Цзю – Джуда и еще девять главных боев российского бокса
Этот год станет первым, когда в однозначно главном противостоянии примет участие боксер из России – Сергей Ковалев. Хороший повод вспомнить о самых важных, знаковых боях с участием россиян. Не самых зрелищных, а именно самых важных.
10. Юрий Арбачаков – Муангчай Киттикассем (Таиланд), 23.06.1992
Главный – потому что первый, да еще с каким отрывом. Когда профессиональный бокс в России пребывал еще в совсем дремучем состоянии, а российские профессионалы на мировых рингах были лишь экзотикой, один боевитый шорец отправился не на Запад, а на Восток, чтобы найти любовь своей жизни – и в работе, и на личном фронте. Арбачакову потребовалось два года, чтобы подготовиться к бою за титул WBC. Победа Юрия оказалась не только убедительной, но и значимой: чемпион мира в 2-х весах Киттикассем до этого побеждал выдающихся мастеров, таких как Сот Читалада и Юн Ку Чанг. Но против Юрия его едва хватило на восемь неполных раундов.
9. Руслан Проводников – Тимоти Брэдли (США), 16.03.2013
Лучший не значит главный. По значимости – для Брэдли, разумеется, и для истории – это был проходной бой, не решавший ровным счетом ничего. Просто Тим решил отдохнуть в ринге («После Пака право имею»), но выбрал не того человека, с кем можно было бы это бескровно провернуть. До боя об этом никто не догадывался. А, главное, не догадывался и сам Брэдли. Двенадцать раундов спустя карма вернула ему должок за предыдущий поединок против Мэнни Пакиао, а Руслана Проводникова катапультировала из бесхитростного, но зрелищного середняка, в одного из самых опасных представителей профессионального бокса. Для него этот поединок действительно стал главным. Жалко только, что по-настоящему капитализировать свой успех он так и не смог.
8. Султан Ибрагимов – Владимир Кличко (Украина), 23.02.2008
Это была первая унификация титула чемпиона мира в самом элитном весе со времен легендарных схваток Леннокса Льюиса и Эвандера Холифилда.И столь унылых объединительных боев мир еще не видел. Сложно сказать, чья эта была вина, но досталось обоим – в боксе и победителей могут судить. Для Султана Ибрагимова этот поединок в итоге стал последним в недолгой, но достаточно яркой карьере.
7. Николай Валуев – Джон Руис (США), 17.12.2005
Есть что-то символичное в том, что первым российским чемпионом мира в самой престижной весовой категории стал самый большой боксер планеты. Здесь стоит забыть и о качестве самого поединка, и о весьма спорном решении судей – в отличие от иных боев Валуева (да с тем же Руисом через два с половиной года), среди которых сомнительных результатов было немало. В данном случае это все забудется, а на поверхности остается лишь факт: в декабре 2005-го Россия получила своего первого чемпиона-тяжа (по версии WBA) и 5-го в истории о всех весах. Увеличивает значимость боя и тот факт, что он открыл сезон невиданного успеха для нас и наших бывших соотечественников: всего за 8 месяцев Сергей Ляхович, Владимир Кличко и Олег Маскаев оккупировали все чемпионские титулы в тяжелом весе. А началось все с него, с Валуева.
6. Денис Лебедев – Гилльермо Джонс (Панама), 17.05.2013
Сорванный допинг-контроль, изуродованное лицо Лебедева, противостояние Русского Дона Кинга и оригинального, американского, дебют Рябинского и один из лучших боев богатого на них 2013-го года – этот бой будет вписан в историю российского бокса золотыми буквами со зловещим багряным оттенком. И предпосылки к этом были: это и столкновение стилей двух мощных панчеров, и уникальная способность Джонса не ржаветь за целые годы бездействия (с 2008-го года он провел всего два боя, поединок с Лебедевым стал третьим), и столкновение формально дух действующих чемпионов мира. По накалу, мастерству, внешнему и внутреннему героизму – эта схватка стала самой главной в истории нашего профессионального бокса. И негатив вокруг не испортил ее, но придал особый шарм.
5. Костя Цзю – Рикки Хаттон (Англия), 04.06.2005
Пожалуй, самый обидный из всех боев в этом списке. Все знали, что 35-летнему Косте будет тяжело против не знающего усталости и сомнения английского бульдозера. Многие – в глубине души – были готовы к поражению, казалось бы, несгораемого Цзю. Но немногие предполагали, что оно окажется таким безнадежным, таким гадким. В чем же значимость этого боя? Во-первых, оно обозначило завершение карьеры одного из двух лучших отечественных боксеров в истории. Во-вторых, именно этот успех определил личность Рикки, который в решающем бою СМОГ. Дальше были Карлос Маусса, Луис Колаццо и много чего еще любопытного. А все началось отсюда, с конца карьеры, возможно, лучшего российского боксера.
4. Олег Маскаев – Хасим Рахман (США), 12.08.2006
Первая их дуэль была драматичнее: прежде, чем вылететь из ринга на столик статистиков и компьютерщиков, Рахман уверенно вел по очкам. Семь лет спустя перед самым завершением поединка впереди был уже Большой «О». Но сила исторической памяти, диспозиция перед поединком, когда заведомым фаворитом был уже много раз битый, но действующий чемпион мира Рахман, и сама многострадальная карьера одного из самых упертых наших супертяжей – все это привело к тому, что яркая, но в целом достаточно ординарная победа российского боксера приобрела совсем другой оттенок. Чемпионство Маскаева длилось недолго, но за это время он успел войти в историю еще раз – как первый российский боксер, дравшийся на родине за чемпионский титул.
3. Сергей Ковалев – Бернард Хопкинс (США), 08.11.2014
Два года назад Ковалев одним поединком сделал заявку сразу на несколько локальных достижений и, одновременно, на второе место в истории российского бокса после одного боксера с косичкой. С другой стороны, сама ситуация была сюрреалистической: российский боксер с одним титулом против почти что 50-летнего ветерана с двумя поясами. Иных бы за это линчевали, но в ринге линчевателем обычно оказывался Хопкинс. Впрочем, в этот раз чуда не произошло, и B-Hop отдал Сергею свои чемпионские пояса WBA и IBF с легкостью неимоверной, проиграв с самым большим треском в карьере.
2. Александр Поветкин – Владимир Кличко (Украина), 05.10.2013
Если бы этот бой не состоялся, то его все равно надо было придумать. Этот поединок стал особенным и вышел далеко за рамки просто бокса и вообще спорта. Так было с боями Луиса против Шмелинга, Али против Формэна, Варгаса против Де Ла Хойи – так стало и с этим поединком. Помимо того, что сошлись лучшие бойцы своих стран, сошлись также и два самых ярких, определяющих их персонажа. И, несмотря на многократно усиленный эффект домашних стен, провокационные выкрики с мест, длительную подготовку – все это не привело Поветкина к успеху.
1. Костя Цзю – Заб Джуда (США), 03.11.2001
Главный – потому что главный. Причем в карьерах обоих участников. Перед боем молодой и даже отчасти проверенный Заб числился фаворитом, особенно после страданий Кости в летнем поединке с заурядным Октаем Уркалом. Начало сенсаций не принесло и четко указало на то, кто в наибольшей степени одарен природой и одновременно... беспечностью. Джуда доминировал в первом раунде, крепко прихватил Костю во втором, но заигрался, пропустив правый кросс Цзю и отправившись в легендарный «танец маленьких джуд». Всего за два раунда Костя Цзю превратился из сильного, но не звездного боксера в настоящую суперзвезду (нашу первую!), пробравшись с задворок первой десятки P4P в первую же тройку.
? Сергей Ковалев – Андре Уорд (США), 19.11.2016
Боксерский мир сейчас сжался и стал теснее. Но теснота эта мнимая: из той же «десятки» P4P тяжело свести двух в одной схватке. Когда такой поединок происходит, он автоматически становится претендентом на звание самого главного в году.
В случае боя Ковалев – Уорд все еще более закручено. Здесь и геополитика, и разница стилей двух элитных боксеров, и первая настоящая попытка Уорда закрепиться в новом весе, и много чего еще. Но главное – это бой за второе, а, может быть, и первое место в рейтинге лучших вне зависимости от веса. На 2-м месте российские боксеры уже были. Лучшими – никогда.
Ковалев против Уорда. Что нужно знать о главном бое года
Фото: rusboxing.ru; Gettyimages.ru/Kevork Djansezian, Alexander Hassenstein/Bongarts, Matthias Kern/Bongarts; globallookpress.com/Dmitry Golubovich/Russian Look; Gettyimages.ru/John Gichigi; REUTERS/Darren Staples; Gettyimages.ru/Ethan Miller, Al Bello; РИА Новости/Григорий Сысоев; REUTERS/Steve Marcus; Gettyimages.ru/Al Bello