«Что есть, то есть». Как реагировать на неудачи российских биатлонистов
Павел Копачев – об очередной безмедальной гонке российских биатлонистов и экспресс-общении со старшим тренером Николаем Лопуховым.
Фото: РИА Новости/Александр Вильф
«Что есть, то есть» – лучше этой фразы, которую олимпийский чемпион Ванкувера-2010 Евгений Устюгов произнес после масс-старта Сочи-2014, пока никто и ничего не сказал. Эта фраза рискует стать крылатой, потому что точнее прокомментировать выступление биатлонной сборной России нельзя.
Ну или пока нельзя – потому что практически все молчат. То ли ждут эстафет, где за два последних чемпионата мира мы не взяли ни одной медали, то ли пока действительно нечего сказать. Президент СБР Михаил Прохоров и исполнительный директор Сергей Кущенко за все Игры не проронили ни слова. По слухам, все в довольно скверном настроении.
Оно и понятно: две медали в восьми гонках. Ни одного личного золота, чего с нами в российские времена не случалось. Если топтаться, можно вспоминать и другие антирекорды. Но, пожалуй, еще не время. Есть три эстафеты. И если у девчонок и парней проснется ответственность, то медали будут. Ну не совсем они все-таки плюшевые, в конце концов.
Единственный, кто пришел на встречу с журналистами (за что ему респект) – старший тренер мужской сборной Николай Лопухов. Держался достойно, но главных причин, почему происходит так, как происходит, все-таки не назвал. Возможно, еще не время. Возможно, просто не смог сформулировать. Николай Петрович – человек, которому всегда тяжело подбирать слова. Красноречивым его не назовешь.
Из всего общения, которое длилось 12 минут, можно сделать только два важных вывода. 1) Волкова и Логинова в обеих эстафетах мы, скорее всего, не увидим. 2) Наши спортсмены – ранимые.
А так – только тезисы.
О масс-старте
– Длительные переносы гонки, конечно, сказались. Хотя мы вчера беседовали, и хотели, чтобы ребята отработали хорошо. Но стрельба сегодня неудовлетворительная – ход как будто в порядке, а вот стрельба: три, четыре промаха... Это, конечно, много. Смазчики поработали. Я знаю, что у Миши Колоскова еще за 30 минут были проблемы с выбором смазки.
О психологии
– Я бы не сказал, что ребята нервничают. Конечно, перед стартом пульс повышается, но в целом достойно подходили к гонкам. Тем более с командой работает психолог.
Об уходе Шипулина
– У нас такая ситуация: с каждым мы обговариваем дневную программу, и каждый спортсмен тренируется по индивидуальному плану. В 10-11 часов – кросс, катание на лыжах, спортзал. а затем комплексная тренировка. Никакой опеки нет. А с Польховским, как вы знаете, Шипулин тренируется с октября. Но что такое ушел? Он искал свой путь. И в его уходе много спорных моментов. Я не хочу пока об этом говорить. Но если бы не ушел, он бы мог стать олимпийским чемпионом. Пока у него яркого хода нет. Конечно, обидно, что в спринте мог взять золото.
- Там у него как раз был лучший ход. А в пасьюте даже не вошел по скорости в топ-30. Чем это можно объяснить?
– Трудно сказать... Я сам задаюсь этим вопросом. Когда мы проводим контрольные тренировки, то все рядышком. А на стартах ребята проигрывают по несколько минут друг другу.
Об эстафете
– Я думаю, что заключительный этап должен бежать Антон. Он умеет собирает волю в кулак, аккумулировать энергию вокруг себя.
- А почему Волкова поставили не в первую группу?
– Ну мы видим по функционалке, кто и на что готов. Женя Устюгов мог выбирать, в какой группе бежать – он поставил себя во вторую. У многих было мнение, что вторая и третья группы будут лучше, чем первая.
О Логинове
- Перед спринтом контрольную тренировку выиграл Логинов, а бежал Малышко. Почему?
– Ну у нас не контрольные тренировки, а развивающие точки. У нас отобранный состав был еще до Олимпиады, а проблема Саши и моя личная – три старта на этапах Кубка мира неудачно выступил в трех спринтах. Он очень одаренный человек, но есть проблемы психологического характера.
***
Если уж Николай Петрович недоговаривает, то и мы оставим свои догадки в стороне. Самая главная: насколько эта команда правильно (физически или психологически) подготовилась к Играм? И не так уж важно, кто виноват – Лопухов, Коновалов, Польховский или кто-то другой.
Нет результата. А есть опустошение.
Таких судьба обычно одаривает и предоставляет шансы..И почему-то уверена, что завтра с эстафетой он справится (на всякий случай, сплюну 3 раза)...
Вот Свендсен, ситуация у него была не лучше Антона, а таки собрался..и выдал "гонку всей жизни" не взирая на прошлые олимпийские регалии...и слезы на финише лишь подтверждают то, в каком напряжении и концентрации он находился...Вот откуда у него такая способность на мобилизацию? Почему он смог, а Антон - нет? ...вот где нужно искать причины и резервы...
-----------------------
Ключевые слова. А потому что им три года внушали: "у нас в сборной нет лидера", "у нас вся команда ровная", "у нас любой может может выстрелить". И парень выходит на гонку с ощущением, что он не лучше других, что он такой, как все. Отбили желание принимать на себя ответственность за других, ставить перед собой амбициозные задачи, драться, преодолевать. Из команды потеницальных победителей вырастили команду крепких середняков, которые глубоко не провалятся, но и выше головы не прыгнут.
Кайшева - ну, пока больше авансы, конечно.
А нет никаких причин. Карма, понимаешь ли. Ну в чем причина того, что Шипулин махнул десятым мимо? А сестра - попала? С ее-то процентовкой?
****
А что меняется, раз они домашние? Наоборот, задачка та еще - плюс горы, что яро добавляет экстрима и непредсказуемости.
Накажут невиновных, наградят непричастных, сменят руководство - и какому-нибудь из руководств повезет с Логиновым или Кайшевой. Скорее рано, чем поздно. В следующем сезоне Сашка наверняка будет в десятке, как минимум, Кубка мира и привезет золото с чемпионата мира. У девчонок подтянется Подчуфарова и начнут убивать об лыжню Кайшеву (надеюсь, еще сезон-другой у тренеров хватит ума делать это аккуратно).
Понимаешь, россиянам могло повезти - ну, скажем, в спринтах махнула бы разок мимо Кузьмина и попал бы Шипулин. Ну, было бы два золота. Что по сути поменялось бы? Не повезло - и сразу просто бездна отчаяния. К чему?