Как детей готовить к шахматным турнирам. Нешахматные советы родителям
Судейство этапа Кубка России и первенства города среди детей до 9-ти лет навело на мысль подготовить советы родителям, дети которых (в первый раз) играют в таких турнирах. Видно, что многие дети уже умеют играть с часами, знают правило "одной руки", однако этот опыт касался в основном рапид и блиц турниров. С классическим контролем начинаются сложности.
Когда дети впервые сталкиваются с бланками, то многие приходят в ступор от простых указаний.
Да, почти все уже умеют хорошо вести запись (ну или хотя бы более-менее разборчиво), но когда им говоришь "поставь результат и подпись", то здесь начинается самое трудное. 1-0, 0-1, 1/2. Вроде бы просто. Иногда даже покажешь пример (если соперник уже знает как правильно писать), и всё равно глазками "хлоп-хлоп". Что только не пишут: 1-1 (это ничья), К.В. (игрок на фамилию К. выиграл), а самое распространённое - это когда 0-1, а пишут 1-0, мол, раз кто-то выиграл, то 1-0.
Но это-то ладно. Сложнее с подписью. Некоторые вообще не понимают что это такое. Почему-то пишут фамилию или имя соперника. Пишут не в графе "подпись игроков", а в графе "подпись арбитра". Только после подсказки пишут своё имя или просто ставят крестик. При этом кто-то считает, что надо написать всю фамилию целиком, тщательно выводя каждую букву. И хорошо, если в фамилии немного букв, а то ведь займёт всё место, и соперник расстраивается, что ему негде поставить подпись...
Оформление бланка. Судьи как правило готовят бланки, пишут номер стола, тур и турнир (М9, Д11 и т.п.), так как надо подготовить несколько десятков столов по два бланка на каждый стол. От ребёнка требуется оформить один бланк, где надо написать фамилии (имена, конечно, не ошибка, но надо приучаться писать фамилии) и дату. И по окончании партии результат и подписи. Не сложно ведь, правда?
Чем младше ребёнок, тем как правило он ниже ростом, а значит дети любят забираться на стул с ногами. И часто его сильно пачкают. Особенно если сидят на коленях и стопами упираются в спинку. Скажешь сесть нормально, а потом всё равно садится так, как удобно и продолжает пачкать стул... Хотя бывают и ответственные дети: один мальчик, чтобы достать до фигуры на последней горизонтали, просто всем весом опирался на край стола и тянулся до фигуры, ноги при этом болтались в воздухе. Хорошо что стол выдерживал его небольшой вес.
Ещё дети любят болтать. Им надо что-то сообщить сопернику, вслух произносить записываемый ход, спросить какой последний ход сделал соперник (а почему ты не видишь, если ты за доской?), да и мало ли интересного происходит вокруг. Только это мешает тем, кто играет, отвлекает судей. И судьям приходится разъяснить прописные истины по много раз, вместо исполнения своих прямых обязанностей. В конце концов, это может восприниматься как подсказка (например, другу, который играет на соседней доске) или попытка вывести соперника, мешать ему играть. А за это ребёнок может получить поражение.
Поведение во время партии. Помимо болтовни, это может быть игнорирование (часто ненамеренное) требований соперника и/или судьи. Громко стукнуть фигурой по доске, стукнуть съеденной фигурой по часам, вскидывание рук (если соперник что-то зевнул) и т.д. Если один-два раза и на замечание адекватная реакция, то ситуация отработана. А то недавно мальчик постоянно стучал съеденными фигурами по часам. Сначала соперник сообщал об этом судье, три раза я просил игрока этого не делать. Не помогло. Мне пришлось вызвать главного судью. Он разъяснил правила, сделал внушение, предупредил, что в следующий раз будет предупреждение и две минуты добавки сопернику. Я специально был в зоне видимости этого игрока, но его это не остановило, он получил замечание и две минуты сопернику. Однако и это не помогло: снова взятие, удар фигурой по часам и поражение. И хотя позиция у него была проиграна, вряд ли он хотел проиграть так. На следующий день этот мальчик по часам, кажется, не стукнул фигурами ни разу.
Уважение. Помимо общечеловеческого смысла, есть и шахматный аспект. На доске почти мат, можно отсрочить на ход (отдать ферзя или ладью, но от мата не спасёт), а ребёнок сидит думает 5 минут, 10, 15... Зачем? Сдайся, поздравь соперника с хорошей игрой, готовься к следующей партии. Такие "высиживания" приводят только к плохому отношению со стороны других ребят, которые наблюдают подобную ситуацию. Естественно, по возможности надо бороться до конца, чем ниже уровень, тем больше вероятность зевков, патов, даже матов в один ход в проигранных позициях. Однако, когда мат через хода-два неизбежен, а ты изображаешь мыслительный процесс... Есть и обратная сторона. Зевнул в начале партии фигуру - и всё, сразу сдаваться. На уровне мастеров - это почти всегда результат определён. Однако и здесь бывают исключения. В начале этого года чемпион мира Магнус Карлсен зевнул фигуру (и это при классическом контроле). И что? Продолжил играть, устроил осложнения и в итоге выиграл. А на уровне чуть "выше начинающих" лишняя фигура у соперника почти всегда ещё ничего не значит, играть и играть.
Родители. Некоторые родители любят время от времени открывать двери в зал, чтобы посмотреть как играет их сын/дочка. Зачем? Понять по лицу, хорошая ли позиция? Морально поддержать "я здесь, я с тобой"? Родители должны понять, что их заглядывания в игровой зал вряд ли помогут их детям, а судей это раздражает и отвлекает, так как они должны следить за порядком и чтобы не было подсказок. А подобные заглядывания при желании можно интерпретировать как подсказки. Помню свой турнир в возрасте 8-9 лет, тогда иногда родители могли ходить и смотреть партии. И мой папа (в шахматы он играл плохо) придумал условный сигнал - он поглаживал бороду, мол, "успокойся, всё хорошо". Хорошо помню, что это меня как раз нервировало, так как я-то был спокоен, пока его не было :)
Многие советы очевидны и кажется, что многое (если не всё) должен проговаривать тренер. Только у тренера десятки учеников, и всем всему научить сложно, и здесь нужна помощь родителей. Итак, ещё раз кратко советы тем родителям, дети которых скоро примут участие в первом турнире с классическим контролем и кому лень читать всё вышеописанное:
- изучите основные пункты бланков (белые, чёрные, дата, результат, подписи), объясните важность и точность заполнения всех пунктов. Если ребёнок ещё учится писать, помогите ему (особенно если фамилия у соперника длинная и/или сложная).
- научите ребёнка делать автограф. Весёлая закорючка, первая буква фамилии или имени, крестик - да что угодно, лишь бы ребёнок мог быстро это исполнить. Устройте дома конкурс на самую красивую подпись, и ребёнок будет рад её поставить в бланк даже в случае поражения. - если ребёнок любит забираться на стул с ногами, то пусть он будет в шлёпанцах: и снять легко, и ноги не затекают, и стул не пачкается.
- разговоры во время партии запрещены! Можно сказать "поправляю" (но только во время своего хода!) и поправить фигуры, можно предложить ничью (один раз, если соперник отказал, то право предлагать ничью переходит к нему, не надо через каждый ход снова и снова предлагать ничью), можно попросить бланк у соперника, если сбилась запись, но можно это делать только за своё время. Всё. Никаких других разговоров во время партии не может быть. Если соперник мешает, не надо ему отвечать, а позвать судью.
- поведение во время партии. Стук фигурами по доске, по часам, всякие звуки, раскачивания, взмахи руками и пр. - этого не должно быть. Судья сделал замечание, услышать его, понять и больше не давать повода.
- уважение. Да, проигрывать неприятно, обидно, но надо быть сильным и уметь с достоинством принимать поражения. Если на доске почти мат (есть защита, которая отодвинет мат на один ход), то можно остановить часы, получить этот мат, но никак не тратить порой десятки минут просто так. Это время надо было тратить раньше, чтобы не допустить печального исхода. Как я говорю своим ученикам: "чем медленнее вы играете, тем быстрее вы побеждаете", так как если соперник играет быстро, то он что-нибудь зевнёт или просчитается. К сожалению, не всегда дети помнят этот совет во время партии.
Ещё некрасивее выглядят предложения ничьи в совершенно проигранных позициях. Бывает, что неискушенный соперник (или соперница) согласится, да, ничья лучше поражения, но уважения такое поведение не вызовет.
- бороться до конца. Это значит, что если в начале партии зевнули фигуру, но до мата далеко, можно попробовать запутать соперника. Он может расслабиться и сам зевнуть в ответ, он может поставить пат, а может и просто быть плохо технически подкован. Одного моего ученика с третьим взрослым разрядом переиграл мальчик, и случилось окончание "король и ладья против короля". Такой мат учат ставить начинающих, но тот не знал как это делать! В итоге, бесконечные блуждания и как итог ничья.
- родители должны поддерживать своих детей до и после партии, но во время партии ребёнка не должно ничего отвлекать. Если заглядывать в игровой зал в попытке выловить взгляд сына или дочери, это может только отвлечь и разволновать его/её, а уж как мешают такие "интересанты" судьям, которые вместо того, чтобы наблюдать за партиями вынуждены закрывать двери. Доверяйте своим детям, всегда есть судьи, часто есть их тренеры. Намеренно никого из детей обижать не будут. Наказать - если плохо себя ведут - могут и сделают это в рамках правил. Если ребёнок просто играет в шахматы, всё у него будет хорошо.
Текста получилось много, уверен, что у коллег есть свои "пять копеек", которые могут дополнить своими наблюдениями и примерами. Если есть вопросы от родителей, готов на них ответить.
Самое главное: поддерживайте своих детей в победах и поражениях, если ему/ей надо поплакать после обидного поражения, то пусть поплачет, со временем дети учатся себя контролировать, а пока они дети, их тем более не стоит ругать за слёзы. Банально, но без поражений не бывает побед, напоминайте это детям, и побед со временем будет больше, чем поражений.
P.S. Автор - Олег Игоревич Баранцев, педагог по шахматам Дома творчества "Измайловский" Адмиралтейского района Санкт-Петербурга (группа Шахматного отдела "Вконтакте" - https://vk.com/podolskaya_2).