 47.f5 Фb2

Теперь становится ясным, почему проигрывало 43.gh: у черных появляется выигрывающий шах 47...Фg1+

48.h8Ф+ Ф:h8 49.f6

Клетка с черным ферзем захлопнулась. Теперь становится понятным, почему было плохо 43.g4: у черного ферзя появлялась бы спасительная лазейка на h4.

49...d5

Последняя ловушка, при взятии на проходе черные организуют пат: 50.cd Ф:f6+ 51.Кр:f6

50.c6!

И белая пешка прорывается в ферзи с матом.

***

В продолжение темы шахматных рассказов писателя-фантаста Александра Казанцева нельзя не упомянуть ещё одну этюдную зарисовку из рассказа "Пластинка из Слоновой Кости".

 Имеется набор из двух шахматных диаграмм:

 

Кажется, что эти две диаграммы не имеют между собой ничего общего. И тем не менее...

           Александр Казанцев - Ход Белых. Ничья

  (из рассказа "Пластинка из Слоновой Кости", 1949 г.)

Черные в данной позиции материально выглядят неизмеримо сильнее. И тем не менее белые делают ничью.

1.d6 Кb5 2.de Крe5

Черные ждут появления белого ферзя, чтобы уничтожить его путем 4.Кd6+, но на доске появляется новый конь, первый, но не последний:

3.e8К Сh8 4.Крg8

Белые хотят убрать слона с дороги пешки, черные хитро идут навстречу желанию белых, рассчитывая запереть вражеского короля на поле h8:

4...Кр:e6 5.Кр:h8 Крf7 6.h7

Готово! Замысел черных выполнен. Но почему белые так кротко послушны? Ведь у черных есть ход:

6...a3

Но теперь неожиданно в бой бросается белый конь:

7.Кd6+

Брать нельзя. Белым... пат!

7...Крf8 8.К:b5 a2 9.Кd4

Лукавый конь, не правда ли? Он встал так, что черные не могут поставить ферзя. Белым снова пат!

9...a1Л

В бой входит новая дальнобойная сила, куда более мощная, чем конь.

10.Кe6+ Крf7 11.Кd8+ Крg6

Черные решились. Избегая преследования, они выпускают белого короля, иначе будет повторение ходов. Пусть белые проведут своего ферзя и в ту же минуту получат смертельный удар!

12.Крg8 Лa8

Занесена "черная рука" для смертельного хода Л:d8 мат, но... снова отказываются белые от могучей фигуры и ставят на доску второго коня:

13.h8К+ Крf6

и теперь

14.Кf7

...и ничья. Кони встали нерушимо. А теперь посмотрите на вторую диаграмму? Это и есть конечная позиция нашего этюда. На шахматной доске сменились все фигуры... кроме королей!

 

***

По двум вышеприведенным шахматным этюдам читатель может составить для себя впечатление, насколько существенный вклад оставил советский писатель-фантаст в шахматной композиции.

Этой осенью Александру Казанцеву исполнилось бы 112 лет.