8 мин.

Усик победил Бриедиса. Что это значит для его настоящего и будущего?

Поединок Александра Усика и Майриса Бриедиса за два чемпионских пояса в первом тяжелом весе был, конечно, хорош - то есть, держал в напряжении - но назвать его "выдающимся" или "прекрасным" можно только на волне эмоций. И ровно также на волне эмоций можно считать, что бой был близким или - не дай Бог! - равным.

Ничего равного и близкого в поединке не было. Усик потратил первую треть боя на то, чтобы присмотреться к латышу и разгадать его. Да, он пропускал и немало, но, во-первых, не меньше отдавал и взамен, а, во-вторых, было видно, что он может прибавить. 

Подустав после первого спурта, Бриедис стал сдавать, хотя все равно выглядел лучше себя самого образца боев с Хуком и Пересом. Проблема в том, что Усик - тот еще Перец, а не тот же самый Перес - и форма Майриса его мало волновала. Усик взял всю середину боя и часть концовки без вопросов, доминируя над своим противником. Причем преимущество было не только и не столько в боксерских компонентах, сколько в моральном плане: украинец ощущал себя лучшим и заставлял ощущать это своего противника.

Были и исключительно технические аспекты этого преимущества. Во-первых, нехорошая привычка Бриедиса отходить назад не только по прямой, но и опускать руки после двух-трух принятых на блок ударов. Во-вторых, углы: Усик порой даже слишком активно использовал движение в ринге, но при этом создавая проблемы латвийскому боксеру, не понимавшему, откуда может прилететь. В-третьих, детали: повторы хорошо показали, что множество ударов, которые Александр как бы пропустил, на самом деле приходились на блок или проходили по касательной.

Вопросы, тем не менее, остались. К судьям, конечно, ибо их решение нормальным не выглядит. 114-114 - это не Си Джей Росс, давшая такой же счет в поединке Флойда и Канело, но что-то похожее. 115-113 - не очень, но хотя бы в рамках терпимости. А что если бы Тэйлор или Тэппер дали бы один лишний раунд Бриедису? К слову, у меня получилось 116-112 - в пользу Усика - и я при этом многое отдавал Бриедису.

Все это здорово, но интереснее теперь, когда бой уже закончился, другое: где находится и куда идет лучший "первотяж" планеты? 

АСПЕКТ 1. ВЕСОВОЙ

Портал Transnational Boxing Rankings Board, один из самых авторитетных независимых рейтинговых "агентств" (и вовсе не потому, что я вхожу в число участников), ставит на 10-е место рейтинга P4P венесуэльца Линареса.

 

На мой (и, уверен, не только на мой) взгляд, Линарес все равно на сходе ("все равно" относительно своего недавнего персонального ренессанса). Близкие победы над ограниченными в целом Люком Кемпбеллом (даром, что олимпийский чемпион тех же Игр, на которых свое золото завоевал и Усик) и Энтони Кроллой - это не то, за что включают в первую 10-ку лучших боксеров вне зависимости от веса. И это, кстати, без учета боя Линареса с Гестой, который начался через несколько часов после поединка Усик vs. Бриедис, и результат которого я не знаю - он мог повлиять исключительно в худшую для Линареса сторону.

Идущие выше Сисакет и Кит Турман также не выглядят сильными кандидатами на место в первой 10-ке - особенно Турман, который, по его же словам, хочет в этом году "вернуться" (куда собственно?). В отличие от чемпиона мира по двум версиям, который уже сейчас победил трех бывших чемпионов мира (двух небитых, отобрав у них чемпионские регалии). Усик уже сегодня должен быть в десятке, а победитель WBSS - на рубеже двух пятерок.

АСПЕКТ 2. НАЦИОНАЛЬНЫЙ

Уже сейчас Александр Усик добился большего, чем Владимир Сидоренко, Андрей Котельник или Сергей Дзинзирук - главные лица предыдущего поколения украинских чемпионов, зажигавшего во 2-й половине 00-х. Поэтому если составлять все-украинский рейтинг он будет выглядеть очень просто:

1. Владимир Кличко

2. Виталий Кличко

3. Василий Ломаченко

4. Александр Усик

5. Все остальные

А вот в первой 4-ке изменения будут занимать куда больше времени и требовать куда большего труда. Ломаченко прет вперед как бронепоезд (или как белочехи к Владивостоку), и Виталия такими темпами можно будет догать через год-другой (с Владимиром сложнее, но Ломаченко это под силу).

Усик же - не в последнюю очередь - из-за веса оказался в полу-ловушке. Всех его подвигов в первом тяжелом весе может не хватить, чтобы сдвинуть любого из братьев - все равно все будут ждать, что Александр покажет в тяжах. Но тут же и вопрос: а стоит ли ему туда переходить?

АСПЕКТ 3. ИСТОРИЧЕСКИЙ (ГЛАВНЫЙ)

Первый тяжелый вес появился на рубеже 70-х и 80-х годов, то есть возраст у него, если и не детский (как у минималок, например), то уж точно не выше подросткового - по меркам бокса, разумеется. Расположение его - между двумя куда более престижными весами - привело к тому, что исторический слой у "крузеров" сравнительно тонок: копни лопатой, и ты - богатый, и ты уже за пару тычков упрешься в достаточно-таки серый контингент сомнительных чемпионов, бумажных поясов и прочее-прочее.

История этого веса на деле определилась всего несколькими людьми: Эвандером Холифилдом в 80-е, треугольником "Белл - Мормек - Хэй" в середине 00-х, а теперь определяется Усиком и Гассиевым после самоустранения (?) Дениса Лебедева.

Кстати, Мурат Гассиев - еще один претендент как на десятку P4P (победы над Влодарчиком и Лебедевым) и место в истории первого тяжелого веса, но пока его резюме слабее: Влодарчик сдал сильнее Хука, Лебедева Гассиев победил менее уверенно, чем Усик - Гловацкого, а бой с Дортикосом еще в будущем. Что интересно: победа Гассиева над Дортикосом даст осетину больше, чем победа над Гассиевым даст кубинцу, для которого она станет первой по-настоящему значимой.

Ключевой соперник для Усика - не Гассиев, не Дортикос и не Лебедев, а Холифилд. Пуристы, конечно же, приготовили тухлые томаты, но я оговорюсь: никто не сравнивает Усика и Эвандера вообще. С Холифилдом вообще мало кого можно сравнить. При этом его подвиги в тяжелом весе, определившие весь вес в 90-х и величие самого Холифилда, сильно оттеняют его уникальные достижения в весе до 90,8 кг, где The Real Deal стал первым (и единственным на сейчас) абсолютным чемпионом мира: титул WBO появится и будет впервые разыгран только через полтора года после перехода Эвандера в тяжи.

 

Между ними много общего: оба участвовали в Олимпиаде (Холифилда незаслуженно дисквалифицровали в бою с Кевином Бэрри - бывшим тренером Дэвида Туа и некоторых других самоанцев - чтобы расчистить дорогу к золоту для Антона Йосиповича), оба завоевали чемпионские пояса очень быстро, и оба стали сразу же прицеливаться к объединению поясов.

На первый взгляд кажется, что Усик находится все время на шаг впереди: золото, а не бронза; 9 боев до титула, а не 11; отсутствуют противники с отрицательным рекордом и т.п. Но это ощущение обманчиво: Холифилд рос очень быстро, а некоторые цифры обманчивы. Так, на пути к первому чемпионству Холифилд победил будущего чемпиона мира Тайорна Буза и очень сильного замбийца Лотти Мвале - таких противников до первого чемпионского боя у Усика не было. Опять же, Холифилд победил Дуайта Мухаммада Кави с огромным трудом, а решение (в 15-раундовом, кстати, бою) было разделенным, а не большинством голосов. Но так и Кави, простите, член IBHOF (причем включенный туда при первой возможности - так называемый first-ballot) - ни Гловацки, ни Бриедис туда никогда не попадут.

Истинная сила Холифилда проявилась позднее: на следующий год после завоевания титула Холифилд последовательно нокаутировал олимпийского чемпиона Хенри Тиллмана (в Лос-Анджелесе победили неудачники Тайрелл Биггз - в супертяжах, и Тиллман - в тяжах, а Эвандер дрался в полутяжах), чемпиона IBF Рикки Парки, экс-чемпиона WBA Осси Окасио и, главное, уничтожил Кави в реванше. Еще через четыре месяца был повержен трехкратный (в будущем - четырехкратный) чемпион мира WBC Карлос Де Леон, и Холифилд пошел в тяжи, оставив после себя дымящиеся руины.

Усик руин после себя не оставляет. Однако если он сможет уверенно победить в Джидде, то окажется на правильном пути. И все равно этого будет мало, так как Холифилд добился большего. Но Холифилду было куда идти: в его времена мегатяжи только начали появляться. Сегодня бал правят гиганты: Уайлдер, Джошуа, Ортис. Усик для настоящего тяжа все-таки мелковат, хотя зацепиться можно попробовать. Что-то, однако, подсказывает, что уйти в тяжи можно, но величие там получить будет архисложно.

Если Александр - при условии победы, конечно - останется на два-три года в этом весе и очистит его от горе-претендентов и экс-чемпионов, то, возможно, и он дождется, как по реке проплывут тела его врагов в крузера подадутся звезды полутяжелого и суперсреднего веса - например, Сергей Ковалев, Хилберто Рамирес, Дмитрий Бивол и другие. Кстати, та же логика справедлива и для Гассиева с Дортикосом.

В любом случае, ждать осталось недолго: этот год определит, останется ли Усик (или Гассиев/Дортикос) в гонке с историей, или главный поезд в Канастоту уже отправился с первого пути.