6 мин.

Доминанты и челленджеры. Как изменился биатлон за год

Доминанты

Скоро Гонка чемпионов, и сезон не то закончился, не то продолжается. На днях смотрел тюменские соревнования: с одной стороны – гонки, Макарайнен, Вилухина, Шипулин, все дела, а с другой – так, игрушки. Но помимо того, что такие игрушечные гонки создают биатлонное послевкусие, они возвращают к мыслям о биатлоне серьезном, и захотелось порассуждать о том, как изменился облик этого серьезного, кубкового биатлона за прошедший сезон. А он изменился.

В прошлом году все разговоры сводились к тому, какие они разные – мужской биатлон и женский. У парней – конкуренция, победить может любой спортсмен из топ-30, а у девушек первые места разыгрывает «закрытый клуб», и входящих в него спортсменок можно пересчитать по пальцам одной руки. За прошедший сезон ситуация в корне изменилась, и оба биатлонных пелетона теперь организованы по одному принципу – по принципу доминанты.

Тура

По сути, Тура Бергер и Мартен Фуркад укатали в этом году всех по полной программе – одиннадцать побед против десяти, все личные глобусы и рекордные суммы очков в общем зачете при огромном отрыве от второго места. С одной стороны, у Мартена ситуация чуть менее однозначная: он проиграл Свенсену Чемпионат мира, а потом Эмиль заболел, зачеркнув этим интригу относительно Глобуса. С другой же стороны, чемпионом Фуркад все же стал, да принимая во внимание его форму на последних этапах (5 побед), трудно предположить, что Эмиль смог бы навязать борьбу.

Мартен

Нет принципиальной разницы между мужским и женским биатлоном и в уровне конкуренции между остальными. Нам с вами иногда кажется, что у мужчин соперничество сильнее выражено, но это просто потому, что большее количество российских спортсменов претендует на подиумы и победы. На деле же у девушек в этом году выигрывали и Пидгрушная, и Гвиздон, и Сулемдаль, не говоря уже о более предсказуемых победах, например Зайцевой и Кузьминой.

Вернемся к принципу доминанты. Наличие лидера предполагает, что есть (или же скоро появится) еще одна ролевая категория: спортсмен, который будет лидерские позиции оспаривать, – челленджер. И в мужском, и в женском пелетоне уже есть по одному ярко выраженному челленджеру: Домрачева и Свендсен.

Эмиль, конечно, в этой паре смотрится посолиднее: все-таки четыре золота чемпионата мира. Но мне кажется, сезоном он должен быть недоволен даже сильнее, чем Даша. Хотя бы просто потому, что он снова второй: только подумайте, уже лет пять назад все рассуждали, что Свендсен должен в самое ближайшее время сменить Бьорндалена и стать единоличным лидером мужского пелетона. А он не стал. Выиграл один Кубок мира в Олимпийский сезон, но не скажешь, что даже тогда Эмиль был очевидно сильнее всех: всего десяток очков преимущества над Зуманом, плюс по количеству побед и подиумов не хуже смотрелись Устюгов, Черезов и только начинавший свое восхождение Фуркад. А на следующий год внезапно появился Бе, а потом уже и Мартен окончательно расцвел.

Эмиль

И как-то так получилось, что Сведсен продолжает оставаться вечным челленджером, первым среди вторых – это и есть тот самый факт, который не может позволить Эмилю быть полностью довольным прошедшим сезоном с четырьмя золотыми медалями чемпионата мира. Здесь, конечно, встает и еще  вопрос: а видит ли сам Свендсен себя в роли лидера мирового биатлона? С одной стороны, читая его интервью и имея примерное представление о характере, трудно предположить, что не видит. С другой – подобные мысли и цели должны откладывать на человеке какой-то отпечаток, своего рода «утяжелять» его. И тут невольно вспоминается ханты-мансийское снимание штанов. Отодвигая вопросы менталитета, времени и места, приличного-неприличного и прочих рассуждений о морали, с одним поспорить сложно – для титулованного спортсмена, которому скоро 30 лет, это было просто очень глупо. На уровне шуток, от которых приходят в восторг ребята в детском саду, да и то не все.

Можете ли вы представить Бьерндалена, прыгающего в таком виде на той трассе? Или, если отвлечься от биатлона, скажем, Роджера Федерера или Майкла Фелпса? Все рассуждения о том, что в спорте интеллект и отношение к делу не играют решающей роли, – это «для бедных», на самом деле. Великие спортсмены на этом и строятся: тот же Бьерндален пробыл на вершине так долго в первую очередь потому, что постоянно искал и придумывал. На уровне, казалось бы, мелочей, но пока Чудов (прости меня, Максим) еще ерзал попой на коврике, готовясь к стрельбе, Уле уже уносился на трассу.

За прошедшие три года я не вижу ничего, что изменил бы в своей манере или тактике Эмиль, он выступает то лучше, то хуже, но в целом в одной манере, например в отношении все тех же злополучных промахов – воз и ныне там. Зато я вижу эксперименты Фуркада, в частности его манеру уезжать от всех перед стрельбищем. Честное слово, иногда смотрю – раздражает ужасно, но работает ведь: покрывает  проигрыш в скорости стрельбы.

На этом вернемся к челленджерам и Дарье Домрачевой, у которой результаты сезона очень похожи на свендсеновские, но все же, на мой взгляд, отличаются. Она тоже стала чемпионкой, тоже по всем статьям уступила лидеру в лице Туры Бергер и тоже уже не первый год является главным челленджером, если точнее – второй. Но в Дашином случае важно вспомнить, что год назад она выдала рекордный, просто умопомрачительный сезон, причем дело не столько в том, как быстро она бежала (она и в этом году бежала быстро), а в том как стабильно стреляла – количество промахов, которые Домрачева делала в доброй половине гонок этого сезона, в прошлом не могло ей присниться и в страшном сне.

Даша

Как ни странно, эта тенденция кажется мне нормальной и объяснимой: очень трудно в женском пелетоне найти спортсменку, которая два сезона подряд проводит на очень высоком стрелковом уровне. Например, это не удалось Зайцевой, а перед ней – Макарайнен. Та же Нойнер Кубки мира выигрывала через раз, подряд не получалось. Не получалось, на самом деле, ни у кого аж со времен Форсберг.

И в том числе из-за этого, хоть преимущество Бергер и было в этом году немного ощутимее, «режим Фуркада» кажется мне устойчивее. Туре, конечно, уже много раз говорили, чего она не может, а она убедительно доказывала обратное. Но Бергер не молодеет, и в еще одно биатлонное чудо в 32 года верится, честно говоря, уже с трудом. Но Олимпиаду, думаю, она все равно выиграет, хотя бы просто потому, что когда Тура чего-то очень хочет, она это непременно получает.

Сейчас концептуальных различий в устройстве женского и мужского биатлона нет: есть ярковыраженные лидеры, уровень конкуренции вполне сопоставим. Вот только для российского болельщика это выглядит совсем по-другому, как два принципиально разных жанра. Но разговор об этом долгий и отдельный.