5 мин.

Сборная России, новый сезон: персоналии. Тоша.

Талант – это всегда прежде всего тяжкий труд. Если ты талантлив изначально, ты, конечно, можешь принять оно как данность и на этом остановиться. Но пройдёт некоторое время и больше тебя сможет сделать тот, у кого природных способностей пусть не столько, сколько дано тебе, но кто больше и упорнее над ними работал, их растил и совершенствовал.

А что будет, если не останавливаться? Если понять свой талант и осознать, сколько нужно вложить в него труда, чтобы он, большой но пока трудноосязаемый, окреп? Чтобы воплотить в жизнь ту «перспективность» (слово-то какое равнодушное), которой тебя наделяют все вокруг, этот талант видя? Чтобы не разочаровать тех, кто результатов этого таланта от тебя ждёт.

Что тогда будет – нам предстоит увидеть уже ни много ни мало в будущем сезоне.

Антон Шипулин.

 

Тоша.

19 личных гонок.

Места по сезону 74-44-41-36-30-28-26-25-22-20-13-12-11-7-6-5-4.

23 строчка в тотале.

22 года.

Где-то к концу позапрошлого сезона, который получился европейско-непонятным, наступил момент, когда ждать Антона перестали. Ряды болельщиков, стоявших по стойке «смирно» с самого Нове Место, заметно поредели, и в предолимпийской межсезонной болтовне встречала я уже фразы типа «Чудов-то в Ванкувере своё возьмёт, а вот всякие шипулины так и будут неизвестно где». Оскорбилась мну тогда этим словам жутко.

Его же передерживали, его же мариновали во втором эшелоне, надеясь, что оно пойдёт молодому дарованию на пользу. Когда поняли, что никакой пользы кроме вреда нету – на 180 градусов развернули направление стратегии и бросили Шипулина в самое пекло без права на отпуск.

После эстафеты я спросила у него:

- Какая она, Тошк, Олимпийская медаль? Тяжёлая?

Он ответил:

- Очень тяжёлая. Я нереально устал, и физически и психологически.

Ещё бы, ёпть. Та в начале сезона никто не в курсе был, поедет ли вообще Шипулин в Ванкувер! А тут – с маху пять стартов! Причём сам Антон и не мыслил даже о том, чтобы какую-то из этих гонок пропустить на пользу другой. Вы смеётесь? Это же Олимпийские Игры! Это же каждый раз новый шанс! Тошка ж максималист по натуре, максималист на всю голову. Пример: в первое своё межсезонье с основой он выполнял не строго те нагрузки, которые ему давали тренеры, а бОльшие. Перерабатывал, кароч, думал, что от этого потом результаты выше будут. Ну и перегрузился в итоге вхлам, на весь сезон...

А ведь если грамотно и целенаправленно подойти к этому предмету, то у Антона есть одна очень важная черта: силу он набирает постепенно. Уже даже в минувшем году вырубило по-настоящему его только в конце февраля, в Ванкувере. Правда, вырубило на все оставшиеся этапы, но это из-за того, что у нас в стране не дано среднего арифметического, нас бросает из крайности в крайность, причём спортивные тренеры – самое яркое этого воплощение. А до Игр ведь Тоша шёл по восходящей: тридцатка, пятнашка, восьмёрка, четвёртое место, вплотную подобрался к пьедесталу. И осязаемый шанс на личную медаль в какой-то из гонок Уистлера был, отстреляй Антон в ней на ноль. Или пропусти ту злосчастную индивидуалку, по сути не давшую нам взять эстафетное золото.

Хладнокровно расстрелянные установки и два круга дистанции, пройденные в хорошем темпе, дали понять: справится! Но на третий круг, на последние 2,5 километра, на последние десять минут этой Олимпиады Антона уже не хватило. Он отдал ногами почти сорок секунд чистого времени. До финиша доходил уже без сознания, на автопилоте задел рукой плечо Чудова, передавая этап – и рухнул на снег.

И здесь мы понемногу подходим к тому, что есть ключевой не недостаток, но вопрос становления Шипулина, как биатлониста. Антон способен проводить сезон на одном, ровном и, самое главное, высоком уровне. Как раньше Бьорндален. Я не о феномене сейчас, я о стабильности. Стабильно, либо поступательно. И вот так идёт он в узенькую горку, идёт-идёт-идёт и вдруг бах! – спотыкается, не удерживается и кубарем катится вниз к подножию. Когда первый раз удержится на этой горке до конца, вот тогда и будет нам, ребята, счастье. В любом виде спорта ведь так, для любого спортсмена: если ты победил самого себя, ты сможешь побеждать и других. И это не только в широком и общем смысле, в одном отвлечённом старте всё точно так же. Даже пример понятнее: заключительная петля. Тянет Антон гонку, тянет, уходит с последней стрельбы – и как будто подменили биатлониста, что-то рвётся, теряется равновесие, груз не сдержать и снова вниз кувырком.

Последний круг – это отдельно взятое олицетворение главной проблемы Антона, прямо противоположное Устюговскому козырному тузу. Там, где Женя стрижом взлетает на любой тягунок, Антон тяжко отвоёвывает у дистанции каждый метр. И вот раньше точно такая же проблема была ни за что сейчас не поверите, у кого. У Ванечки Черезова. И было ещё хлеще: как бы Ваня ни старался и ни мучился, в гонке его вырубало уже на второй половине дистанции. Непонятное творилось и по сезону: вроде четвёртые-восьмые, а к весне – здравствуйте, подвалы пятидесятых-семидесятых.

Ваня начал преодолевать это только годам к 26-27. Антон по всем признакам должен раскрыться пораньше.

Перед грядущим сезоном ему исполнится 23 года, для от природы одарённого биатлониста – самый расцвет: из последних примеров достаточно вспомнить Чудова или Свенсена. Шипулин, безусловно, другой по всем параметрам, потому что талантливые даже в одной области люди – всё равно всегда разные, но факт есть факт: пора.

И очень знаковой в этом плане получилась рупольдингская эстафета. Помните лицо Барнашова тогда? «О_о». То есть что Шипулин априори умеет вот так проходить гонку, наш тренерский штаб не догадывался. Сам же Антон это знал и знает, и удивления на его лице не было, промелькнуло на миг: «Якросавец!!» – и тут же мысли унеслись на лыжню.

В той эстафете мы увидели Антона Шипулина, каким он должен быть.