Слепцову и Устюгова поймали на пробах из 2013-го. Правило с перепроверками злило Россию, еще когда спортом рулил Мутко
Международный союз биатлонистов (IBU) объявил о дисквалификации олимпийских чемпионов – Евгения Устюгова и Светланы Слепцовой.
По выводам расследования, оба сдали положительные пробы в 2013-м: у Устюгова нашли оксандролон, у Слепцовой – остарин.
Из результаты в сезоне-2013/14 аннулированы: Россия лишилась золота Сочи в эстафете и опять потеряла победу в медальном зачете.
Вице-президент СБР Сергей Чепиков уверен (и вообще, это распространенная точка зрения), что в допинг-делах нужно установить срок давности: «Это неправильно – говорить о положительной пробе через шесть лет после соревнований. Представляете, какой это удар для спортсмена. Нужен временной ценз, а то допинг можно найти и через 20 лет.
Непонятно, кто хранил пробы, где хранились пробы. Вдруг у кого-то был доступ, их могли подменить. Все эти действия непонятны.
Нужно менять правила игры, чтобы такого не повторялось. Нужно стараться обжаловать решения, брать профессиональных юристов. Все это мутновато».
Логика Чепикова, в целом, понятна. Но, видимо, он не знает, что конкретный временной ценз существует уже 17 лет.
• Срок давности по допинговым делам установили в 2003 году – в первой же версии Кодекса WADA; срок составил 8 лет.
• По обновленной версии Кодекса, срок давности по допинговым вырос до 10 лет.
Что это означает? Если спортсмен нарушил антидопинговые правила более 10 лет назад, а об этом стало известно только сейчас – он избежит наказания, его результаты не аннулируют.
Допинг-пробы с любых соревнований тоже хранятся 10 лет.
Россия, конечно, подписала антидопинговый кодекс в 2015-м, вроде как согласившись на эти правила. Но Виталий Мутко, возглавлявший министерство спорта, точно не ликовал: «Не я это решение принимал. Это такой безумный мир у нас. Вот вручили вы спортсмену награду, проверили его, и надо тему закрывать, а что держать подвешенными людей 10 лет, которые уже даже карьеру закончили? А мы начинаем перепроверять».
• WADA объяснило увеличение срока давности тем, что с годами появляются новые методы обнаружения допинга – в случае чего можно перепроверить пробы и установить справедливость.
По мнению главы МОК Томаса Баха, 10 лет – самое то: «Конечно, мы хотим, чтобы все обманщики были наказаны, но во всех юридических системах мира имеется срок давности, даже за убийство. Поэтому вопрос со сроком давности неоднозначный. Мне кажется, что десятилетний срок давности и с точки зрения вопроса по хранению проб, а они для исследований не становятся лучше с годами, и с точки зрения самой юридической подоплеки это оптимальное решение».
• Срок давности не раз призывали отменить. Например, рекордсменка мира в марафоне британка Пола Редклифф – по ее мнению, допингиста должны наказывать даже спустя 50 лет после нарушения.
• Российский спорт потерял десятки медалей из-за перепроверок старых допинг-проб – особенно это касается наград Олимпиад в Пекине-2008 и Лондоне-2012. И не только российский – в одной только тяжелой атлетике большинство медалистов тех Игр лишились наград.
Почему тяжелая атлетика – позор для Олимпиады и России
• Но российские спортсмены все же избегали наказания из-за истекшего срока давности. Например, в 2016-м CAS отменил дисквалификацию российской бегуньи Татьяны Андриановой, так как допинг у нее обнаружили лишь 10 лет спустя после сдачи пробы.
• В исключительных случаях допингистов лишали наград через 10 и более лет после нарушения.
Самый яркий пример – американский велогонщик Лэнс Армстронг, у которого в 2012 году отняли 7 побед на «Тур де Франс» (с 1999-го по 2005-й). Срок давности его дела к 2012-му, конечно, уже вышел, однако первый кодекс WADA начал действовать только в 2003-м, так что на аннулирование результатов он не повлиял.
Для всех Лэнс Армстронг – главный мошенник планеты. А вы знали, как он победил рак?
• Устюгова и Слепцову тоже могли дисквалифицировать хоть в 2050-м – и это было бы по правилам.
В Кодексе WADA есть важное дополнение: «В отношении спортсмена или иного лица не может быть начато никаких процедур в связи с нарушением антидопинговых правил, если он или она не были уведомлены о факте нарушения антидопинговых правил либо если не было предпринято разумных попыток осуществить такое уведомление в течение десяти лет с даты предполагаемого нарушения антидопинговых правил».
То есть дисквалифицировать спортсмена могут и через 11 и более лет после нарушения, главное – уведомить его о начале расследования в установленные сроки.
IBU начал расследование по Устюгову и Слепцовой в 2018-м (через 5 лет после нарушений), так что прекрасно вписался в сроки и мог наказать биатлонистов когда угодно.
• Золото Устюгова в масс-старте Ванкувера-2010 тоже под угрозой, хоть и прошло уже 10 лет. Все потому, что IBU сообщил об аномальных показателях биопаспорта до истечения срока давности в 8 лет – в 2017-м.
В 2018-м это подтверждал босс российского биатлона Александр Кравцов: «IBU передал информацию о абнормальных показателях паспорта крови Устюгова еще год назад. То, что пишут в иностранной прессе – неправда. Никто ничего не скрывал.
В настоящий момент Союзом биатлонистов России ведутся исследования показателей паспорта Устюгова, они еще не закончены».
Фото: East News/AFP/EAST NEWS/ALBERTO PIZZOLI; РИА Новости/Алексей Куденко, Илья Питалев, Павел Лисицын; Gettyimages.ru/Michael Steele, Robert Laberge, Clive Rose
И самое парадоксально, что Мутко в силу своего скудоумия не способен понять, что это правило на руку странам именно с неразвитой спортивной фармой (к которым относится и Россия). А вот для технологичных стран оно невыгодно, поскольку делает бессмысленным преимущество в химических разработках
Они два года перепроверяли пробы пока не нашли древний стероид, методики и определения которого давно обкатаны?
По олимпиадам в лондоне и пекине как раз вопросов нет - там механизм понятный и прозрачный. А здесь?