Пресловутые пики формы
Сколько уже копий сломано об этот самый "пик формы"! С которым "промахнулись", не довели, и вообще тренеров уже пора выгонять! Но так ли уже виноваты те самые виноватые? Кто знает как достичь пика? Приходится признать, что в точности никто не знает. Вспомним не самую лучшую форму Свендсена в Ванкувере. Вспомним провал мужской немецкой сборной в Ванкувере, да и женской тоже – всех, кроме Магдалены Нойнер. Вспомним удивление Пайффера после победы в спринте на ЧМХМ - он не знал, что находится в хорошей форме. Вспомним регулярное недоумение тренеров по поводу выступлений и неудачных расстановок спортсменов на гонки – то есть и в ходе предсоревновательных тренировок выявить готовность спортсмена достаточно трудно.
Примеры «незнания» и «неугадывания» пика формы можно продолжать и продолжать (см здесь и здесь) – как в отношении российских спортсменов, так и зарубежных. Ну почему мы обращаем внимание только на неудачи наших?
И почему мы, болельщики, думаем, что все знаем о спорте? Почему считаем, что если спортсмен не демонстрирует пик формы на главном старте, то он в этом виноват (а его тренер еще больше)? Сразу делаем вывод, что тренер думать не хочет, а спортсмен недорабатывает? Откуда у нас уверенность, что все методики тренировок известны, а кто их не выполняет – тот или лентяй или дурак? Почему мы так спешим с обвинениями?
Отчасти, наверное, дело в том, каким тоном безапелляционной уверенности комментируют тренеры выступления спортсменов, как они уверенно заявляют, что все под контролем (и комментаторы туда же). С тренерами все ясно - профессиональная деформация: тренер должен быть уверен в себе и в своей методике тренировок, должен быть безапелляционным и настойчивым, иначе ему не заставить спортсмена выполнять огромные тренировочные нагрузки.
Люди, занимавшиеся спортом, гораздо более терпимы – они на собственном опыте знают, что методики тренировок – поле непаханое, местами просто таинственное. Что спорт высших достижений - это искусство по сути, и даже самые искусные чемпионы и тренеры зачастую надеются лишь на удачу и многого не понимают. Тем более – если речь идет о биатлоне.
Есть общая теория. Например, выносливость формируется примерно так: набор объемов - силовая работа - формирование специальной выносливости – скоростная работа. И все спортсмены проходят через все эти фазы подготовки (именно в приведенной последовательности) на пути к главному старту. Но при этом (!) пика формы достигают в разное время, или (иногда) совсем не достигают. В подготовке есть привходящие факторы, оказывающие свое влияние: болезни, проходные соревнования, отдых (плановый или вынужденный), погода (по свежему и перемороженному снегу – силовая работа, при идеальных условиях скольжения – скоростная, в метель будут иметь преимущество лыжники, находящиеся на 2-3-й стадии подготовки, при легком морозце на накатанной трассе – те, кто на 4-й стадии). А есть еще и фактор высоты. Ну и, безусловно, есть индивидуальные особенности спортсменов – на поверхности лежат: вес, рост, техника передвижения. Но есть и то, о чем болельщики ничего не знают и в принципе не могут знать: реакцию организма спортсмена на нагрузки, скорость восстановления, особенности строения костей, суставов, врожденные особенности метаболизма мышц, скорость нервных реакций, причины психологических срывов.
И ладно бы болельщики об этом ничего не знали! Тренер не всегда знает! Порой и не хочет знать! Еще хуже – когда спортсмен и сам о своих особенностях не очень-то об этом задумывается, «доверяет» тренеру. Здесь впору вздохнуть об особенностях национального менталитета и национальной школы: тренеру проще перебрать сотню учеников и найти того, кто подходит под имеющуюся у данного тренера методику, чем приспособить методику к данному талантливому спортсмену. То же самое относится и к сборной страны: скамейка запасных длинная – не бежит Волков на моей методике, ну и подыщем другого человечка, может, он побежит. Талантов много, а я – тренер – один.
Спортсмену бороться с таким тренерским подходом можно лишь одним способом – самому изучать себя, свои особенности, свои реакции на тот или иной вид нагрузок. Спортсмен должен знать, что ему подойдет, а что – нет, должен знать, как настраиваться на соревнования, как реагировать на ход гонки. А еще: как донести до тренера свое видение тренировок, свою позицию.
В следующем посте - про то, откуда берется выносливость...
---------------------------
Судя по всему в этом году Аня Богалий попытается это сделать. Перед Ванкувером ей это удалось.
А еще: как донести до тренера свое видение тренировок, свою позицию
-----------------------
А вот это еще та задачка.
Очень интересный материал.
Хотелось бы поддержать Вас в Вашем начинании - разъяснять главные тезисы теории физвоспитания (такой предмет изучают в спорт. ВУЗах)
Мы часто задаём себе вопрос: «Почему на Западе более трепетное отношение к талантам в спорте»?
Вы частично ответили на него - «...скамейка длинная, не бежит этот, побежит другой».
Честь Вам и хвала за эту публикацию.
Конечно + + +.
вот а как бороться, если Устюгов попробовал нечто подобное в прошлом сезоне, так его главным разгильдяем назначили
Ну да, у нас в России так. Однако есть ли смысл условной Слепцовой тыкать пальцем в Пихлера или в Путина, обвиняя их в своей нелегкой жизни? Пусть берет свою жизнь в свои руки - сама думает, сама действует, сама учится...
До сборной за неё думал Захаров, а в сборной с 2010-го пошла тренерская чехарда . Голова закружится определяя кто прав, а кто нет. Вот и «сломалась» девочка.