6 мин.

Александр Зубков: первый олимпийский чемпион – только на территории России

Мосгорсуд оставил ему медали, которые отнял МОК.

У бывшего бобслеиста Александра Зубкова теперь новое звание – «олимпийский чемпион на территории России». Такого титула в истории нашего спорта еще не было – спасибо российскому суду.

Судьбоносное для мирового спорта дело рассматривал в среду судья Мосгорсуда Ильнар Басыров.

«Судья не признал решение CAS на территории России, не было доказательств. Таким образом, вынесено решение о признании меня на территории России олимпийским чемпионом», – поделился Зубков радостью с Лентой.ру.

Для начала восстановим хронологию, как Зубков снова стал великим (хотя бы на территории России):

• на Играх-2014 в Сочи Александр Зубков выиграл два золота – в двойках (с Алексеем Воеводой) и в четверках (с Воеводой, Дмитрием Труненковым и Алексеем Негодайло);

• 24 ноября 2017 года комиссия МОК признала Зубкова виновным в нарушении антидопинговых правил в Сочи (царапины на его допинг-флаконах, аномальное содержание соли в одной из проб), аннулировала его олимпийские результаты и лишила обеих медалей;

• 1 февраля 2018 года CAS (Спортивный арбитражный суд) признал вину Зубкова в нарушении антидопинговых правил, заменив пожизненное олимпийское отстранение баном на одну Олимпиаду;

Аппелляцию на решение CAS в отличие от других спортсменов Зубков подавать не стал – вероятно, берег доказательства для Мосгорсуда.

• 17 июля 2018 года Зубков был переизбран на пост президента Федерации бобслея России;

Бобслей в заложниках у Зубкова: у него отняли золото Сочи, а он никуда не уходит

• 21 ноября 2018 года Мосгорсуд разрешил Зубкову (иск он подал в июне) не признавать и не исполнять на территории России решение CAS по его делу против МОК. А именно – называться двукратным олимпийским чемпионом и не возвращать выигранные медали обратно в МОК.

У Зубкова крутые адвокаты?

Гениальные!

Интересы Зубкова в суде представляла юридическая группа «КлеверКонсалт», одним из управляющих партнеров которой является адвокат Артем Пацев.

Юристы Зубкова представили в Мосгорсуде аргументацию запредельного уровня, почему моча их клиента не могла содержать следов допинга. Только вчитайтесь, что услышал от них корреспондент Р-Спорта в зале суда:

Зубков – пилот, а значит, от него не требовалось никаких серьезных физических затрат;

на пилоте лежит дополнительная ответственность за направление боба и здоровье разгоняющих, а значит, он не имеет права рисковать, принимая допинг.

Ну! Умеют же, когда хотят! Странно, почему такие веские доводы держали в секрете на процессе в CAS – там бы тоже впечатлились, и все бы закончилось намного раньше.

Кстати, судья Басыров не одинок во мнении, что в бобслее в принципе не нужны физические затраты (а значит и допинг) – сел и поехал.  Растолкать 200-килограммовый снаряд на старте до 40 км/ч (пилот толкает его вместе с разгоняющими) – это же так просто.

Кроме того, «Р-Спорт» сообщил, что «судья Басыров в решении сослался на презумпцию невиновности, сочтя решение CAS основанным на домыслах в связи с тем, что ни один из свидетелей, включая доктора Родченкова, не указал прямо на факт подмены пробы, не было доказательств подмены».

«Одним решением Мосгорсуд, похоже, выступает и против того, что все спортивные споры разбираются в CAS, и против бремени и стандартов доказывания, описанных во Всемирном антидопинговом кодексе», – удивляется решению гражданского суда спортивный юрист Дмитрий Морозов, практикующий в Канаде.

Что это значит, кроме всеобщего ликования?

Ничего. В мире на это просто не обратят внимания.

Такое решение было важно только одному человеку – Зубкову. И вот почему.

Решения о передаче сочинских медалей в бобслее до сих пор нет – с ним затягивает Международная федерация.

Рано или поздно его придется принять, но пока швейцарский экипаж Бита Хефти в двойках и латвийский Оскарса Мелбардиса в четверках зависли между реальным серебром, полученным в Сочи, и виртуальным золотом.

Зубков это понимает – скоро его золотые медали официально будут принадлежать другим.

Это не проблема с точки зрения их хранения. Например, партнер Зубкова по золотой четверке Дмитрий Труненков (его вину в Сочи, кстати, CAS счел недоказанной) возвращать медаль не собирался и без решения суда:

«Пока отобрать ее никто не пробовал, но я жду, пусть приезжают. Мы их встретим», – говорил Труненков год назад.

Вряд ли и Зубков опасается, что к нему нагрянут люди из МОК за медалями – юридически процедура возврата наград в олимпийской хартии не прописана. По сути, это добрая воля спортсмена – даже наказать за отказ формально не могут ни его, ни национальный олимпийский комитет.

Еще холоднее другая версия, озвученная Зубковым в иске. Дело точно не в пожизненной стипендии для олимпийских чемпионов, которую Александр снова сможет получать легально, и не в подаренном за сочинские победы автомобиле Mercedes GL – отбирать его никто не собирался.

Зачем Зубкову этот суд – неужели ему так важна репутация?

О, еще бы!

Стать первым в мире «олимпийским чемпионом только на территории России» сможет только человек с кристальной репутацией. Зубков – такой.

Правда, за время руководства Федерацией бобслея и скелетона России он разругался почти со всеми людьми, имеющими хоть какое-то отношение к бобслею и скелетону. Число открытых писем, судебных исков и конфликтов при нем вышло на запредельный уровень. Видимо, это проблема людей, а не Зубкова.

Впрочем, наверху на это готовы закрыть глаза – мало ли в стране необычных руководителей.

А вот нахождение во главе Федерации человека, пойманного на антидопинговых нарушениях и лишенного главных титулов, уже выглядело абсурдом и вызовом.

И в Минспорта, и в ОКР давно смотрят в сторону Федерации бобслея с откровенной брезгливостью. Разруливать там ситуацию с нуля нет ни желания, ни воли, ни способностей, да и вид спорта, чтобы тратить на него лишние силы и средства, не тот.

Проще отвернуться и не замечать.

Зубков это понимал лучше всех и выбрал правильный курс. Режим максимальной тишины – зайдите на официальный сайт Федерации или в ее соцсети. И обставиться, тоже по максимуму – письмо от Международной федерации, теперь решение Мосгорсуда – пусть хотя бы свои не придираются.

Чтобы и дальше работать во благо русского спорта Зубкову нужна была хоть какая-то бумажка. Фактическая.

И теперь она у него есть.

Фото: РИА Новости/Нина Зотина (1,5), Виталий Белоусов; Gettyimages.ru/Robert Cianflone; REUTERS/Arnd Wiegmann