9 мин.

Владимир и Понгсаклек

Два выдающихся чемпиона, две разные судьбы и два разных жизненных пути в противоположных концах Земного шара. В Таиланде, при привычной ему 40-градусной жаре, чемпион WBC в наилегчайшем весе терпел крушение в поединке с никчемным филиппинским гопником Сонни Боем Яро… Через день в Дюссельдорфе обладатель поясов WBA, IBF и WBO делал чучело из мелкого и дружелюбного Жана-Марка Мормека. Делал на глазах стареющих звезд французского кинематографа – Жана-Поля Бельмондо и Жана Рено. Владимир Кличко тоже стареет, хотя это и незаметно. И если эту незаметность не выявить, не проконтролировать, то выйдет как у Понгсаклека в пятницу – очень больно и очень обидно.

Бум! Великолепная комбинация чемпиона – отвлекающий левый джеб, мощный правый полупрямой и амплитудный левый боковой по уже падающему как сноп Мормеку – Владимир Кличко оформляет очередную защиту своих чемпионских поясов. Делает то, что ему предписывал Андрей Баздрев, но рефери Луис Пабон (кстати, отличный специалист) портит впечатление, не давая Мормеку продолжить бой после второго нокдауна. Нокаут есть, нокаут однозначный, но с маленьким таким душком – не было растерзанного, бездыханного тела в луже крови. Ну и ладно – победу Кличко это нисколечки не умаляет…

Я не смотрю повтор – включаю ревью 2006-го года от HBO Sports и слушаю Дэвида Авилу, одного из идеологов «фобского» движения США. «Knocking a guy out is what a heavyweight is supposed to do», – сообщает нам Авила на фоне падающего «фейсом об тейбл» Кэлвина Брока (помните этого паренька?). Это было сказано пять с гаком лет назад. Многое ли поменялось с тех пор?... Я закрываю глаза и задумываюсь. Мне неинтересно описывать перипетии вчерашнего мисматча – зачем? У нас есть интернет, а атмосферы нокаута все равно не передашь в тексте. Мисматч? Да, но здесь нет злорадства или обвинения Братьев в трупоедстве – просто констатация факта. И даже с сочувствием к чемпионам. Но мне все равно интереснее перейти от частного к чему-то более общему, рассмотреть эру Кличко с исторической перспективы.

РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Меня так и подмывает сравнить правление Кличко – я буду абстрагироваться от конкретных имен, потому что в данном случае это не важно – с историей средневековых феодальных обществ, с историей вообще. Это занятно, но это и соответствует действительности, ведь и в Средние Века, и в боксе, и зачастую в современном нам мире идет настоящая мужицкая борьба за выживание с непредсказуемыми последствиями.

Так вот в тяжелом весе она не идет. Вернее, она подавлена и задавлена, в настоящее время завершена за ненадобностью. Как и многие короли и императоры, ханы и цари, Кличко начали дорогу одними из многих, когда предыдущий король объявил о своей отставке. Льюис ушел, оставив за собой огромный кусок жизненного пространства, и его тут же кинулись заполнять всякие авантюристы. И Кличко тоже, они были авантюристами поначалу. Но с 2006-го года из шайки разбойников с Большой дороги они окончательно превратились в уважаемых рыцарей и князей. Здесь, кстати, нет никакого фобства – это типичный путь очень многих рыцарей, лишенных наследства (за вычетом коня да меча) и выбившихся в люди на острие клинка. Итак, Кличко легализовались, а с 2009-го года (я отсчитываю от победы над Чагаевым – именно она была, на мой взгляд, ключевой) стали единоличными королями. Да, была автономная область – «регулярный» пояс WBA – но туда не ввязывались, чтобы не вляпаться и в общем-то правильно делали: лишняя трата бюджета.

На своем пути к короне Кличко сделали то, что «тяжи должны были сделать», то есть вычистили на корню всех возможных претендентов, основательно переполов эту грядку. Пали и бывшие князья – те же Брюстер, Бриггс, Питер, и правящие в своих лоскутных закутках Ибрагимов, Берд и Чагаев. Были выжаты все соки, разгромлены все еретики – одни (Джонсон и Бриггс) покаялись на святой инквизиции, другие (несть им числа) – казнены, третьи (Валуев) изгнаны восвояси. Тяжелый вес опустел, как опустели деревни, согласно описаниям в советских учебниках по истории.

РАСЦВЕТ ФЕОДАЛЬНЫХ ОБЩЕСТВ

Когда народ начинает скучать и стонать от бездействия или от гнета («скучного бокса»), нужно устроить что-нибудь этакое. Поскольку инициировать внутренние смуты в тяжелом весе опасно (речь идет не о поединке между Братьями, а об искусственном взращивании претендентов на титул), то нужна была маленькая победоносная война. И тут весьма, кстати, подвернулись крузеры.

Представители более легких весов всегда стремились к большим деньгам и большей славе. Вероятность их успеха зависела не только и не столько от их способностей, сколько от текущей ситуации наверху. В хорошие годы – а крузерам и полутяжам хорошо, когда всем остальным плохо – они задерживались в элите, а иногда даже урывали титул (как это сделал Майкл Спинкс или после него Рой Джонс). Исключения, вроде Эвандера Холифилда, которые добились всего сами, исключительно же редки. В плохие бывшие короли из заграницы быстренько превращались в джорнимэнов и маргиналов – этот путь прошли и Эл Коул с Василием Жировым, и Джеймс Тони (несмотря на некоторые успехи) с Хуаном Карлосом Гомесом.

С другой стороны, инъекция из первого тяжелого веса – это всегда полезно, когда речь идет о международном влиянии (читай – о рейтингах P4P). И такая инъекция была произведена в последние два года. И кочевники-«гиксосы/гунны» были подавлены и разгромлены, добавив королям еще больше вистов. Вчера вот только добили Мормека, а до этого смертью храбрых пал Томаш Адамек, а смертью обычной – Дэвид Хэй. И даже вылазка Марко Хука и та была отбита административным ресурсом управляемой автономии.

В настоящее время Кличко находятся в зените своей славы, а их правление кажется вечным. Это истинный расцвет их владычества, своего рода Золотая Эра их бокса. Но, как и всегда, лишь немногие могут заметить признаки упадка, особенно там, где их не видно.

ГИБЕЛЬ ФЕОДАЛЬНЫХ ОБЩЕСТВ

С Вашего позволения. Главный бой минувшего уик-энда состоялся вовсе не в Дюссельдорфе, а почти что на другой планете – в курортной провинции Чонбури, что в Таиланде. Там, на глазах изумленных соотечественников, к которым позже присоединились и не менее потрясенные хардкор-фаны со всех концов Земли, местный гиперчемпион Понгсаклек Вонджонгкам получал люлей от заезжего филиппинского хулигана Яро.

Как и Кличко, Вонджонгкам правил в своей вотчине – наилегчайшем весе – испокон веков. Он завоевал титул WBC в первый раз в 2001-м году, защитил его рекордные 17 раз, затем проиграл, а затем вернулся в 2009-м и правил еще три года до минувшей пятницы. Как и Кличко, бокс Вонджонгкама был не слишком зрелищен, зачастую уныл: Понг передавливал и перебоксировал своих противников. Он же сочетал титульные поединки, с цирковыми представлениями, громя местечковых (то есть филиппинских и индонезийских) «джорников» пачками.

В отличие от Кличко, у Понгсаклека были достойные конкуренты по другим версиям – сначала Лоренсо Парра, Вахтанг Дарчинян и Омар Нарваес, потом те же Нарваес и Нонито Донейр с Морути Мталане. Но это лишь видимость конкуренции: в наилегчайшем весе и не может быть иначе, если тебе только не подфартило со страной, стилем и промоутером одновременно. Понгсаклек – таец, а это значит, что после 4-5-ти побед ты становишься заложником собственной славы и собственного менеджера и продолжаешь драться у себя на родине (за маленькие деньги), беря количеством, а не качеством. И тем не менее, у Понгсаклека накопилось достаточно достижений для Зала Славы: только за последние два года сразу пять его бывших жертв – Ласарте, Кеб Баас, Шимицу, Сор Рунгвисай и Миранда стали чемпионами мира, а еще Коки Камеда, проигрывавший только Вонджонгкаму, стал первым японцем-чемпионом в трех весах. В будущем сюда может подтянуться и Такуя Когава. У Вонджонгкама есть и значимые победы – те же Камеда и Эдгар Соса были совсем непросты, как и до них Дайсуке Найто.

Понгсаклек был обречен на поражение всей историей тайских чемпионов, из которых только двое – великий Хаосай Гэлэкси и никому не нужный Пичит Ситбангпрахан – ушли непобежденными. Вопрос был только в том, кто и когда. Еще полгода назад таец демонстрировал урок бокса экс-чемпиону мира Сосе, а позавчера его окучивал разгромленный тем же Сосой филиппинец Яро, имевший на момент боя 10 поражений и уступавший до этого всем вменяемым оппонентам.

Причина краха тайца в том, что он состарился. Вот так банально: постарел в один день. Хотя это иллюзия: еще осенью 2010-го года, когда Понг мучился с безвестным соотечественником Сюрияном (который позже стал чемпионом мира), было видно: Король готов уйти на покой. Впечатление усилилось в бою с Кагавой, но опыт Понга его выручил, а потом таец блеснул в схватке с Сосой, и страхи ушли. А застой остался. Вонджонгкаму – 34 года, и он выступал в ринге с 1994-го года. 34 года в 51-м килограмме – это 37-38 лет для тяжеловеса. С таким багажом и с такой измотанностью организма (а ведь мы не учитываем жесткие спарринги в полуармейских тайских лагерях) – можно накинуть еще три-четыре года. Для победы над Понгом нужен был лишь голодный, жесткий претендент с горящими глазами. Необязательно бывший чемпион мира – наоборот, тот сыт и слишком академичен. Необязательно проспект – он может бояться или ошалеть в пучине боя. Нет, не они, а вот такие как Яро отбирают трон. Не самые достойные, не самые умелые – просто отчаявшиеся рубаки, не знающие ни Бога, ни Дьявола.

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ?

И вновь к Кличко. Пример Понгсаклека – им наука. Даже не им двоим, а Владимиру, ведь Виталию звоночек от Чисоры уже поступил. Те же 40 лет, та же изношенность организма, усталость и годы в боксе. И Чисора, в сущности, этот тот же Яро – сцепивший зубы и прущий напролом. Кличко победил Чисору и сделал это достаточно легко. Но ведь и Понгсаклек обломал рога такому же Камеде, да еще у того на родине. И это его не спасло от Сюрияна, а потом и от Яро.

С Владимиром интереснее. Ему всего 36 (плюс-минус), и он все так же всесилен. Но это впечатление тоже может быть обманчивым, несмотря на всю легкость его последних побед. У Владимира были все же непростые поединки – с тем же Томпсоном, Хэем. В каждом бою он что-то да пропускал, и, что не менее важно, вновь и вновь проходил ад тренировок и подготовки. Он стареет, хотя внешне это и незаметно.

А, одновременно, как всегда и бывает во время войн с захватчиками, внутри подросла собственная оппозиция. Взрыв Чисоры показал, что оранжисты, «болотники» – они здесь, рядом. Хелениус, Фьюри, растут Митчелл и Абдусаламов, появляются всякие там шпильки. Они молоды, голодны, еще слишком сыры, но постепенно взрослеют. Это не «контролируемая оппозиция» вроде Дениса Бойцова, Александра Дмитренко и Александра Поветкина, которые, к сожалению, рискуют состариться, так и оставшись «перспективными». Это что-то другое и, кажется, что-то свежее и приветливое. Королям нужно присмотреться и не проморгать момент, когда их начнут свергать, чтобы с гордостью удалиться самим.

Эпоха Возрождения (здесь нет намека на «отсталость» эры Кличко – не подумайте) неуклонно наступает, ее не сдержать. Ее можно приостановить, но через год-другой эта мощная река прорвет плотину и смоет Высший Престол, как это произошло у мухачей. И необязательно это будут Чисора с Фьюри – подойдут и битый уже Арреола, и какой-нибудь вконец отчаявшийся Дмитренко, и даже, чур-чур меня, Чарр. И чтобы этого не произошло, нужно уйти вовремя. Такой вот странный вывод после одной из ярчайших побед чемпионов-тяжеловесов за последнее время.