Шахматный всеобуч. Нужен ли он?
В конце прошлого года, заканчивая обучение в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования по программе «Педагогика дополнительного образования детей», в рамках практической части написания диплома проводил опрос шахматных педагогов и тренеров всего мира. Результат по самому дискуссионному вопросу – шахматный всеобуч – предлагаю вашему вниманию.
Мною было проведено глубинное исследование тренеров и педагогов по шахматам по всему миру. Был подготовлен онлайн-опрос на русском и английском языках, в котором было более 60 пунктов/вопросов. Респонденты могли отвечать на все вопросы или только на те, которые посчитают нужными. Ответы на вопросы могли быть как открытыми, так и закрытыми. Опрос проводился с июня по ноябрь 2016 года.
Всего в опросе приняли участие более 50 респондентов, количество россиян и иностранных респондентов поделилось примерно поровну.
Иностранные респонденты были представлены странами как с сильными шахматными традициями (США, Великобритания, Армения, Болгария), так и такими, где шахматы стремительно набирают популярность (Норвегия, так как действующий чемпион мира Магнус Карлсен из этой страны; Ирак), так и из стран, где шахматы не очень популярны (Гренландия, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР и др.)
Российские респонденты представлены 18 регионами, как теми, где шахматы развивают (Москва, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийск), так и такими, где шахматы развиваются благодаря энтузиастам и требуют большей поддержки государства (Заполярный, Норильск, Новороссийск и многие другие города).
В опросе приняли участие три международных гроссмейстера, четыре международных мастера и порядка двадцати мастеров и кандидатов в мастера спорта (как указавшие это, так и по рейтингу).
Самую жаркую (пусть и виртуальную) дискуссию вызвал вопрос о шахматном всеобуче. Вопрос звучал так – «Шахматы всё чаще становятся обязательным предметом в школах разных стран мира. Выскажите, пожалуйста, ваше отношение к шахматному всеобучу».
Ещё в 2007 году международный гроссмейстер, заслуженный тренер России Юрий Разуваев в интервью интернет-порталу chesspro.ru подробно рассказал своё видение шахматного всеобуча.
По мнению Разуваева, перед выбором всеобуча или факультатива и возраста начала обучения начинать надо с возраста. Специалист считает, что «начинать надо со второго класса. Или как в Китае, подготовительную группу детсада. Вообще, это очень логично, поскольку шахматы помогают ребенку научиться быть самостоятельным.
...в Челябинске на занятия уже начали приводить трехлетних! Родители чувствуют, что желательно пораньше приобщать ребенка к интеллектуальной жизни. Поэтому надо подумать – может, вообще начинать преподавание шахмат в детских садах.
В первом классе у детей резко меняется образ жизни, поэтому второй класс идеален с точки зрения принципа "не навреди!"
Если организовывать факультатив, то его судьба всецело зависит от того, кому этот факультатив достанется. Потому что принцип современной жизни такой: если это необязательно, значит, оно и не нужно. Факультатив без применения компьютерных технологий обучения – это просто шахматный кружок в школе. Если есть в школе человек, который любит шахматы, то он соберет в кружок 10-20 человек, но в массовом порядке обучения не будет.
Благодаря локальным сетям мы можем гарантировать высокий уровень преподавания. Кроме того, учитель в классе тоже будет счастлив, потому что требования к нему окажутся минимальными. А когда через месяц дети приспособятся к работе с компьютером, учитель будет вообще не особо нужен. Только следить за дисциплиной, и все, можно заниматься своими делами, тетради проверять, например».
Однако есть и проблемные места – это преподаватели и качество преподавания. Вот что говорит Ю. Разуваев: «Это больное место. Мой личный опыт говорит, что это практически нерешаемая проблема. Тренер в своей работе нацелен на высокий результат одного-двух своих учеников, а школьное образование должно быть ориентировано на последнего ученика, особенно в начальных классах. Вот почему я так потянулся к компьютерам. Вы можете себе представить, например, шахматы в сельских школах? А благодаря Интернету это будет образование высокого уровня. Да, сейчас еще далеко не везде у нас есть Интернет. Но другого пути просто нет. Надо начинать там, где компьютеры уже есть. Я недавно был, например, в Сатке Челябинской области – там хорошие компьютерные классы в обычных школах».
Подводя итог идее всеобуча Ю. Разуваев говорит: «...в Ханты-Мансийске к проблеме подошли правильно. Прежде всего, должен быть пакет документов: методика, программа, учебный материал и т.п. Во-вторых, нужно думать, как этот пакет внедрить в школьную практику. Как видите, даже в ХМАО, с его материальными возможностями, сильной шахматной федерацией, идеальным климатом (чем еще заниматься долгими зимними вечерами, как не игрой в шахматы через Интернет?), – даже там приходится преодолевать большое инерционное сопротивление. То есть второе – это кадры. И я настаиваю на том, что компьютерные сети – это возможность решить кадровую проблему. На самом деле, работа над мышлением – гораздо более сложная задача, чем просто развитие какого-либо навыка. И эта работа должна соответствующим образом оплачиваться.
В советское время шахматы считались абсолютно самодостаточными, неким священнодействием; считалось, шахматисты что хотят, то и делают. А сейчас идет адаптация шахмат к социальной сфере. Общество ждет, чтобы шахматы стали прикладным видом творчества, где отрабатываются навыки самостоятельного принятия решения, навыки анализа, навыки механизма действия в уме, – всего, чем человек должен уметь пользоваться в современном высокотехнологичном мире, где он остается, образно говоря, один на один с компьютером».
Другую точку зрения в тот же период высказал международный мастер Илья Одесский. В своей заметке на сайте e3e5.com он пишет:
«...Хочу сразу оговориться: я выступаю не против идеи шахматного всеобуча как таковой. Меня возмущает не сама идея, а именно форма, с которой идея всеобуча вбрасывается в массы. Я категорически против той агрессивной единоголосной кампании, которая развернута в шахматных СМИ.
...Сколько статей о том, как хорош шахматный всеобуч, сколько одинаковых, бьющих по ушам статей. Нигде я не увидел ответ на вопрос: зачем? Зачем ребенку изучать шахматы – не в Доме или Дворце детского творчества, куда, раз уж его так тянет к игре, он придет по своей воле – а в школе? В наиболее честных статьях этот вопрос обходят стороной, в остальных – на зубах навязшая аргументация: помогает… развивает… Что развивает, чему помогает? В ответ – с колыбельной интонацией бубнежка: память… счетные способности… логическое мышление…
... Что же может служить доказательством – и одновременно опорой – для сторонников шахматного всеобуча? Меньше всего слова, прежде всего статистика. Статистические выкладки, свидетельствующие, что после (или по ходу) курса шахматной игры дети стали лучше учиться, развились интеллектуально – вот что способно убедить меня в необходимости всеобуча, и тогда, как говорится, я ваш душой и телом. Но никакой статистики в публикациях последнего времени я не нашел, а только барабанный бой.
...Мы знаем, чего мы не хотим от школьного курса: мы не хотим, чтобы ребенок захотел стать профессионалом, и мы не хотим, чтобы ребенок отдавал шахматам все свое время. Тогда чего мы хотим? Мы хотим, чтобы ребенок чуть-чуть умел играть, и мы хотим, чтобы ребенок тратил на это чуть-чуть своего учебного времени.
И мы должны поверить, что от этого «чуть-чуть» будет такая большая польза, что стоит огород городить: создавать центры по подготовке преподавателей, выделять в ущерб прочим предметам учебные часы, печатать учебники, наконец, вбухивать деньги под всю эту огромную, «без цели и задачи», программу?! Коллеги, мы должны увидеть положительную статистику очень многих экспериментов, чтобы поверить в пользу всеобуча».
В поддержку оценки Ильи Одесского может стать исследование британского благотворительного фонда Education Endowment foundation, которое проходило в течение двух учебных лет (2013-2015) в 11 школах и охватило суммарно более чем 4000 учеников. Исследование показало, что занятия шахматами почти никак не повлияли на развитие математических способностей английских школьников. Подробно об этом пишет австралийский гроссмейстер Ян Роджерс в статье на сайте chess.com «Шахматы провалили PR-тест».
В октябре 2016 года «Российская газета» запустила опрос читателей – «Нужен ли в школе обязательный урок шахмат?» На начало декабря 2016 года в опросе поучаствовали более пятисот читателей и почти две трети из них за введение урока шахмат в школьную программу (по состоянию на июнь 2017 года количество ответивших чуть больше 600, проценты изменились незначительно).
Источник: «Российская газета» / https://rg.ru/2016/10/26/opros-nado-li-delat-shahmaty-obiazatelnym-predmetom-v-shkole.html
Возможно, результаты этого опроса (на фоне огромного интереса в России в к матчу Карлсен – Карякин, который проходил в ноябре 2016 года) повлияли на инициативу сенатора Вадима Тюльпанова, который в декабре написал письмо министру образования и науки России Ольге Васильевой «с просьбой рассмотреть возможность введения обязательных уроков по шахматам в школах».
Однако, как показал опрос, российские педагоги и тренеры в основном отрицательно относятся к этой идее; зарубежные же специалисты в основном поддерживают такую инициативу. Вот наиболее яркие высказывания «за» и «против» шахматного всеобуча:
Кирилл Анненков, Санкт-Петербург, мастер ФИДЕ, педагогический стаж – 27 лет: «Я противник всеобуча в рамках школьной программы в школах. Шахматы очень специфическое занятие и вряд ли необходимы всем. Самим школам это не нужно, а значит не будет полноценной поддержки. Не хватает талантливых педагогов даже в специализированные шахматные клубы, в школе же на 90% – профанация. Нет красивых оформленных помещений, удобного оборудования, нормального инвентаря».
Алексей, Москва, рейтинг 2120 (примерно соответствует уровню кандидата в мастера спорта), педагогический стаж – 12 лет: «Мой опыт работы в школе говорит о нецелесообразности. Если занятие вести на крайне примитивном уровне, то никакого прогресса в умении играть не будет, в лучшем случае научатся ходить фигурами. Если на обычном уровне, то это интересно нескольким из класса и не более».
Сергей Иванов, Санкт-Петербург, международный гроссмейстер, педагогический стаж – 20 лет: «Отношение скорее отрицательное, лучше сохранить шахматы как факультативное занятие».
Наталья, Симферополь, мастер ФИДЕ, тренер ФИДЕ, педагогический стаж – 21 год: «Нужно научить новых тренеров (учителей физкультуры, начальных классов). Тренеров спортивных школ не хватает».
Андрей Степанов, Владивосток, рейтинг – 2135, педагогический стаж – 14 лет: «Это лишнее. А вот факультатив должен быть в каждой школе».
Общую точку зрения тех, кто против шахматного всеобуча можно подвести фразой Рустама Рахимова из Заполярного (рейтинг – 2200, педагогический стаж – 20 лет): «Специалистов мало».
За шахматный всеобуч в России специалисты высказываются реже.
Александр, Ханты-Мансийск, кандидат в мастера спорта, педагогический стаж – 7 лет: «Только за. Больше детей занимаются, больший шанс найти талант».
Супружеская пара (Евгений Бондаренко и Анна Якименко), Новороссийск, кандидат в мастера и мастер ФИДЕ, педагогический стаж 20 и 25 лет. Оба указали на положительное влияние, если всеобуч будет в начальной школе.
Среди иностранных специалистов почти все, кто ответил на этот вопрос, положительно относятся к шахматному всеобучу. Вот наиболее интересные мнения:
Джим Манди (Jim Mundy), США, Атланта, кандидат в мастера, педагогический стаж – 18 лет: «Отношусь к этому хорошо, каждому следует играть, даже если это произошло случайно. Одно большое преимущество дети/мы получаем от шахмат – продолжающийся эмоциональный самоконтроль. При этом не имеет значения уровень, начинающие и чемпионы мира проходят через это, и мы учимся преодолевать себя – насколько это возможно! Мир стал бы значительно лучше, если бы мы сначала думали, а потом делали, вставали на место другого, и показывали истинное уважение. Так, да! Давайте играть в шахматы».
Не указавший своё имя национальный мастер из США, Нью-Йорк, педагогический стаж – 24 года: «Также как музыка и искусство, это хорошо».
Подвести итог «за всеобуч» среди иностранных специалистов можно фразой Эрика Т (Er!ck T) из ЮАР, Дурбан, рейтинг – 2134, инструктор ФИДЕ, педагогический стаж – 12 лет: «Всем нужны шахматы».
Впрочем, есть и такие, кто осторожно относится к этой идее.
Джерри Нэш (Jerry Nash), США, Кукевилль (Cookeville, штат Теннеси), педагогический стаж – 25 лет: «Шахматы полезны для каждого ребенка, но если сделать их обязательными, они могут стать менее значимыми и популярными среди студентов. Из дара могут превратиться в лекарство».
Таким образом, можно сделать вывод, что специалисты, которые непосредственно работают с детьми, признавая пользу и эффективность шахмат для развития ребёнка, в целом отрицательно относятся к идее всеобуча, и рекомендуют развивать шахматы в школе в качестве факультатива. Обязательное обучение шахматам может вызвать обратный эффект, особенно если преподавать будет неквалифицированный в шахматах педагог.
Моё мнение совпадает с мнением российских педагогов и тренеров и базируется на четырёхлетнем преподавнии шахмат в школе, гимназии и в детском саду. Я отношусь к всеобучу очень скептически, если не сказать отрицательно. Если на занятия дети в школе и так ходят больше дурака повалять (в доме творчества, когда акцентированно приходят на шахматы, мотивация детей выше), то "обязаловка" вызовет только отвращение, тем более сейчас не набрать столько квалифицированных педагогов-шахматистов.
Подведу итог мнением экс-чемпиона мира Владимира Крамника: «Не стоит пытаться ввести шахматы как обязательный предмет в школах, потому что загрузка большая, а шахматы всё-таки – это некий бонус и не является предметом, который человек обязан знать.
Попытки ввести это как обязательный предмет – в этом я не уверен, а как факультативный предмет, то есть давать возможность детям, которые этого хотят, заниматься шахматами в школе – это очень хорошая идея».
***
Понимаю, что опрос чуть более 50-ти педагогов для кого-то не будет являться достаточным по количеству мнений, поэтому приглашаю к дискуссии все заинтересованные стороны: тренеры, педагоги, методисты, родители, а также всех специалистов, которые имеют отношение к принятию решения о введении всеобуча в школе.
посмотрите на футбольную академию "Краснодара", там шахматы- обязательный предмет...
хоть случай а частный, но, для меня очень показателен.
В юношеских сборных все больше и больше воспитанников академии...
Именно потому, что мало школ заинтересованы в "лишних" уроках, нет оборудования, нет помещений, и зная наши реалии, обязательный урок - это будет провальное мероприятие. И это скорее отобьёт желание детей заниматься шахматами.
Сужу и по себе,в том числе. До 5 класса мне нравилась физика. Я прочитал "Занимательную физику" Перельмана, делал многие опыты дома из его книги, и думал, что в школе с физикой будет легко. Но первые уроки быстро отбили всё желание, и в итоге своей заслуженной тройке по этом предмету я был вполне рад.
Именно поэтому я против ОБЯЗАТЕЛЬНОГО урока, так как я вижу этих детей, я вижу отношение школ, я сталкиваюсь с бумажной работой, которая никому не нужна, и понимаю к чему это приведёт.
если факультатив- много где просто не будет шахмат, если обязаловка - то качество плохое будет, да и не все захотят (что тоже можно понять- и так дети сидят за учебой, компами, смартфонами.. еще за шахматами сидеть)
в общем, надо как-то популяризировать, чтобы было больше энтузиастов, тогда и обучать будут качественно
ну и все же если обязаловка - то для школ (и то есть сомнения в реализуемости), а для учеников - по желанию
Профессионалы из спортивных секций и школ "своих" заметят быстро, если им будет представлено широкое поле выбора в проходящих турнирах. Конечно обязательно вести рейтинговый учет всего сыгранного, тогда и рейтинг устоится, будет адекватным, и звездочки восходящие будут видны.
Не хватает мелочи. Денег.
Не нужно отвлекать мастеров на такое обучение.
Урок шахмат в школе вполне может давать учитель начальных классов прошедший "курс молодого бойца", а вот судить шахматную партию на уроке учитель не сможет. Нужен по крайней мере уровень второго разряда, чтобы проходя по ряду видеть стоящего под боем короля, или слона прыгающего через пешку. Оценить мгновенно на доске мат, шах или нарушение правил. Этот же тренер-преподаватель сможет организовать, проводить и судить все школьные соревнования, да и районные тоже.
Школа вполне может найти такого энтузиаста-любителя, но у школы нет в этом интереса.
Рейтинговые очки присуждаются только за победу в "Белой ладье". Нужно добиваться присвоения рейтинговых очков за все победы учеников школы на соответствующих уровнях, как за предметные олимпиады, тогда найдутся и специалисты и время.
На межшкольные турниры требуется выделение средств.
Обо всем этом нужно писать, говорить... и есть надежда, что Васильева с Филатовым об этом договорятся.
Кроме замкнутого игрового пространства кружка нужно широкое поле взаимодействия с окружающим миром.
Обязательно в каждом классе, параллели, отделении, школе должны проходить личные первенства.
И после завершения обязательного начального образования, все равно, каждый ребенок раз в год (не реже) должен сыграть в турнире. Тогда мы станем шахматной страной, не в смысле гроссмейстерской, а думающей по шахматному. А это уже большая экономика и стратегия.
Обязательно различные, не только "Белая ладья" школьные команды должны участвовать в межшкольных лично-командных турнирах. Турниры должны проходить по всем возрастам и весь год!, команда от школы должна формироваться на основании текущего рейтинга учеников, а турниры не должны заканчиваться районом или селом.
Обязательно в детские турниры нужно вовлекать взрослых. У меня на ура проходили турниры семейных дуэтов, конкурсы "самая шахматная семья" "внуки и деды". В этом случае занятия в секции приобретают совсем другую окраску.
Предлагаю для начала разделить понятия: всеобуч в школе, внеурочная деятельность и кружки по интересам, включая дворовые соревнования, и спорт.
Я о первом. Оно без второго - мертво, а третье слепо,- (не видно подрастающих звездочек)без второго и соответственно первого.
Детям нужны условия игрового взаимодействия и конкуренции. Они для этого растут :-) Если на уроке только теория - то дети сначала уснут, а потом обидятся. Не на нас, на шахматы. Обязательно на каждом занятии должна быть сыграна партия. В ней закрепляется навык и она несет 80% целевой педагогической нагрузки. Каждый из них должен периодически выигрывать! Это поддерживает мотивацию к обучению и игре. Следовательно за доски рассаживать по системе швейцарского турнира, считать их рейтинг, и при разнице в рейтинге более 100 единиц практиковать игру с форой. Пусть победит слабенький, и пусть попотеет сильненький. и то и другое важно.