Квота, новый поворот. Русский биатлон влип в историю
Женская сборная России потеряла максимальную квоту на Кубок мира. Вячеслав Самбур – о том, что это значит.
Сначала – короткий ликбез для тех, кто следит за биатлоном с интересом, но без фанатизма и погружения.
Что вообще случилось?
Женская сборная России не вошла в топ-5 Кубка наций и потеряла право выставлять в следующем сезоне максимальную квоту спортсменок – шестеро на любую личную гонку.
Сам по себе Кубок наций – трофей не то чтобы второстепенный, но слишком непубличный. О том, кто его только что выиграл, через полгода вспомнят разве что сами победительницы – немки. Другое дело, что сваливаться ниже конкретной планки тут нельзя.
Что это означает?
В личных гонках следующего сезона от России будет участвовать не более пяти биатлонисток. Без всяких оговорок, это полный провал – репутационный, спортивный, менеджерский.
С нашими женщинами подобное происходит не впервые: по итогам сезона-08/09 команда тоже лишилась права выставлять на личные гонки максимум спортсменок. Но тогда расклад изменили пересчеты – Россия потеряла уйму очков после дисквалификации Альбины Ахатовой и наслаждающейся сейчас жизнью Екатерины Юрьевой.
Теперь пересчетов ждать не следует (правда, на сайте СБР до сих пор нет новости) – сборная заняла то место, на которое готова.
Почему я не буду звонить Домрачевой и Фуркаду? О будущем русского биатлона
Трагедия?
Конечно, нет, но мощное и, пожалуй, главное поражение Союза биатлонистов и его нового президента.
Последний раз русские биатлонистки брали Кубок наций три года назад – не поверите, при Вольфганге Пихлере в первый сезон его работы. Немец тогда подчеркивал достижение (возможно, потому что с другими было так себе), но не всегда встречал понимание. Затем его сборная забиралась и на третье, и на четвертое места, между которыми нет принципиальной разницы – квота все равно сохранялась.
Вот такое наследие от Пихлера и «ё-руководства» получили пришедшая к власти команда Кравцова. Для падения хватило одного года. Понятно, что сборная лишилась Зайцевой и Вилухиной, но ни одного заезда в призы в эстафетах – это как?
А был ли геноцид? Что сделал Пихлер с женским биатлоном в России
Можно ли было спасти квоту сегодня?
Теоретически – да, хотя задача стояла тяжелейшая. Без углубления в подсчеты, требовалось, чтобы три россиянки попали в топ-10 при очень средненьком выступлении украинок. Украина, как ни странно, подарила шанс – но в ответ на их неважную гонку российская команда провела свою отвратительную.
Разумеется, квоту мы проиграли не в Ханты-Мансийске, а где-то в череде из шести эстафет. При этом у сегодняшнего завала есть кое-что общее с затянувшимися командными неудачами – ни там, ни тут команде не хватило стрельбы.
В ключевые отрезки сезона наши биатлонистки, которым трудно рассчитывать на суперскорость, еще и неприлично много мазали. Напомним, стрельбу сборной ставит Сергей Коновалов – молодой специалист, уже второй раз получивший должность именно в женском составе.
Почему сокращенная квота хуже максимальной?
Ответ на поверхности: так тормозится развитие всего женского биатлона. Несколько лет назад IBU сократил квоту искусственно – раньше от топ-сборных стартовало по семь человек, с сезона-10/11 – уже по шесть. Руководители, тренеры и гонщики элитных команд не обрадовались реформе, но тогда она хотя бы коснулась всех.
Теперь Россия сама создала себе новые условия. Для лидеров – Глазыриной или Юрловой – вряд ли что изменится. А вот тренеры, резерв и молодежь пострадают существенно: разрыв между четвертым-пятым-шестым-седьмым номерами обычно невелик – определить, кто сильнее, можно только через крупные старты. Теперь пространства для эксперимента и маневра серьезно уменьшатся.
Нас ждет новый поворот...
Полные результаты женского спринта в Ханты-Мансийске
Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов
И самое смешное, что в этом ужасающем провале Губерниев и Ко без зазрения совести обвиняют Пихлера и прежнее руководство.
Прежде всего надо понимать, что сборная команда - это вывеска на фасаде. А вывеска, известно, определяет суть того, что находится внутри - товары, услуги, производство или, скажем, отечественный биатлон.
Или еще проще, сборная - это даже не верхушка айсберга, это оконечность его верхушки. А весь национальный биатлон - уходит далеко под поверхность воды. Он, биатлон, многоступенчат - от малышей детских школ до четверки участников гонок на Главных стартах.
Ветераны биаРаздела - Фигаро, Арш, Медведь, другие ребята, помнят, что еще с конца 2010-го я не переставая писал о нашем большом отставании от западных стран в методиках и квалификации тренеров. Если сюда заглянет Ксения Phantasmal, она подтвердит, что еще давным-давно в материале для ее журнала ASM я много, подробно и эмоционально писал именно об этом же.
Видя ситуацию изнутри, а не 4 месяца в году на телеэкране, я поначалу был рад приходу Прохорова, слабо надеясь, что он попытается менять положение дел кардинально и комплексно, но быстро убедился, что этого не произойдет.
Здесь и сейчас только ленивый не пишет о якобы искусственных шлагбаумах на пути молодежи в главную команду. А зачем им в первую сборную? И отсюда: а зачем нам полная квота?
А чтобы выкатывать на КМ - ответят мне... как отвечали друг-другу тысячи раз.
Моя бы воля, за это слово "выкатывать", применяемое всеми и повсеместно, банил безжалостно.
Уровень, квалификация, мастерство - закладывается и развивается в тренировочном процессе. Соревновательный процесс - мастерство шлифует, убирает шероховатости. Приобретение опыта - лишь малая часть отдачи от гонок. Собственно, и гонок в соревновательном календаре достаточно для всех - от мала до велика.
И много ли наших девочек вы назовете, способных сейчас, при их шлифовке на КМ, встать на соседние ступеньки пьедесталов с немецкими экс-юниорками...
В том и суть, что ни наши тренеры всех (!) уровней, ни гастролер Пихлер, не владеют достаточной квалификацией, чтобы обеспечить переход талантливой молодежи в биатлонную элиту. Случайно, хаотично - может что-то удачное получиться. Планомерно и последовательно - нет.
А почему у ребят, в целом, достижений побольше, чем у девочек - тут нет парадокса, более дотошные могут поискать статистику набора в школы по числу подростков разного пола. Ребят там в разы больше.
Причем, и отсеиваются они в зрелом возрасте реже девушек.
Вот, в частности, потому, что временщики-менеджеры отладку всей системы подменили красочными лозунгами и лакировкой шероховатостей, мы сейчас там, где и наблюдали сегодня по телеэкрану... а в следующем сезоне будем обходится тем числом мест, к которому закономерно пришли за десяток лет, включая, понятно, и те, последние годы Тихонова.
Сказать по правде, текущий сезон меня практически не интересовал, было понятно, что станем двигаться по затухающей инерции. А вот, начиная с весны, будет интересно посмотреть на решения Кравцова по штату и подготовке. На решения - или их отсутствие. Но надежда пока есть.
Вообще, тут можно бы написать много больше и более детально, но для коммента и это чересчур.
Что значит после Пихлера ?
Заканчивается сезон , потом отдых и новая работа , уже никак не связанная с предыдущем годом.
Летом закладывается фундамент на сезон новый , причем тут Пихлер? Что днвчонки так " убиты" , что отойти не могут после немца ?
Бред это.
А что с парнями, где Пихлера не было? Кто их " прибил" ? Лопухов?
Шипулина результаты выкиньте , который базу закладывал самостоятельно и посмотрите на каком месте будет мужская сборная в Кубке наций. Даже с результами Антона сборная провела ужасный сезон , но благодаря Шипулину остались на плаву.
Проблема не в Пихлере или Лопухове .
___________________________________________________________________________________
проблема в их отсутствии
Глазырина, одна из 3х биатлонисток поднимавшихся на подиум в этом сезоне. У неё сейчас полный развал и в ходе и в стрельбе, но разве есть кто-то лучший?
"Нужно стабильно года 3 дать поработать новой команде, тогда и оценивать их."
Согласен с вами, но что-то не припомню, чтобы вы тоже самое говорили в отношении Пихлера. От которого, почему-то, требовали всего и сразу.