Почему трудно лидировать
Ощущение человека за спиной и в обычной жизни, как правило, раздражает и напрягает - поэтому существует такое устойчивое выражение "Не нависай", поэтому неуютно сидеть спиной к входной двери. Одно из возможных объяснений такого неуюта в том, что спиной мы не видим (хотя можем чувствовать что-то "хребтом"), имеем мало контроля и ощущаем уязвимость.
Начнем с того, что бегуны на выносливость подразделяются на тех, кто может всю дистанцию держать ровный темп, и на тех, кто не может. Причем первые слабы в ускорениях, а вторые как раз в финишных ускорениях и специализируются. Почему бегун может бежать равномерно? Потому что у него есть внутреннее чувство ритма, то есть способность чувствовать время и способность тонко управлять мышцами, дозируя усилие.
Но что же происходит в забеге? В забеге лидер слышит дыхание соперников за спиной, и воспринимает это как "висение на пятках", как "тяжесть" от их близкого присутствия за спиной. Особенно, если они дышат спокойней, чем он сам.
Обратим внимание, что есть определенное расстояние, на котором связка "лидер-ведомый" разрывается. Обычно это расстояние около 10 метров. Если бегун отстал от ведущего более чем на 10 метров, то "контакт" разрывается - преследующий перестает получать преимущество от следования за кем-то. Также можно отметить, что, если лидер оглядывается, думает о соперниках, он быстрее устает. Почему? Если внимание лидера приковано к тем, кто у него за спиной, он отвлекается от собственных ощущений, не контролирует их, часто непроизвольно увеличивает или снижает скорость (сбивается с ритма), и это тут же сказывается на работоспособности мышц.
А вот преследователи как раз лучше контролируют свои ощущения, чувствуют изменения ритма - даже если у них самих за спиной кто-то есть. Могут слегка прибавить, если лидер сбавил темп, выйти из-за спины на уровень "плечо к плечу", тем самым "дергают" лидера, дают ему понять, что он замедлился. То есть контроль у них, а не у лидера. "Ускоряющиеся" почти никогда не лидируют, могут "помирать" в середине дистанции, едва удерживаясь за ведущим, но к финишу их силы возрастают. (Часто и на старте тоже)То есть что? У "равномерных" есть внутренний водитель ритма, но он довольно легко сбивается преследованием. У "ускоряющихся" такого внутреннего водителя ритма обычно нет, они пользуются, так сказать, чужой "волной". В том числе, приобретают силы от внимания лидера. А вот почему "равномерно бегающий" лидер "отдает" свое внимание, позволяет себя отвлечь от своего внутреннего водителя ритма? А "равномерно бегающие" и по жизни более прямолинейные, склонны за "справедливость" бороться, а вот "ускоряющиеся" - чаще хитрят, чаще склонны к раскачке чужих эмоций себе на пользу.О чем все это говорит? Да о том, что можно пользоваться чужими эмоциями, чужим вниманием как энергией для себя, в том числе, как энергией в спортивных состязаниях.
Даже при беге по соседним дорожкам преследователям легче, чем лидеру.
Насчет элитного спорта соглашусь - там все умеют и темп держать, и рывки совершать, иначе они не были бы элитными бегунами.
Но даже при этом лидировать - почти наверняка проиграть.