World Open. Финал. Робертсон против О’Салливана
Едва ли кто-то будет отрицать, что состав финала World Open 2010 очень близок к определению «оптимальный», причем и в плане зрелищности, и в плане рейтинга. С одной стороны, мы имеем нового лидера мировой классификации, впервые разбавившего гегемонию ветеранов Тура, действующего чемпиона мира, наконец, текущего обладателя собственно шотландского трофея, австралийца Нила Робертсона, а с другой – кумира миллионов снукерных фанатов со всех концов планеты Земля, Ронни О’Салливана (о его позиции в мировой табели и последних рейтинговых успехах умолчим покамест).
Путь к решающему матчу сложился у оппонентов по-разному: Ронни без особого труда преодолел все стадии турнира, не показав, по большому счету (выведем за скобки максимум), той игры, которую отчаянно ожидают его болельщики со времен победного чемпионата мира, в то время как Нилу пришлось изрядно попотеть уже в 1/8 с упрямым Эндрю Хиггинсоном, да и если верить букмекерам, выходец из Океании вовсе не был безоговорочным фаворитом полуфинала против Марка Уильямса. Тремя убедительными брейками сметя со стола валлийского противника, Робертсон расчистил путь к финалу, доказав сомневающимся, что вовсе не случайно носит корону сильнейшего снукериста планеты 2010 года.
Зрительский антураж был, безусловно, огромен, да и в недостатке мотивации соперников трудно заподозрить, как ни крути, на кону победа в полноценном рейтинговом турнире, а их, как известно, много не бывает. Дебютная партия вышла, пожалуй, самой драматичной и напряженной из всех: Нил Робертсон мгновенно воспользовался небрежным разбоем Рона, но развить успех серией не сумел, Салливана же подвела неаккуратность при исполнении несложной оттяжки, фолом оборвавшей потенциально победный брейк. Австралийский игрок ответил ровно таким же набором очков (43), в шаге остановившись от финишной черты – началась упорная борьба за зеленый шар.
Решить исход этого локального противостояния вполне могли не свойственная Робу неточность при выполнении рядового дальнего и странное решение играть более сложный шар при объявлении свободного. Впрочем, завоеванного преимущества было достаточно, чтобы домучить первый розыгрыш с выгодным для себя результатом – 1-0 в пользу Нила Робертсона.
Фрейм второй очень контрастно осветил как сильные, так и слабые стороны игры намбервана – снайперскую точность дальних атак (даже и под большим давлением) и присутствующие шероховатости при ведении позиционной атаки (выходы и подбои все-таки временами оставляют желать лучшего). Но, надо заметить, во втором компоненте игры Нил ощутимо прогрессирует в последнее время (по крайней мере, по моим скудным наблюдениям), что можно считать правильным курсом по направлению к абсолютному доминированию в Туре. Видео сотенного брейка в двух частях можно обнаружить в хвосте заметки.
Третья партия матча – единственная, победу в которой одержал Ронни О’Салливан. Добыта она была в напряженном противоборстве отыгрышей, собиравших красные вокруг левой угловой лузы, что, как казалось, могло продолжаться целую вечность, если бы РОС случайно не уронил по отыгрышу красный, еще и не уведя биток на дальнюю половину стола. Ключом к удачной развязке послужил последовавший затем снукер за прижатый к короткому борту желтый и плохой выход из него Нила Робертсона. Помимо хорошего полусотенного брейка, подтвердившего спортивную готовность О’Салливана к продолжению борьбы, хотелось бы поделиться еще одним незначительным наблюдением, показавшимся интересным.
Нил Робертсон, когда сорвался первый его короткий заход, имел прекрасную возможность сделать хороший снукер, просто подкатив биток к коричневому, но вместо этого предпочел оттянуть его к короткому борту, предоставив ответный ход сопернику. Честно говоря, объяснение сему необычному поступку у меня было только одно: Нил прекрасно отдавал себе отчет в том, насколько трудным будет отыгрыш Ронни, который неизбежно должен оставить какую-никакую возможность дальней атаки. Выходило, что Робертов сын был готов по максимум эксплуатировать свое дальнобойное преимущество, не боясь оставить искусному брейк-билдеру О’Салливану отличную позицию в случае промаха.
Впрочем, ожидания, что с этого момента Нил чуть ли не потеряет последние остатки совести и осторожности, бросаясь буквально на каждую возможность уложить красный через весь стол, не оправдались, но чудить двукратный обладатель кубка Гран При от этого не перестал. В четвертом фрейме матча еще без сколь-нибудь значительного набора очков Нил не захотел играть с «Ракетой» в кошки-мышки и мощно запустил битком по скоплению шаров, да так, что те разлетелись по нижней половине стола с приличным размахом.
На подобные трюки соотечественник Робертсона Квинтен Ханн замечал, что шансы на успех не меньше, чем 50 на 50, хотя убедить в этом снукерную общественность оказалось делом непосильным. Только несчастливое стечение обстоятельств помешало Ронни наказать оппонента за эту выходку равным счетом – простецкий розовый махнул мимо лузы и подарил победу австралийскому блондину.
Для закрепления преимущества «Мельбурнской Машине» пришлось долго пыхтеть над обузданием неблагоприятной позиции, напрочь исключавшей из игры черный и розовый шары. Забив в цель кучу снарядов, Робертсон остановил счетчик на скромной отметке в 66 шаров, чего, однако, было достаточно при трех остававшихся красных. Теплившаяся еще в сердцах самых преданных фанатов Ронни О’Салливана мечта о внезапном переломе в игре в этот момент окончательно потухла.
Ничем примечательным последний фрейм финала отмечен не был – игра Нила навевала тоску, а Рон не реализовал предоставленный ему шанс, не сумев решить проблему прижатого к синему шара на середине стола. Упоминания заслуживает разве что потрясающий выход от трех бортов на розовый матчбол, оформивший шестую рейтинговую победу Нила Робертсона в шестом по счету финале.
Если среди снукерных болельщиков были те, кто перед началом турнира (на фоне провальных выступлений в PTC и Шанхае) всерьез задавался вопросом о заслуженности мирового триумфа скромного австралийского парня и его способности продержаться на вершине рейтинга, задайте его себе еще раз. Признаться честно, я сам никогда не являлся (и сейчас не являюсь) поклонником игры Нила Робертсона, считаю ее далекой от идеала, но не признать, что на сегодняшний день 28-летний уроженец Мельбурна имеет богатый арсенал для победоносного похода за новыми титулами, было бы крайне неразумно.
Нил пока весьма далек от типичного «all-around» профи, но видно, что он работает над собой и, как сам признается, черпает теперь уверенность еще и от завоеванных им высоких наград. Ну, а болельщикам Ронни, наверное, пришла пора признать, что их идол едва ли когда-нибудь еще засияет так ярко, как это было еще два-три года назад. Буду рад ошибаться…
Привет из 2014-го!