У наших биатлонистов – крах с лыжами: даже Логинов горит 1,5 минуты. Почему так? И за счет чего догонять лидеров?
Российские биатлонисты валятся на этапе Кубка мира в Анси: 4 гонки без призов, зато с огромными отставаниями ходом.
Отчасти дело, безусловно, в подготовке. Некоторые (как Матвей Елисеев) признаются: сил уже нет. Это отдельный разговор, почему второй номер команды не выдерживает даже стартовый блок из трех этапов.
Другая важная тема – работа лыж: они совершенно не помогают команде в теплую погоду, которая установилась во Франции (до +12 градусов) – отставания ходом большие и нетипичные. Говорят, Александр Логинов, проигравший по скорости больше минуты в спринте и 1,5 минуты в пасьюте, на эмоциях даже задался вопросом: а стоит ли бежать масс-старт, если с такими лыжами одни мучения, а не борьба?
Две основные претензии, которые по-разному формулируют спортсмены и тренеры:
1) у конкурентов есть штайншлифт-машина, а у нас нет;
2) у конкурентов по 9-11 сервисменов на этапе, а у нас – 4.
Разбираемся в проблеме.
***
Если предельно упрощать, то штайншлифт-машина наносит на скользящую поверхность лыж рисунок, подходящий под конкретное состояние снега (в зависимости от температуры, влажности etc). Этот рисунок называют шлифтом.
Все команды получают от производителей лыж пакеты шлифтов: какой-то набор есть у Fischer, какой-то – у Madshus, какой-то – у Rossignol.
Козырем любой команды становится эксклюзив, который получают после внутреннего поиска. Это реальные тайны, и никто ни с кем не поделится. Сейчас норвежцы, немцы, французы, шведы (возможно, кто-то еще) обладают вариантами, которые наработали сами; у России их нет – команда соревнуется на шлифтах, полученных от производителей. Другими словами – на тех, которые и так есть у всех, это базис.
Даже на этом базисе можно получать преимущество за счет пластика, который наклеивают на скользящую поверхность, и за счет смазки. Иногда наши находки работают великолепно – достаточно вспомнить женскую эстафету в Хохфильцене: несмотря на стандартный шлифт, лыжи сборной России были с отрывом быстрейшими и привезли к серебру.
Проблема теплой погоды – историческая: в большой плюс наши лыжи неконкурентоспособны. Такую жару, как в Анси, редко встретишь в сезон, поэтому и очевидных неприятностей почти никогда нет. Но сейчас мы вчистую проиграли этап во многом из-за лыж.
***
В России стоят две шлифт-машины, купленные еще при Прохорове – в Санкт-Петербурге и Тюмени. Они стационарные, возить их по этапам трудно и незачем. По нашей информации, СБР готов купить команде машину мобильнее: деньги есть (или найдутся), но работать на ней некому – по-прежнему ощущается нехватка специалистов.
Косвенно этот довод бьется c историей: при Прохорове деньги находили на все что угодно, но лыжи в тепло не ехали ровно так же, как и сейчас (вспомните, например, ЧМ-2012 в Рупольдинге). Так что вопрос, скорее, не в технике, а в исполнителях.
Как это устроено, например, у немцев: шлифты ищут и тестируют дома. Точно есть лаборатория в Оберхофе – отдельная бригада работает над структурой, после чего отправляет варианты сервису, который перемещается с командой. У шведов такая же база действует в Эстерсунде – порой их находки убивают соперников: всю Олимпиаду-2018 команда Пихлера катила на лучших лыжах, потому что шведский козырь – работа в мороз (-10-15, как было в Пхенчхане).
В жару обычно доминируют французы, и вот теперь прибавили норвежцы. Характерны слова Тириль Экхофф (на фото), выигравшей спринт и пасьют: я столько раз тренировалась в дождь, что чувствую себя комфортно.
Для сравнения, Светлана Миронова бежала под ливнем впервые.
Поиск вариантов под дождь для сервиса – то же самое, что тренировка для спортсмена. В России такая погода (тепло и влага) устанавливается, наверное, пару раз за зиму – то есть и практики у сервисменов нет. Наша сила – в прохладе и крепкой, чистой трассе, которая не рушится от жары и воздействия. Отчасти поэтому русские биатлонисты обычно хороши, например, в Антхольце – там наша погода, наша трасса-стол, полностью знакомые условия.
Сервис – это практика; и у нас – явный недостаток практики на тепло. Вариантов смазки не так много, а оригинальных шлифтов вообще нет. Стоит ли ждать результата?
Как устроена работа сервиса? Объясняет Павел Ростовцев
***
4 сервисемена на основу (11 спортсменов всего, в пасьюты Анси попали 8) – не супермного, но и не катастрофа. Если брать только пасьюты, то один сервисмен в среднем обкатывал лыжи двух гонщиков – нормальная нагрузка.
Да, 9-11 человек на Францию или Норвегию – звучит убедительнее; но сколько там, например, приглашенных французов конкретно под домашний этап или личных сервисменов у норвежцев? А это тоже важно.
Мы помним, что на Бьорндалена в последние годы карьеры работал сервисмен-наемник – и зарплату ему платил именно Уле. Есть ли такой у Йоханнеса? У Экхофф или Тандревольд? Не исключено. А у Логинова или Малышко? Точно нет.
СБР в любом случае виноват – и это не столько вопрос денег, сколько стратегии. Ее не видно.
На второй год под управлением Владимира Драчева в сборной нет шлифт-машины, как нет и людей, готовых на ней работать. Хотя тренеры публично просят. Ищет ли руководство спецов? Какая работа ведется?
Даже если купить машину и подобрать сотрудников прямо сейчас, проблема проживет минимум пару лет. Потому что сотрудникам требуется время, требуется учеба: что эффективно в теплом Анси? А что под снегопадом в Хохфильцене? А что под солнцем Поклюки? Какой вообще снег в олимпийском Пекине?
Сейчас у нас нет людей, которые возьмут работу над шлифтами-структурами. Так что 4 смазчика обслуживает команду или 15 – сегодня не так важно; все равно прорывных вариантов с лыжами мы не имеем.
Ну и напоследок. Всегда лучше воспринимать лыжи как инструмент; как бонус, а не ключ, который все решит за спортсмена.
Сделают ли суперлыжи топ-биатлониста из Латыпова? А из Малышко? Матвей Елисеев доволен лыжами – но уже устал от сезона; как так?
Фото: РИА Новости/Денис Костюченко, Алексей Филиппов, Александр Вильф; Gettyimages.ru/Christophe Pallot/Agence Zoom
Проблема в полном отсутствии системного подхода. В нашей палочной вертикали всё нужно здесь и сейчас, поэтому и бардак такой.
А толковых спецов хрен найдешь...
www.sovsport.ru/articles/212556-supermashina-dlja-turina-speckorov-sovetskogo-sporta-poznakomili-s-sekretnym-oruzhiem-nashih-biatlonistov
Что наши спецы чуть ли не лучшие в мире. В лёгкую уделывают за счёт смекалки и творческого подхода туповатых немцев с норвежцами, которые действуют по установленным методикам и классическим правилам. И остальные сборные только и мечтают, как половчей выведать русские секреты подготовки лыж.
Куда же подевались все эти парадоксальные супер-мастера? Вымерли в нищете и безвестности как легендарный Левша?
Прям так и представляется, как в Анси возле трассы валяется в луже последний русский шлифт-левша и лихорадочно шепчет:
– Скажите "государю", что у французов лыжи кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог биатлона, они ездить не годятся.
И с этими словами перекрестился и помер.
Так и пропал секрет.