2 мин.

Бомбы и тесты

Небольшой полемический пост об информационных бомбах и отложенном тестировании.

 Из блога "Под прицелом"

Одна из версий, почему результат всплыл именно сейчас – желание IBU сбросить бомбу перед стартом сезона, как они уже неоднократно делали – перед чемпионатом мира-2009 и Олимпиадой-2014... В таких случаях вообще принято привязывать скандал к какому-нибудь другому резонансному событию: в 2009-м это был ЧМ, в 2014-м – Олимпиада, сейчас – старт сезона.

Допинговые скандалы перед началом или во время крупных соревнований играют против IBU, потому что отталкивают болельщиков, создают больший резонанс, чем во время межсезонья, когда к биатлону меньше внимания. Это касается любого вида спорта. Сейчас, перед началом сезона, люди больше обсуждают допинг, чем фаворитов Кубка мира. Допинговые скандалы вообще не выгодны федерациям, но в такие моменты они не выгодны особенно.

Посмотрим на другие соревнования. В этом году веломногодневка "Тур де Франс" завершилась 27 июля. О результатах тестирования было объявлено 3 сентября - спустя 37 дней. Про положительные тесты Юрьевой и Старых стало известно 28 января, пробы брались 23 декабря и 1 января. Между первым забором и появлением информации прошло 35 дней. Отсюда следует простой вывод, что даты объявления результатов не подгонялись к событию.

По тесту Логинова вердикта не было целый год. Проба так и висела, и было трудно понять – то ли нераспакованная, то ли не до конца проработанная. Команду это беспокоило – люди понимали, что это не просто сбой системы, а сигнал о том, что по пробе ведется работа.

Иногда лаборатория не может однозначно назвать пробу положительной или отрицательной. В ней видят отклонения, но эти отклонения недостаточны для того, чтобы вынести решение. Одна лаборатория в этой ситуации может сделать запрос в другую, чтобы получить "второе мнение" по аномальной пробе.

IBU уже объяснил (раз и два), что осенью появился новый тест на эритропоэтин. Поэтому было решено повторно проверить старые пробы, которые вызывали вопросы. Срок хранения старых проб составляет восемь лет, с 1 января он будет увеличен до десяти. Повторное тестирование допинг-проб бывает достаточно редко, однако оно укладывается в существующие правила.

Решение о повторном тестировании принято международной федерацией, это также может делать, например, Международный олимпийские комитет. Так было в 2008 году, когда спустя несколько месяцев после Игр в Пекине появился новый тест на EPO и были повторно проверены олимпийские допинг-пробы.

Кроме того, с эритропоэтином сложность в том, что он быстро выводится из организма, а спортсмены применяют микродозы, которые трудно обнаружить. Скорее всего, вопросы лаборатории возникли из-за этого.

И еще один момент, о нем болельщики постоянно забывают. Главная функция WADA - составление антидопинговых правил и аккредитация лабораторий, WADA не выносит решения по дисквалификациям.

Международное агентство практически не тестирует допинг-пробы, этим занимаются независимые лаборатории в разных странах мира. WADA практически не устраивает заборов проб, это делают допинг-офицеры международных федераций или национальных антидопинговых комитетов. В прошлом году в легкой атлетике процент протестированных WADA проб составлял меньше процента - 0,4%, в биатлоне - 4%. Как видно, участие агентства в непосредственной работе с допинг-пробами очень скромное.