Олимпиада-2020 в Токио перенесет в будущее: роботы, беспилотный транспорт и метеоритный дождь
До Олимпиады в Токио осталось чуть больше года. Кажется, в Японии мы увидим Игры будущего.
Японцы обещают вернуть себе статус технологического гиганта, который утратили в последние годы благодаря рывку Кореи и Китая. Токио-2020 – идеальная площадка для демонстрации новинок, которые изменят не только Игры, но и будущее.
Роботы и экзоскелеты
Робототехника – визитка Японии, и тут конкурентов уних немного. В марте Toyota презентовала две модели роботов, которых мы точно увидим на Играх-2020. Они будут помогать людям с ограниченными возможностями.
Робот-помощник для людей (Human Support Robot) и робот-помощник в доставке (Delivery Support Robot) будут курсировать по Национальному стадиону, перевозить продукты и вещи, показывать зрителям места и консультировать.
HSR оснащен рукой, которая может поднимать и переставлять различные объекты. В устройство вмонтированы сенсорные датчики, благодаря которым оно ориентируется в пространстве и избегает столкновений с людьми и предметами. Основная функция DSR – доставка. Внешне этот робот – нечто среднее между R2D2 из «Звездных войн» и мусорным баком. Организаторы Игр уже заказали 16 роботов-помощников для людей и 5 роботов-доставщиков.
Еще один японский гигант Panasonic разработал экзоскелеты Power Assist Suits для работников аэропортов и складов. Специальный костюм уменьшит нагрузку при поднятии тяжестей, при этом человек сможет поднять больший вес: специальные датчики посылают сигнал в механизм, который помогает движению и уменьшает затраты сил на поднятие тяжестей. По словам представителей Panasonic, эффективность благодаря экзоскелету повышается на 20%. Кстати, похожий костюм уже использовали в Японии – на соревнованиях по пауэрлифтингу так страховали спортсменов.
Планируется, что роботов-помощников разместят везде, где будут участники и зрители Игр: в аэропорту, торговых центрах и туристических точках. Робот Pepper от SoftBank ориентирован на предоставление информации, а EMIEW3 от Hitachi поможет добраться до нужного места.
В ближайший год оргкомитет Игр объявит и о других новинках робототехники, которые дебютируют на турнире.
Беспилотный транспорт и топливо на водорослях
Автоиндустрия переживает серьезную трансформацию, и японцы полагают, что именно 2020 год – идеальный период, чтобы провести черту между старым миром автомобилей и новым. Та же Toyota еще в 2016 году анонсировала e-Palette – футуристическую машину без водителя, которая перевозит не только грузы, но и пассажиров. Nissan и Uber разрабатывают системы беспилотного такси. В Международном аэропорту Токио недавно тестировались беспилотные автобусы All Nippon Airways – к Олимпиаде, вероятно, они будут функционировать в штатном режиме.
Япония планирует ввести беспилотные технологии в крупных масштабах (а не только на Играх) уже к 2022 году.
Однако производители реально смотрят на вещи: беспилотный транспорт пока не сможет доставить пассажиров в любую точку, а будет двигаться по заведомо определенной траектории и на ограниченной территории.
Ходили слухи, что зажигать олимпийский огонь тоже доверят беспилотнику или дрону, но организаторы Игр-2020 отвергли эту идею: все пройдет по классическому сценарию.
В 1964 году, когда Токио принимал Игры, была открыта Синкансэн – высокоскоростная сеть железных дорог. В 2020-м во время Олимпиады дебютирует высокоскоростной поезд на магнитной подушке, развивающий скорость свыше 600 км/ч. Официальное открытие регулярного движения Маглева (именно так называются поезда) между Токио и Нагоей планируется к 2027 году, но уже на Олимпиаде покажут в тестовом режиме.
Игры в Токио будут не только инновационными, но и экологичными. В Японии активно используют солнечную энергию, олимпийская деревня будет функционировать на водородной энергии, медали изготовят из старых гаджетов, даже курение полностью запретят. Но самая большая (и самая затратная) фишка Игр – экологически чистое топливо на основе водорослей. Проект по разработке стартовал еще в 2009 году и изначально, разумеется, не был связан с Олимпиадой.
Скорее всего, как и беспилотный транспорт, технологию покажут в качестве прототипа. По оценкам специалистов, переход на топливо нового поколения ожидается не раньше 2050-го. Планировалось, что к Играм Япония запустит авиакомпанию, использующую исключительно топливо на основе водорослей. Но пока реализация проекта, к которому проявил интерес и американский Boeing, до Олимпиады кажется маловероятной.
Система распознавания лиц и переводчики
На Олимпиаде используют новейшую систему распознавания лиц, которая обеспечит не только безопасность, но и избавит спортсменов, работников стадионов и журналистов от очередей на объектах.
Одна из крупнейших телекоммуникационных компаний NEC отвечает за разработку этой технологии. По оценке корпорации, в систему попадут около 300 тысяч человек: она распознает лица с помощью камер, установленных на объектах и мобильных дронах.
Если что, это без вторжения в частную жизнь, как в романе «1984» Оруэлла. Оргкомитет пояснил: высылать фото в систему люди будут самостоятельно, к тому же инновация коснется только участников Игр и людей, аккредитованных как персонал.
Обычные охранники никуда не денутся: их оснастят смартфонами, которые прикрепят к одежде – так они превратятся в ходячие камеры; изображение пойдет в центральный офис, где данные проанализирует искусственный интеллект. Всего на турнире будут работать около 14 000 сотрудников службы безопасности.
Организаторы позаботились и о коммуникации: уже сейчас можно скачать VoiceTra – приложение для текстового онлайн-перевода, разработанное специально под Токио-2020. Оно моментально переводит с 31 языка (устный перевод – с 16). Panasonic работает над портативным устройством устного перевода, которое крепится к шее и переводит с японского на 10 языков и обратно.
ТВ и интернет
Судя по опыту предыдущих Игр, летом 2020-го Токио посетят минимум полмиллиона туристов – и каждый будет выходить в интернет. Япония готова и к этим сложностям: крупнейший оператор сотовой связи DoCoMo совместно с Nokia работает над запуском сети 5G. Тут Япония пока отстает: такая сеть уже работает в США, Корее и Швейцарии.
Не забыли японцы и о тех, кто не приедет на Игры, но посмотрит их дома. Соревнования снимут с различных камер, в том числе с дронов, в формате 360 градусов, а телерадиокомпания NHK поработает над картинкой в формате 3D.
Трансляции пойдут в разрешении 8K (7680 на 4320 пикселей) – в декабре на NHK впервые в истории показали программу в этом сверхвысоком разрешении. В день запуска нового формата вещания телезрители увидели «Космическую одиссею 2001 года» Стэнли Кубрика – японцы специально заказали перевод фильма 1968 года в новое разрешение. Сейчас в сетке вещания канала несколько передач в день выходят в формате 8K.
Компания Fujitsu, работавшая над системой оценки прыжков в фигурном катании, сейчас совместно с Международной федерацией гимнастики готовит такую же программу для спортивной гимнастики.
В игровых видах используют датчики движения, показывающие положение мяча, в циклических – движение спортсменов и их сердечный ритм.
Метеоритный дождь вместо пиротехники
Во время церемонии открытия Игр, вполне вероятно, мы не увидим традиционного фейерверка после зажжения олимпийского огня. Политика по защите окружающей среды заставит оргкомитет отказаться от пиротехники. Но это не значит, что японцы не готовят световое шоу.
Стартап ALE разрабатывает по-настоящему футуристическую технологию Sky Canvas – это искусственный метеоритный дождь. Компания запустит серию микроспутников, которые выпустят более 5 тысяч разноцветных гранул, создающих эффект сгорающих метеоров – все обойдется примерно в 4 млн долларов.
Не все анонсированные технологии доберутся до Игр-2020, а может, японцы придумают что-то еще. Но главное, на чем акцентируют внимание и оргкомитет турнира, и власти страны: над инновациями работают с прицелом на будущее, а не только для демонстрации на Олимпиаде. Почти каждая технология имеет богатую историю. Японцы хотят удивлять мир – и не только летом 2020-го, но и после.
Олимпиада-2020, которую вы не узнаете: стритбол и еще 7 странных новинок
Фото: media.toyota.co.uk; nmas1.org; m.zhuoku.org; ymcinema.com
Хочется напомнить, что коммуняки проклятые, которых за ЧАЭС трижды просклоняли во всём цивилизованном мире, допустили катастрофу в ходе неудачного эксперимента. Кстати говоря, его цель сводилась как раз-таки к обеспечению собственных нужд станции при потенциальной внештатной ситуации. Вроде той, что случилась на Фукусиме, когда у них отъехали собственные нужды. Ещё раз: в Союзе накосячили в условиях эксперимента, в Японии 30 лет спустя - в условиях штатной эксплуатации. Землетрясение? Цунами? Они что, не знали, где они живут? Обязаны были предусмотреть лучшую устойчивость к подобным явлениям столь особо опасного производственного объекта, как АЭС. А в условиях когда не просто ЧТО-ТО, а МНОГО ЧЕГО пошло не так, следовало оперативнее и грамотнее реагировать на ухудшение ситуации.
Во-вторых, коммуняки оперативно прибрали за собой, а эти чего? Да нихрена! Вместо того, чтоб всё разобрать, дезактивировать и как следует захоронить, они продолжают просто заливать разрушенные реакторы водой, чем эту самую воду заражают. И внимание вопрос на миллион: куда эта заражённая вода девается? Ну высокорадиоактивная вроде как откачивается в некие резервуары (с которыми рано или поздно придётся что-то делать). А так называемая "низкорадиоактивная"? Сколько такой заражённой воды японцы уже сбросили в мировой океан? Думаю, по объёмам там что-то сопоставимое с крупным водохранилищем, образованным большой ГЭС. И блин, хоть бы какой-нибудь Грин, просто Господи, Пис возбудился и слово вякнул. Столько воды испортили, до сих пор продолжают травить океан по причине собственного технологического бессилия исправить то, чего сами же наворочали!
Вот пока японцы не закроют вопрос по Фукусиме, пускай не лохматят бабушку про всех этих роботов и прочую бесполезную ерунду, подаваемую под соусом высокотехнологичности.
Сами поняли что написали?