7 мин.

Кто виноват? Русский биатлон достиг дна

Павел Копачев предлагает президенту Союза биатлонистов России Александру Кравцову поступить честно.

alt

Давайте откровенно: российский биатлон превратился в полный ноль не сегодня, когда команда впервые вернулась с чемпионата мира без медалей. В конце концов, чем ЧМ-2016 кардинально отличается от ЧМ-2015? Год назад – на фоне 4 олимпийских наград – тоже было тухло, и только сенсационное золото Юрловой затмило очевидные проблемы.

Проблемы, которые нужно было решать. Проблемы, о которых мы на Sports.ru писали почти каждую неделю. Вместо этого Александр Кравцов, возглавивший Союз биатлонистов в мае 2014-го, предложил «позвонить Домрачевой и Фуркаду».

Мол, у нас все хорошо – лучше спросите, как у других?

Беда нашего биатлона не в спортсменах (сколько талантов выигрывает юношеские и юниорские чемпионаты мира), и даже не в тренерах (Польховский, Пихлер, Королькевич, Хованцев – все они доказывали и продолжают доказывать свою состоятельность), а в руководителях. А точнее – в их решениях, за которые они не несут ответственности.

Это ущербная практика.

Начнем с того, что...

1. Президент в российском биатлоне – фигура не совсем самостоятельная

Биатлону помогает (и это здорово!) губернатор Тюменской области, член Правления СБР Владимир Якушев. Его регион готовится принять этап Кубка мира, там построен замечательный комплекс «Жемчужина Сибири», именно Якушев настоял на выборе тренером Рикко Гросса (он понравился Гараничеву и его личному тренеру Максиму Кугаевскому) и нашел под него финансирование.

Сам Кравцов, говорят, был против Гросса и дробления команды. Но пришлось «прогнуться».

Возможно, Кравцов был и против того, чтобы Гросс уехал с американского этапа Кубка мира и готовил Гараничева (вместе со Слеповым) к... чемпионату Европы.

Вы только вдумайтесь: формально старший тренер бросил ВСЮ команду перед главным стартом – чемпионатом мира, чтобы подготовить лучшего тюменского биатлониста к домашнему Евро?

Пока немец был с Гараничевым в Обертиллиахе, команда гоняла в Преск-Айле, а потом тренировалась в Питере (несколько дней без Гросса). На подмогу приехал даже опытный Николай Лопухов.

Это разве не нонсенс? Кто за это в ответе? Кто это разрешил? Или президент Кравцов был не в курсе?

За что отвечает Рикко Гросс?

alt

Губернатор Тюменской области Владимир Якушев помогает русскому биатлону

***

Правильно ли, что интересы одного – пускай и сильного, богатого региона – превыше остальных? Более того, эти интересы влияют на подготовку всей сборной.

Правильно ли, что президент СБР параллельно директор Центра спортивной подготовки (ЦСП)? Как можно заниматься двумя большими делами одновременно?

Порядка в доме нет тогда, когда отсутствует хозяин. В биатлоне хозяина нет уже два года.

2. Проблемы с деньгами и спонсорами

Нет результатов – нет и спонсоров. Можно, конечно, кивать на кризис, но с деньгами у СБР сейчас не очень радостно. Многие спонсоры ушли после Олимпиады – «Мегафон», «Альпари», «Согласие», «Рособоронэкспорт». На смену почти никто не пришел.

В приватных разговорах спортсмены и тренеры жалуются. Нет доплат, нет денег на поддержку детских школ, сократились командировки, стали реже проводиться судейские и тренерские семинары.

Допускаю, Кравцову не хватает опытного помощника. Но в его же компетенции решить этот вопрос. Но он до сих пор не решен. Не считать же серьезным помощником Александра Тихонова?

3. Непонятная структура управления сборными

Прохорова и Кущенко справедливо ругали за то, что была очень запутанная тренерская иерархия. Сейчас, мягко говоря, не лучше.

Есть главный тренер Александр Касперович, который в прошлом сезоне был тренером мужчин и от которого мужчины публично отказались.

Касперович формально пошел на повышение, но реальных рычагов управления у него нет. Достаточно вспомнить, как быстро президент Кравцов, посовещавшись с Анфисой Резцовой, забраковал решение отправить Дарью Виролайнен на Кубок IBU. Как быстро Кравцов дал понять, что не будет «дергать» на этапы Кубка мира молодежь после 62-го места Ульяны Кайшевой?

Зачем нужны тренеры, когда президент вмешивается в их работу?

Кто тренирует мужчин?

Рикко Гросс больше занимается Гараничевым, в нагрузку упали Цветков, Малышко, Слепов. Руководитель аналитического направления ЦСП Андрей Крючков, по сути, удаленно тренирует Шипулина, Волкова и Черезова. В итоге, с Шипулиным полсезона занимался Ярослав Гайдыш, а тренера по стрельбе у этой группы не было.

alt

Антон Шипулин в этом сезоне был непохож сам на себя

Наконец, Андрей Падин подготовил Антона Бабикова, но его в упор не замечали по ходу сезона.

Вы еще не запутались? Тогда продолжаем.

Кто тренирует женщин? Команда не хотела отпускать Владимира Королькевича, который проделал большую работу в постолимпийском сезоне, но Кравцов решил иначе. И формально поставил старшим Сергея Коновалова, а его замом сделал своего давнего друга Сергея Ефимова. В итоге, Ефимов объективно рулил процессом, но за провал в ответе... Коновалов. Интересно, да?

alt

Сергей Ефимов отвечал за функциональную подготовку женской команды

Наготовили команду все эти люди на 0 медалей. Сейчас можно говорить все что угодно: этот 0 (ноль) как оценка сезона. Как оценка работы всего СБР.

0 медалей в 11 гонках: до чего докатилась Россия в биатлоне

4. В команде не хотят тренироваться

В итоге, мы получили сборную, с которой компетентные тренеры уже не хотят связываться (кому интересно получать советы сверху?). А топ-спортсмены стараются бежать от централизованной подготовки, где непонятно, кто и за что отвечает.

И вот уже Подчуфарова, имея перед глазами примеры Юрловой и Шипулина, готова уйти хоть сегодня.

Я уже молчу, что нет внятных критериев отбора, нет внятной ротации, нет доверия молодежи, нет четкой стратегии.

Давайте признаемся, чего мы хотим? Какие у нас были планы на этот ЧМ? А на Олимпиаду-2018? Какой путь мы изберем в отношении женской команды? Как быть с эстафетами, которые мы проигрываем с 2011 года? Что мы готовы изменить в подготовке?

5. Как не потерять резерв?

На уровне Кубка мира все наши чемпионы-юниоры теряются и до 25 лет ходят в перспективных. Цветкову и Бабикову по 24, какие у них достижения? Доминик Ландертингер в 20 уже был чемпионом мира, Йоханнес Бо взял золото в 21, его брат Тарьей – в 22.

Кто у нас брал золото в таком возрасте? Кто у нас бегал на этапах Кубка мира так рано?

Это важный вопрос, который затрагивает всю систему подготовки. О нем нужно говорить публично, аргументированно.

Где растут баобабы? О самом громком провале русского биатлона

6. Новый допинг

Наконец, нам обещали, что больше не будет допинга. Президент СБР очень хорошо знаком с делом Юрьевой и Старых. Он его знает лучше и глубже, чем мы с вами.

И вот на милдронате попался биатлонист команды «B», двукратный чемпион мира среди юниоров, победитель этапа Кубка IBU Эдуард Латыпов. Это важная история: руководитель ЦСП, один из самых опытных чиновников в российском спорте, не уберег даже свое ведомство.

***

Нужно ли совмещать дальше?

Фото: biathlonrus.com/Евгений Тумашов, медиа-служба СБР; РИА Новости/Владимир Сергеев, Константин Чалабов; biathlonrus.com/Андрей Аносов, медиа-служба СБР