5 мин.

Чего ждать от чемпионата мира. «Русские медведи»

Еще во время немецких этапов, когда я просматривал финишные протоколы мужских гонок, мне пришла в голову мысль, которую я, немного испугавшись с непривычки, тут же прогнал. Но мысль так никуда и не делась, более того – крепко осела в сознании. Наши доминируют – проще всего ее сформулировать именно в этих двух словах.

Не подумайте, что это шапкозакидательство перед чемпионатом мира. Вовсе нет, ведь от итогов чемпионата такое состояние дел, по сути, уже не зависит. Само собой, все мы расстроимся, если вдруг случится повторение Рупольдинга-2012, и ребята окажутся повально не в форме, но 11 личных подиумов, завоеванные пятью разными спортсменами, двое из которых оформили победные дубли, никуда не денутся. Какая еще сборная может этим похвастаться? Тон мужскому биатлону сейчас задают российские биатлонисты.

Для приобретения статуса «дрим-тим» оккупации подиумов Кубка мира, конечно, недостаточно, требуется нечто большее, зато таких результатов вполне достаточно для возникновения самых серьезных ожиданий на этот счет. То «большее», что сейчас нужно российской сборной, лежит вроде бы на поверхности: удачный главный старт. Как мне думается, это хоть и обязательное условие, но недостаточное. Чтобы получить статус безоговорочно лучшей, любой команде нужно совместить в себе два важнейших биатлонных концепта:

1. Непобедимая эстафета. Выигрывать все эстафеты на Кубке мира не обязательно, хотя и приветствуется. Обязательно побеждать на чемпионатах и олимпиадах, лучше с большим отрывом. Проигрывать позволительно только в силу непреодолимых фатальных обстоятельств (пример – боек Альбины Ахатовой в Эстерсунде-2008) или в случае трагичного коллапса одного из членов четверки (единичного и непредвиденного).

2. Наличие суперзвезды. В команде должен быть спортсмен, который стабильно много выигрывает и может позволить себе высказывания а-ля «Кубок мира – не главная моя цель», уверенно лидируя при этом в общем зачете. Суперзвезда обязательно должен выиграть главный старт, причем не один раз. Желательно, чтобы в эстафете он бегал четвертый этап – для пущей солидности. Соваться в гладкие лыжи не обязательно, но приветствуется.

За примерами далеко ходить не надо, возьмем норвежцев – сборную, которая доминировала в биатлоне лет 5, ослабив позиции только в последние год-два. Эстафеты на главных стартах они неизменно выигрывают аж с 2009 года, по-разному, правда: как уверенно, так и с кругами, вырывая победу в самом конце. Но все же выигрывают, поддерживают статус. С суперзвездами в Норвегии все еще очевиднее – лет восемь были непоколебимы позиции Бьорндалена, которого после Ванкувера окончательно сменил Свенсен.

Норги

В истории нашего биатлона, кстати, тоже есть прецеденты реализации таких концептов, по крайней мере эстафетного. Помним же еще победы «золотой четверки»? В 2007-2008 к ребятам ни одна сборная по уровню даже приблизиться не могла.

Золотая четверка

Совсем другая ситуация у российского биатлона с суперзвездами. Их не появлялось очень давно, в современной истории (с 2000 года) вообще не было ни одной. Ближе всех к этому статусу подошел Максим Чудов в те же годы, когда громила соперников «золотая четверка». Помимо результатов был в его характере какой-то особенный, угрожающий азарт, а еще желание показывать себя миру (что, на мой взгляд, тоже обязательно), позволявшие надеяться на переход Максима в разряд биатлонных сверхвеличин. Эстерсунд-2008 так и вовсе казался поворотным моментом в его становлении. Но не сложилось: в 2009-м наметился заметный регресс, а в олимпийском сезоне Чудов окончательно ушел в тень, из которой уже не вышел.

Пару лет назад большие авансы выдавались Жене Устюгову. А как же иначе, после олимпийского золота-то? Выигранного, по сути, в первый полноценный сезон на Кубке мира, половину которого он ко всему прочему пробегал в желтой майке. Но авансов этих Устюгов не оправдал, пока или уже – вопрос открытый. С одной стороны, карьера в самом разгаре, результаты ровные, неплохие, и вообще – может, все только начинается. А с другой, побед-то с Ванкувера не было ни одной. Когда «ни одной» - не по-суперзвездному это как-то. В силу личных к нему симпатий ругать Женю у меня получается плохо, поэтому судить о природе «переменной Х», которой ему не достает, пока не берусь. Но похоже, что дело все же в характере, спортивные результаты тотальным невезением не объясняются.

Возвращаясь к биатлонному «здесь и сейчас», хочется сказать, что наша мужская команда находится в том положении, когда описанные выше концепты выглядят вполне реализуемыми, прямо-таки протяни руку и возьми. Устюгов, Малышко, Гараничев и Шипулин входят в топ-10 общего зачета, это ли не идеальный эстафетный квартет? Потенциально они ничем не уступают связке Черезов-Круглов-Ярошенко-Чудов, может, где-то даже выигрывают.

А тут еще появился спортсмен (и снова эти авансы), частенько обыгрывающий Свенсена и Фуркада в очном противостоянии. Само собой, речь о Диме Малышко. Он, конечно, пока не суперзвезда – делов-то, всего две гонки выиграл – но, на мой взгляд, единственный из россиян, кто на этот статус реально способен замахнуться. По количеству подиумов в сезоне, например, Дима (2-2-0) почти на равных с Эмилем (1-2-2), у остальных россиян выигрывает. Но удивляет другое: поразительные для второгодка спокойствие и уверенность, которые он демонстрирует в гонках. Фуркад может сколько угодно прыгать сбоку и заглядывать в лицо, Малышко этим не расшатаешь, ни сейчас, ни позже, по всей видимости.

Дима

Что еще производит впечатление, так это Димины интервью. Они с «изюмом», что называется. Малышко нравится рассказывать о себе, объяснять, как ему проще настраиваться на стрельбу и почему он прошел последний круг так, а не иначе. Он не стесняется восхищаться соперниками, даже Мартеном, который постепенно переходит в разряд принципиальных. Что важно: Дима полюбил давать интервью, но собой, как мне кажется, совсем не любуется. Даже какая-нибудь фраза «разочарован пятым местом» у него звучит совсем не в стиле «глаза налились коровью, явсехпарву!», просто расстроился немного человек. Ну а самое важное – это, конечно, «Цели должны быть намного выше. Наверное, даже такими, которых невозможно достичь». Верной дорогой идем, товарищи.

Все вышеописанное, естественно, не гарантирует, что через чемпионат в Нове-Место или через Олимпиаду в Сочи наша сборная окончательно закрепится на позициях сборной - лидера мужского биатлона, но шансы на это объективно высоки. Сложно предположить, что оба концепта будут воплощены уже в Нове-Место, но с чего-то ребятам определенно пора начинать. Я поставлю на эстафету, это был бы отличный start-up.