Сколько стоят платья фигуристок, что в моде, какие цвета – провал? Мы все узнали
В фигурном катании встречают по одежде. Красивый внешний вид приносит дополнительные баллы. Неслучайно судьи оценивают не только сложность прыжков, вращений и дорожек шагов, но и общее впечатление – артистизм, красоту исполнения, передачу образов и музыки.
Платья и костюмы – отдельная история. Фигуристы заказывают их еще летом, над ними работают специальные дизайнеры – как правило, знакомые и проверенные люди. Они в курсе модных тенденций, умеют работать со сложными тканями, понимают специфику каждого вида (танцы, пары, одиночное) и отшивают так скрупулезно, что спортсмены в новых одеждах чувствуют себя уверенно и комфортно.
Вячеслав Самбур поговорил с Ольгой Оськиной, художником по костюмам, которая работала с чемпионкой мира Марией Бутырской, олимпийскими чемпионами Еленой Ильиных и Никитой Кацалаповым.
Ниже – сотни интересных подробностей.
1) Заказ костюма дизайнеру – как вас находят фигуристы?
– Многие думают, что пошив костюмов – это целая индустрия, с конкуренцией, борьбой за заказы. Но на самом деле в фигурном катании все сильно завязано на личных отношениях. У меня есть круг постоянных клиентов, который со временем меняется. В соцсетях я почти не пишу о работе, не веду сайт – но меня находят через связи, рекомендации.
Для любого дизайнера основная масса заказов – на детские костюмы, и эти дети потом вырастают на наших глазах; топ-фигуристы – это меньшая доля. Но даже чемпионы обращаются лично: я делала первые костюмы Лене Ильиных и Никите Кацалапову, еще когда они были детьми и катались в одиночниках. Как сейчас помню костюм Элвиса Пресли для Никиты и узбекский костюм для Лены, прошло уже больше 10 лет.
2) Кто и как формулирует пожелания?
– Обычно это условная команда: тренер, спортсмен, его близкие, родители и хореограф – они составляют техническое задание. Чаще всего приходят поздней весной или в начале лета, с тем, что готово на данный момент: иногда программы нет, но есть идея и музыка.
От меня нужны эскизы; уже на стадии прорисовки я подразумеваю определенную ткань или несколько вариантов ткани. Потом мы собираемся в магазине, нарезаем образцы и нумеруем – заказчик берет время на размышление. Еще важно встретиться со спортсменом, чтобы подобрать ему правильную телесную сетку – под тон кожи.
На выходе, после всех согласований и подборов должен получиться разумный компромисс между заданием команды и моими ощущениями от музыки, номера, внешности спортсмена.
3) Работа над костюмом: сколько нужно времени, сколько примерок?
– Стандартный срок – полтора месяца спокойной работы. Этого хватает, чтобы нарисовать, отстраниться на какое-то время, посмотреть на вещь новым взглядом. Бывают срочные заказы, с ними всегда много проблем. Бывает наоборот: платье лежит месяца три – не потому, что я так долго занята им; просто у спортсмена нет времени на примерку.
Нужно как минимум две примерки. На первой никакого платья еще нет – это, скорее, купальник или даже макет; но и его достаточно, чтобы определить натяжку, отметить конструктивные линии, для того чтобы сделать лекала. Вторая примерка – наверное, более зрелищная, там костюм близок к своему окончательному облику. Но еще не поздно что-то менять: спортсмены фотографируются в костюме, посылают снимки тренерам – на этом этапе идет обсуждение всей командой.
Иногда мы шьем вещи вообще без примерок – удаленно. Недавно у меня было несколько заказов из Владивостока: я получила только мерки, разумеется, снятые портнихой, которую я никогда не видела. Это всегда большой риск, но в этот раз мне повезло – все получилось здорово.
4) Какие требования к костюму и как его тестировать?
– Платье тестируют в два этапа. Есть определенный набор движений еще в примерочной: поднять руки, сделать ласточку, прогнуться вперед и назад – именно с тем, чтобы проверить натяжку купальника. Дальше – уже на льду, чтобы понять, все ли нормально с длиной. По-хорошему, нужно откатать полный номер.
Обычно любая проблема видна уже в примерочной. Но иногда случаются необъяснимые вещи: платье сидит идеально, но человек в нем себя не чувствует. У меня такое было с Машей Бутырской: сшили отличное платье, но она в нем падала. Не потому, что оно неудобное, просто психология. Фигуристы – люди суеверные, поэтому мы заменили платье.
С требованиями к платью все просто: не более 30-40% тела оголено, а главный принцип – каким бы изысканным ни было платье, это в первую очередь спортивная одежда. То есть главное – удобство и безопасность: прочная, хорошо тянущаяся ткань. Если это шелк, то он должен хорошо лететь, не прилипать и не цепляться. Ни один элемент не должен быть травмоопасным – ничего острого, никаких посторонних предметов; юбка такой длины, чтобы не закрывать лицо и не попадать под конек.
5) Насколько платья устойчивы к износу? Как за ними ухаживать?
– Точно хватит на пару сезонов активного использования. Иногда я вижу совсем старые платья, которые выглядят хорошо. В принципе такая практика существует – фигуристы передают друг другу костюмы, потому что они служат годами. Например, платье, в котором Яна Хохлова (чемпионка Европы-2009 в дуэте с Сергеем Новицким – Sports.ru) танцевала «Ночь на Лысой горе», Кристина Астахова (призер этапов Гран-при в паре с Алексеем Рогоновым – Sports.ru) позже использовала в программе «Мастер и Маргарита».
Яна Хохлова и Сергей Новицкий, 2009 год (слева), Кристина Астахова и Алексей Рогонов, 2015 год (справа)
Наташа Митюшина (выступала за Россию как одиночница и в танцах на льду за Италию – Sports.ru) заказывала у меня платья еще девочкой. Сейчас она тренирует и отдает ученицам свои старые – а они как новые. Мы укорачиваем юбку, немного изменяем пропорции, и эти платья смотрятся очень современно.
Платья не требуют сверхсложного ухода, единственное – нужна осторожная стирка, потому что приклеены камни. То есть стирать в холодной воде, не замачивать и не тереть – просто освежать. Клей для камней – на основе ПВА, прозрачный; но когда вещь стираешь – он размягчается и белеет. Потом платье высыхает, а клей опять становится прозрачным.
6) Сколько стоит платье под ключ?
– В ателье, с которым я сотрудничаю, платье стоит в среднем 50 тысяч рублей; это работа, ткани, камни. У частного мастера будет дешевле за счет того, что цена на работу ниже. Разброс в ценах на профессиональные платья небольшой; нет такого, что дешевое платье стоит 10 тысяч, среднее 50, а дорогое 200.
Глобальной разницы в ценах нет, потому что ткани примерно одни и те же, хотя бывают исключения. В прошлом году для платья Вики Синицыной мы использовали ткань высокой моды, очень дорогую. Существенно различается качество камней – австрийские, чешские или корейские. Различается также количество камней – обычно от 2500 до 5000 на платье. Они же во многом определяют и вес. Я никогда не взвешивала, да и мне никто не жаловался, но иногда чувствуешь: тяжелое получилось. Слышала, что Джонни Вейр когда-то выступал в костюме весом около 1 кг.
7) Как изменилась мода за последние 8 лет – с Игр в Ванкувере?
– Мода фигурного катания, хоть и кореллирует с мировой модой вообще, все равно достаточно консервативна в силу своей функциональности.
В целом, театральности стало меньше, а лаконичности больше. Платья стали более стильными, более простыми – прослеживается их связь с высокой модой, с актуальными образами. Теперь фигурист должен выглядеть современно – без лишних шнуровок, рюшечек и невнятных деталей. Такие костюмы еще можно увидеть, но все это смотрится старомодно.
Если говорить об отдельных изменениях: поднялась линия пришива юбки, сами юбки у танцоров стали короче. Меньше стало так называемых «костюмов для фигурного катания». Иногда спортсмены так и формулируют для меня задачу: сделайте мне такой костюм, как будто я просто пришел с улицы, надел коньки и вышел на лед.
Сегодня перед художником ставится задача сделать не красивое платье, а стильное, что бы это ни значило. Когда видишь простое стильное платье, то видишь и тонкую работу над ним; я сразу понимаю, как проходил поиск: как подбирали глубину выреза, плечи, как платье сопрягалось с фигурой спортсменки.
Я сужу об изменениях в моде даже по своим эскизам. Когда есть заказ, я рисую примерно три варианта на заданную тему и дополнительно показываю старые эскизы – те, которые никем не использовались. У меня накопился огромный банк за 20 лет, но сейчас я не добавляю ничего из работ раньше 2013-го. То есть последние 5 лет мне нравятся, а все, что старше – уже явно несовременное. Хотя еще недавно казалось актуальным.
Мне кажется, у иностранцев больше пофигизма в выборе костюмов – они не заморачиваются. Поэтому и всегда есть разброс: попадаются и удачные решения, и совсем провальные. Я на них смотрю и недоумеваю: как можно было сделать настолько мимо?
8) Спрос на цвета тоже поменялся?
– Если по-прежнему сравниваем с Ванкувером-2010, то стало меньше вызывающих, флюоресцентных или банальных цветов.
Австралийская фигуристка Кайлани Крейн, Гран-при Японии-2018
Я вижу, что натуральных тканей теперь больше – а они всегда более сложного цвета по сравнению с синтетикой. Поэтому выигрышно выглядят глубокие цвета: винный, черный с оттенками. Зеленый – очень интересный цвет, он идет мало кому из девушек, но если идет – надо обязательно пользоваться.
Я смотрела этапы Гран-при этого сезона – очень удачно выглядят цвета близкие к телу: палевый, сложно-розовый, нежные тона. Что всегда неудачно – цвета, близкие к цвету льда: серый, грязно-голубой. Не буду называть пару, но я обратила внимание в этом сезоне: светлое платье у партнерши, такая же светлая рубашка у партнера и черные брюки. Было ощущение, что на льду танцуют только брюки.
9) Ваши самые сильные работы?
– Мне всегда нравится делать что-то в первый раз. В 2011 году я проектировала платье для Лены Ильиных к программе «Дон Кихот», и мы попробовали сделать настоящую, неадаптированную балетную пачку. Мама Лены даже обратилась в фирму, которая специализируется на пошиве балетных костюмов. Там изготовили тренировочную пачку, чтобы Лена привыкла к новой форме юбки, а затем сшили платье для выступления.
«Дон Кихот» – произвольная программа, а обязательным танцем в том сезоне был вальс, и Лена с Никитой выбрали вальс Шнитке. Это нервная, рваная музыка, поэтому я спроектировала не классическое платье для вальса, а платье в стиле танго или даже латины.
В 2016-м мы делали платье для короткой программы Вики Синициной – темно-синее с золотом; в нем мы впервые использовали подвески из бисера. Нам хотелось сделать платье в стиле 1920-х с «шевелящейся» юбкой из стекляруса, но стеклярус в фигурном катании недопустим из-за травматичности. У него острый край, со временем он перерезает нитку, на которой держится. Мы заменили стеклярус на бисер – это невероятно трудоемкая работа, но оно того стоило.
И еще вспомню комбинезон для Елены Соколовой на тему «Ромео и Джульетта». Это была такая неоднозначная черная татуированная Джульетта. Мне вообще нравится синтез различных технических приемов и направлений, возможность разрушить границы и соединить несоединимое. Если это происходит, если заказчик разрешает мне это сделать, то платье автоматически попадает в категорию любимых.
10) Самые удачные/неудачные костюмы сезона-2018/19?
– Начало сезона – это обычно хороший, безопасный и бесспорный уровень костюмов. Назову несколько запомнившихся.
• Очень понравились костюмы Степановой и Букина. Ритм-танец – острое, небанальное платье, построенное на контрастах объемов и фактур. В произвольной программе платье графичное, даже каллиграфичное. Мне всегда нравится, когда обе программы объединены каким-то неуловимым авторским почерком; и непонятно, что это – работа художника или красота и чувство стиля спортсменов.
• Я вообще люблю графичность в костюме, поэтому отмечу точный образ и черное платье Оливии Смарт, с орнаментом-татуировкой на спине.
• У Лоррейн Макнамары в произвольной программе фарфорово-розовое платье-лепесток. Спиралевидные линии словно подхватывают и продолжают движение, платье танцует вместе с фигуристкой.
Не буду называть платья, которые не понравились, потому что знаю, сколько труда уходит на создание. Перечислю только основные подходы, которые мне не близки.
• Старомодные платья, громоздкие и помпезные.
• Когда тема раскрывается «в лоб».
• Когда из юной девочки при помощи костюма и прически делают тетеньку.
• Скучные платья, когда нет попытки выйти за границы классического платья для фигурного катания. Мне нравятся цитаты, заимствования из высокой моды или уличной моды.
Загитова в роли Лары Крофт: яркая помада, кожаные брюки и танец под Survivor
Фото: facebook.com/Elena Kvita, Таня Сушенкова; РИА Новости/Илья Питалев; globallookpress.com/Fei Maohua/Xinhua, Alexander Kulebyakin, Naoki Morita/AFLO SPORT; Gettyimages.ru/Oleg Nikishin/Epsilon (6,7); globallookpress.com/Kenjiro Matsuo/AFLO SPORT; a href=»http://www.ria.ru/»>РИА Новости/Алексей Даничев (9,10); REUTERS/Joe Nicholson/USA TODAY Sports
Синее с золотом - очень красивое было платье у Синицыной, Ольга молодец. И тенденции описаны точно. Хотелось бы больше видеть красивых, стильных костюмов на льду, т.к. на данный момент бывает, что костюм всё портит.
Может, федре придумать конкурс по костюмам для молодых дизайнеров?))