Мечта главы Штази, ставшая реальностью. История самой сложной санной трассы ГДР
С 11 по 12 января пройдет этап Кубка мира по санному спорту в немецком Альтенберге. В этой статье я расскажу почему эта трасса не была бы построена без соперничества армии и полиции, откуда за соревнованиями наблюдал глава Штази и как она процветает в современной Германии.
ГДР после своего основания и создания олимпийской команды сразу же начала доминировать в санном спорте. Минимум одна золотая медаль на каждой Олимпиаде с 1968 года (первая Олимпиада ГДР) по 1988 год (последняя) ярко это показывает. В бобслее ситуация схожая. Восточные немцы долго запрягали — первая олимпийская награда была завоевана в 1976 году, но ехали потом явно быстрее всех в прямом и переносном смыслах. Доминирование ГДР в бобслее было вплоть до конца 80-ых.
В 1976 году на Олимпийских играх в Инсбруке ГДР в полной мере показала кто главный в бобслее и санном спорте. Они выиграли вообще все золотые медали, которые были разыграны — две в бобслее и три в санях. Успех был достигнут и развит благодаря трассе в Оберхофе, где базировался армейский спортивный клуб «Armeesportclub Vorwärts Oberhof» и где была единственная в республике бобслейная трасса. Именно воспитанники этой армейской команды и добились таких потрясающих результатов.
Триумф социалистического спорта для всех, но не для главы Штази Эриха Мильке. Потому что этот успех был связан со структурой и клубом Национальной фольксармии, армии ГДР под руководством Хайнца Гофмана. Мильке же, помимо своих многочисленных должностей, был еще и президентом спортивной группы «Динамо», связанной с полицией и аппаратом госбезопасности. Это была гигантская машина для спортивных достижений, от футбола до легкой атлетики и зимних видов спорта. В зимних дисциплинах «Динамо», штаб-квартира которого располагалась в Циннвальде в Рудных горах, особенно интересовалось биатлоном, в области бобслея и санного спорта «Динамо» отставало от спортивного клуба Гофмана. Это связано с тем, что у министра обороны и его спортивной команды была трасса для тренировок, а у Мильке — нет.
Мильке надо было построить свою трассу. Работы начались в 1982 году в условиях строжайшей секретности по приказу лично министра Штази. Санная трасса находились под контролем Министерства государственной безопасности (МГБ), которое отвечало за нее даже после завершения строительства и вообще пока само не было распущено в 1989 году. Проектирование осуществлял Научно-технический центр спортивных сооружений (WTZ) в Лейпциге , за структурную реализацию отвечал Дрезденский угольный и энергетический строительно-монтажный комбинат , а холодильную технику взяла на себя компания VEB Maschinenfabrik из Галле.
Строительство было завершено осенью 1983 года. Однако тест-драйвы, проведенные бобслеистами (будущими олимпийскими чемпионами) Вольфгангом Хоппе и Дитмаром Шауэрхаммером, показали, что бобслейная трасса слишком сложна и психологически непригодна даже для гонщиков мирового класса того времени. Среди гонщиков-испытателей произошло несколько аварий, и Хоппе, лучший пилот мира того времени, счел трассу «неуправляемой».
Во время реновации своей другой санной трассы — в Оберхофе — ГДР приобрела значительную часть проектной документации с расчетной моделью самой трассы у западногерманской инженерной фирмы Deyle из Штутгарта. Более того трасса в Оберхофе была построена еще в объединенной Германии и ГДР только обновляла ее. Как такового собственного опыта строительства таких сооружений у страны не было. Пришлось пересматривать весь проект. Бобслейная трасса была почти полностью перестроена в период с 1984 по 1986 год. Из 17 поворотов на трассе 10 были полностью переделаны, а еще 6 были частично изменены. В итоге затраты на строительство, первоначально рассчитанные примерно в 150–160 миллионов марок ГДР, по оценкам экспертов, достигли 350 миллионов марок.
В марте 1986 года, еще практически в условиях строительной площадки, прошли первые официальные соревнования — чемпионат ГДР по бобслею в двойках. Официальное открытие и сертификация FIBT (международная федерация бобслея и тобоганна) и FIL (международная федерация санного спорта) состоялись в 1987 году. На трассе в Альтенберге спортсмены из Восточной Германии сумели подготовиться только к одной Олимпиаде — Калгари-1988. Результат, правда, впечатляющий — шесть медалей в санном спорте и три в бобслее.
Через 2 года после той Олимпиады ГДР прекратила свое существование. Вместе с ней и Штази. А вот спортивный клуб «Динамо» остался, правда в другой форме. Более того, бобслейная четверка бывших динамовцев выиграла золото на Олимпиаде в Лиллехаммере-1994, но уже за объединенную Германию. Разгоняющий Харальд Чудай, как стало известно за 2 года до тех игр, работал информатором Штази и передавал органам госбезопасности сведения о напарниках по саням.
В самом Альтенберге среди регулярно присутствующих на соревнованиях ГДР, особенно на первых турнирах, был все тот же тогдашний глава Штази Мильке. Однако наблюдал за заездами он не с трибун, а из специально отведенной для него комнаты в здании рядом с трассой. Многого из происходящего на трассе оттуда не было видно, но можно было очень хорошо полюбоваться главным элементом — таблицей результатов, где среди лучших часто стали появляться имена динамовских спортсменов.
Ну и самое главное. Трассу сохранили после объединения Германии, и сейчас это прекрасное место для тренировок как немецкой команды, так и иностранцев. Альтенберг стал постоянным местом проведения этапов Кубка мира, а также многочисленных чемпионатов Европы и мира. За время эксплуатации трассу неоднократно модернизировали и реконструировали. Сейчас альтенбергская санная трасса считается одной из самых сложных и опасных в мире.