«Меня хотели растоптать. Это не по-мужски». Только у нас тренера выгоняли по ходу гонки
Эстафета, которую Анатолий Хованцев не забудет.
Ровно 8 лет назад наш биатлон – уже популярный, скандальный и местами абсурдный – содрогнулся по-особенному.
Все случилось в финале домашнего ЧМ-2011 (Ханты-Мансийск), во время женской эстафеты, которая переросла в катастрофу. Большое решение принял босс СБР Михаил Прохоров – жертвой стал Анатолий Хованцев, тогда тренер женской команды, сейчас – главный тренер всей сборной.
Дмитрий Губерниев разбудил прямой эфир по ходу третьего этапа, когда Россия с шестью кругами ползла в конце второго десятка: «Друзья, важная информация. Уже начались перестановки в тренерском штабе. Как мне только что сообщила руководитель пресс-службы СБР Мария Байдина, Михаил Прохоров уволил Анатолия Хованцева с поста наставника женской команды. Думаю, обсуждать без толку – в том смысле, что все понятно. За Хованцева ратовали многие ветераны. Но у Анатолия Николаевича совершенно не получилось. Наверное, дожидаться не надо было – надо было написать заявление по собственному желанию».
13 марта 2011-го Прохоров и Хованцев уверенно продержались в топе Яндекса. Несколько недель спустя место Хованцева занял Вольфганг Пихлер – тоже звонко, но ничего эффектней казни в прямом эфире Прохоров все равно больше не выдавал.
Впереди эстафеты на чемпионате мира в Эстерсунде, и это большой шанс Хованцева принести нашему биатлону чуть больше пользы, чем 8 лет назад. И, возможно, хоть в каком-то смысле рассчитаться за тот эпизод.
Что это был за сезон?
После успешной Олимпиады в Ванкувере (2-1-1) Михаил Прохоров и его правая рука Сергей Кущенко устроили эксперименты со сборной: лидеры остались в деле, а вот тренерский состав тотально обновился. Анатолия Хованцева вызвали из Финляндии, где он пропадал много лет. Тренер, прославившийся в 90-х, получил женскую команду.
«Мы консультировались с экспертами, и все заявляли, что Хованцев – самое сильное приобретение. Специалист с таким именем, в середине 90-х творил чудеса…
Для нас в тот момент было важно найти крутого тренера, который не будет зацикливаться на устаревших планах подготовки и который принесет в команду новые методики. Хованцев со своим опытом работы в Европе мог это сделать», – объяснял нам потом Кущенко.
Увы, команда не приняла нового тренера. Который а) тяготел к работе с мужчинами – именно при Хованцеве были победы 90-х; б) оторвался от российских реалий.
Безусловно, руководство тоже не помогало: девушки решали многие вопросы в обход тренера – это была почти анархия. Еще в декабре-январе Хованцев, по сути, потерял контроль над командой.
«Я удивился обезличиванию роли тренера. Мы начали предсезонку без старшего – просто было несколько тренеров вроде как с равными правами. Как будто из загона нас выпустили: все рвались, кто и что лучше предложит. В итоге начался поиск компромиссов, это сразу сказалось на атмосфере. Обезличивание тренера идет со времен Тихонова – я застал самое начало, потом как раз ушел», – рассказывал нам Хованцев.
Разумеется, результаты страдали: после января у женщин было всего два золота и две бронзы. По тем временам это считалось глубочайшим провалом, особенно при том наборе исполнителей: почти все герои Ванкувера (Зайцева, Богалий, Слепцова, Булыгина) к началу зимы были в обойме, ушла только Медведцева.
До весны СБР отвечал заклинанием: мы жертвуем сезоном ради подготовки к домашнему ЧМ.
Что это был за чемпионат?
О, от сборной ждали феерии – но в Ханты-Мансийске она в основном спасалась от гнева.
Оцените дух времени: три серебра мужской команды (а в довесок 4, 5, 7 места) трактовали как неудачу – тренера Михаила Ткаченко убрали после сезона. Кстати, с тех пор сборная (обоими составами) ни с одного ЧМ не привозила больше двух медалей.
Девушки часто были близко (4, 5, 6, 7 места), но отсутствие подиумов крайне накаляло обстановку. Женская эстафета закрывала программу ЧМ – на нее команда выходила в статусе действующих олимпийских чемпионок и чемпионок мира.
Еще до эстафеты все разругались
Полыхнуло вечером накануне старта – не включенная в состав Наталья Гусева выговорилась в фэйсбуке: «Мда... В этой жизни я, видимо, ничего не понимаю. Все печально. Всем дают реабилитироваться, только почему-то мной всегда жертвуют. Бог с ними, пускай делают, что хотят. И пускай Богалий бежит, уступлю. Надоело все уже. Анна никогда место свое не отдает, тем более – в эстафете. Да и есть кому словечко замолвить. Так и на Олимпиаде Анна меня подсидела, и ничего, пережила».
Вскоре Гусева остыла и извинилась – ее даже не отчислили из сборной. Годы спустя Хованцев рассказал нам, что по ходу ЧМ с женским составом обильно хитрили.
• Слепцова в миксте – решение руководства, чуть ли не на уровне региона (Светлана – из Ханты-Мансийска). Итог: два штрафных круга.
• Токарева в спринте – решение руководства, с лобби Тюменской области. Итог: 46-я в спринте, с пасьюта ее сняли как круговую.
• На самом деле Хованцев включил Гусеву в эстафету, но вместо нее в составе оказалась Богалий. За нее выступила команда, а заявку подали тайком от Хованцева. Итог: три штрафных круга от Богалий.
Что творилось в эстафете?
На первых двух этапах Россия получила 6 штрафных кругов (Юрлова + Богалий) – большую часть гонки впереди наших были 15-17 команд, отставание от лидера приближалось к 5 минутам.
Украшение этой стыдной гонки – экспресс-комментарии в прямом эфире (тогда еще канала «Спорт 1») от главного тренера Владимира Барнашова.
• О стрельбе Юрловой: «Это просто невероятно: самый стабильный спортсмен, сделать три круга – слов нет».
• О стрельбе Богалий: «Что она творила? У меня нет ответа на этот вопрос. Команда разобрана, однозначно».
По ходу третьего этапа – после решения Прохорова – Барнашов стал исполняющим обязанности тренера женской команды. Хованцев, всю гонку стоявший на трассе, даже не знал, что он больше не при деле. Хотя в те минуты его мысленно и вслух отправляли в отставку более-менее все.
Губерниев – во время стрельбы Богалий: «Первый выстрел – промах, второй – промах, да-а-а. Третий – промах. И четвертый – промах. И пятый – промах. Хм, да… Я не знаю, что после этой гонки должны сделать тренеры, которые отвечают за работу женщин. Можно поступить по-мужски… дальше я ставлю многоточие».
Важно понимать: отставка напрашивалась – Хованцев знал, что это его последние дни в должности. Он вообще хотел уйти по ходу сезона. Срезонировало не столько решение Прохорова, сколько его подача: прямой эфир, заброс новости комментатору, но не самому тренеру.
Финишировали 9-ми – на ленточке Зайцева разводила руками; вскоре после дисквалификации украинок стали 8-ми. Тогда было ощущение абсолютной катастрофы, сейчас это результат чуть ниже привычного. Например, и два, и три года назад на ЧМ девушки откатывались дальше.
Что говорили потом?
Михаил Прохоров: «Никаких эмоций не было, это трезвый расчет. Я понимал, что решение вызовет спорные эмоции. Это нормальное явление. Дело не в том, чтобы менять Иванова на Петрова, необходимо переосмыслить всю систему».
Сергей Кущенко: «Накипело к тому моменту много. Хованцев и сам много раз говорил, что не удивлен был отставке. Терпеть не могу неорганизацию в работе. При всем уважении к Анатолию Николаевичу, организации не было. Или она была, но не осязаемая для команды. Подхода, харизмы не ощущалось.
Опыта и имени недостаточно. Нужно уметь управлять. Сегодня тренеру сборной недостаточно просто быть хорошим специалистом с хорошим багажом – нужно быть харизматичным».
Анатолий Хованцев: «Ситуация стрессовая – уронили сильно. Шока не было, но ощущения неприятные. Как-то так все было сделано исподтишка. Не по-мужски. Даже если принимали решение в порыве эмоций, то все равно непонятно. Выглядит так, словно хотели растоптать.
Вечером после гонки Кущенко извинился за Прохорова. Они пришли с Барнашовым, Кущенко начал извиняться: я не знал, что готовится решение. Хотя я думаю, что знал».
«Сейчас я жалею, что вернулся в Россию». Интервью Хованцева через несколько часов после той гонки
Даже у Зайцевой сдали нервы
В отдельный сюжет сформировалась перепалка Ольги Зайцевой и журналиста Александра Бедарева в прямом эфире. Лидер сборной, для которой новость об увольнении Хованцева стала сюрпризом, вспылила после пары безобидных вопросов:
«Не журналистам и не болельщикам судить, что и как было в нашей подготовке. Рассуждать не ваше дело, а мое и тренеров. Может, я грубо сейчас говорю, но винить не буду ни себя, ни кого-то другого. Я ни с кем не планирую больше работать. Планирую заканчивать, это мой последний сезон. И не передумаю: если я сказала — значит, это все».
Через несколько недель Ольгу остудили – она бегала до 2014-го.
***
Хованцев, искавший спокойствия, сразу после увольнения вернулся в биатлонный клуб Контиолахти (Финляндия). С ним здорово сработалась Екатерина Юрлова – в 2015-м они пришли к золоту ЧМ, в прошлом сезоне Хованцев тренировал Дмитрия Малышко и Алексея Слепова.
Весной 2018-го боссом нашего биатлона стал Владимир Драчев, сделавший Хованцева главным тренером. И прошлое немного изменилось:
«Анатолий Хованцев, заслуженный тренер страны, был бессовестно уволен тогдашним шефом СБР Михаилом Прохоровым. Уволен прямо во время эстафетной гонки! Властолюбивый и экстравагантный олигарх пригласил Пихлера. И мы не выиграли ничего!» – тепло встретил нового тренера голос эстафеты-2011 Дмитрий Губерниев.
Мощное интервью Хованцева. Еще до того, как он возглавил русский биатлон
Фото: biathlonrus.com/Евгений Тумашов/СБР; РИА Новости/Александр Вильф
Это было актуально и тогда и сегодня.
А с Хованцевым тогда было омерзительно.