7 мин.

Страдания Святого Георгия. Как Фроч и Гроувс устроили войну в ринге

Алексей Сукачев – о, возможно, лучшем поединке года и о судейском проклятии британского бокса.

Эмоций сдерживать не люблю, но, по роду работы и увлечений, вынужден постоянно делать это. Получается не всегда. Вчера, например, не получилось. «He is a pure scumbag. What a pussy!», написал я своему американскому коллеге – ну, вы догадались про кого… Если нет – об этом ниже. Потом выдал еще, что «Фроч – бумажненький, ненастоящий чемпион». По здравому размышлению, все не совсем так, но и правду в своих высказываниях я тоже нахожу. Правда – она вообще особенная вещь, и у каждого – своя.

Очевидно, однако, другое: в субботу на бывшей M.E.N. арене, что в Манчестере, состоялся один из двух-трех лучших боев этого года, в котором были и крутые повороты, и неожиданные коллизии, и предматчевая грызня, и претендент, выпрыгнувший выше головы, и, конечно же, вопиющая несправедливость – иными словами, все, что делает просто хороший поединок особенным.

Не всем казалось, что такое возможно. Никому не казалось, что у рыжего претендента – каким бы наглым он не был – есть хоть малейшие шансы на победу. Например, на портале BoxingScene все девять экспертов предсказывали Джорджу Гроувзу поражение. Шестеро – и я в их числе – досрочное.

У такого мнения были все основания, потому что до боя Фроч превосходил Гроувза во всем, кроме скорости: прочность, сила, любительские достижения, а, главное, опыт – все это было на стороне действующего чемпиона IBF. В пользу Гроувза говорила его очень близкая (да и что там – спорная тоже) победа над олимпийским чемпионом Джеймсом ДиГейлом, которого за вязкий, незрелищный и откровенно провокационный стиль мало кто любит даже на Туманном Альбионе. Была еще победа над Гленом Джонсоном, приехавшим просто потренировать проспекта, не более. Но на счету Карда намного больше крутых побед – здесь нашлось место и Джермейну Тейлору, и Лучану Буте, и Миккеллю Кесслеру, то есть тем, с кем Гроувз в лучшем случае только фотографировался вместе на память.

Это не только мои мысли. Уверен, что это и мысли Фроча. Уверен и в том, что не просто определенная, а весьма-таки существенная недооценка ближайшего и не обязательного претендента имела место быть. Чемпион, коим Фроч и является, может себе это позволить. Как и многое другое – но это выяснилось уже по ходу поединка, а также в его самой концовке.

Гроувз, однако, посрамил всех. Оказавшись в общем-то не очень приятном положении, уроженец Западного Лондона сделал ставку на свой главный козырь – скорость. Как говорит мой коллега, скорость убивает. В этом бою она убивала Фроча. Вся тактика Гроувза была рассчитана именно на это: его опущенная левая рука, движение головой (кстати, до цели джебы Фроча почти не доходили) и многое другое.

Рука чемпиона также была опущена, но это было ошибкой. Такой подход действовал против зажатых, тягучих как сам Фроч, Тейлора, Джонсона и Кесслера. «Святой» (Saint) Джордж Гроувз был слишком быстр для Фроча, достаточно прочен и в целом пристойно бил. Ядовитая смесь для британца, которой обладают немногие. Ну, безусловно, Геннадий Головкин. Возможно, Сергей Ковалев еще. Гроувз – нокаутер, а кто не верит – может посмотреть подборку нокаутов в его исполнении. Но так вышло, что у Фроча был еще один козырь, который, в конечном счете, стал едва ли не ключевым – подбородок. Многим удавалось ронять Карла. Разгромить его пока не удалось никому. Восхитительная двойка с акцентом на встречный правый, которым Джордж снес «Кобру» в первом раунде, могла бы вдребезги разбить челюсть Александра Алексеева, раскрошить на мелкие осколки физиономию Лучана Буте или отправить в страну сновидений ныне стеклянного Чэда Доусона. Но Фроч просто сплюнул и встал. Встал, чтобы драться дальше.

У аналитиков заднего ума возникнет неизбывное желание сказать, что вот этот-то момент и стал в поединке ключевым. Мол, потому как чемпион встал и продолжил бороться, стало решительно ясно, что до конца Гроувз не доживет. Но это все фикция и самообман. Ересь несусветная. Потому как Гроувз и дальше продолжал делать то, что он сделал в первом же раунде – разбивать Фроча в хлам.

Как и положено «Святому», Гроувз практически не ошибался, был почти непогрешим. Как говорят теннисные эксперты, невынужденных ошибок он не допускал. Да, иногда что-то прилетало в отчет, но – поди ж ты! – с чемпионом мира все-таки деремся, не с абы кем из села Кукуева. Джордж, однако, доминировал. Он четко взял второй и четвертый раунд. В третьем и в пятом борьба была ровнее, но зато в шестом Гроувз выстрелил так, что мало Фрочу не показалось – это был его лучший раунд после первого. В сущности, и следующие два он не проиграл, хотя усталость уже начала проступать. Не верьте счету 75-76. Я сам отдал Фрочу все, что мог, и у меня получилось 74-77 – в пользу претендента, а у многих, уверен, было и 73-78 и 72-79.

Но, что интересно, в какой-то момент ошибаться перестал и Фроч. Нет, он не перестал выхватывать здоровенные плюхи, но это было неизбежно. Весь стиль «Кобры» основан на разумном риске. Вспомните: ни в один момент (даже после той страшной комбинации), ни единого разу Фроч не выглядел потрясенным. Начиная с 4-го раунда, он стал действовать в правильном русле – поддавливать, грязнить, кидаться на Гроувза. Ждать было бессмысленно, а сломать его Гроувз не мог.

Так и получилось, что в этой эпической драме никто не ошибался. Все делали то, что и должны, а зрители потели от удовольствия вместе со своими маленькими ладошками. Тем неожиданней был развязка. Она была до определенной степени предсказуемой, но все равно наступила как-то вдруг. Никто ничего и не понял. Вроде секунду назад Гроувз отвесил Фрочу очередную партию тумаков, но пропустил встречный удар. Эка невидаль. Затем Фроч пошел в атаку, пару раз рубанул Гроувза, но тот продолжал активно (только чуть мимо) отмахиваться в ответ. Он даже не падал, когда Ховард Джон Фостер ВНЕЗАПНО по-отечески обнял его. В первую секунду происшедшего не понял даже Фроч. Причин же не понял вообще никто: Гроувз был на ногах и не был однозначно потрясен.

Это проклятие британского бокса, которое мы знаем как «британская остановка». Достаточно пропустить пару-тройку сильных ударов и не успеть ответить – твоя судьба на туманном Альбионе уже висит на волоске. Любопытным здесь было прежде всего то, что Гроувз сам был британцем, просто нелюбимым. Наверняка сыграла роль и серия недавних трагедий, когда несколько более или менее известных бойцов оказались в реанимации (или даже на том свете) после проведенных поединков. Вы хотите быть ответственным за смерть? Иметь кровь на своих руках? Вот и они – рефери в их числе первыми – не хотят. Все равно, остановили бой очень и очень рано, неприлично рано. Неприлично и то, что это опять произошло в Британии, новом филиале Техаса.

Случилось то, что случилось. Но это было даже к благу. Причем всеобщему. Больше всех, конечно, выиграл Гроувз. Такое бывает нередко, но совсем нечасто такие победы получаются однозначными. Джордж не стал Георгием-Победоносцем, но его успех неоспорим и значителен. Во-первых, будучи заведомым андердогом, он нашел в себе нечто – возможно, боксерскую мудрость, а, может, просто схватил удачу за хвост – что позволило ему показать бокс невиданного для себя прежде уровня. Из зеленого юнца с неоспоримым, но не реализовавшимся талантом Гроувз мгновенно превратился в топ-боксера элитного уровня с огромными перспективами. Во-вторых, сам Гроувз повел себя мудро не только в ринге, но и вне его. Он разозлил Фроча до поединка. Он же вел себя как распоследний джентльмен после него. Его реакция на вселенскую несправедливость оказалась вопиюще благородной. Можно было закатить ведь грандиознейший скандал, по сравнению с которым результат боя Чисора – Скотт был бы сродни дружескому и ненавязчивому подкалыванию старых друзей. Еще один жирнейший плюс Гроувзу. В-третьих, результат боя намекает на обязательный в таких случаях реванш. Вы представляете какой box-office сгенерит последний? Вот и я – не представляю.

Несомненно, выиграл и Фроч. Он оказался опущен с небес на землю, но боя не проиграл. Он – опять-таки без побочных последствий – протестировал собственную прочность, боксерские навыки, физическую готовность и силу. Наверняка он много нового узнал о себе. А это критически важно – особенно для думающего бойца, каким является чемпион мира.

Наконец, победили и мы все. Столь ярких боев мы не видели уже давно (с мая, пожалуй). Вдвойне приятно, что в поединке победил именно бокс, а не те самые невынужденные ошибки, которых почти и не было. Считайте, что мы видели зрелище, сравнимое разве что с Финалом Уимблдона, который бывает лишь единожды в году. Оно того стоило.